Авторские материалы Исторический деятель как народная идея: в России отмечают 600-летие обретения мощей Сергея Радонежского
Персоны
В России отмечают 600-летие обретения мощей Сергея Радонежского. Основные торжества проходят в Троице-Сергиевой Лавре, основанной преподобным. К празднику туда доставили знаменитую икону Андрея Рублева – "Троицу" из Третьяковской галереи. О традиции почитания Сергия Радонежского напомнит обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
В Русской церкви ежегодно отмечаются 2 дня памяти Сергия Радонежского: день его кончины (8 октября по новому стилю) и 18 июля – день обретения (в церковнославянском варианте – обре́тения) мощей. Это событие произошло ровно 600 лет назад, в 1422 году. Тогда могила преподобного была вскрыта, и монахи обнаружили в гробу нетленное тело Сергия.
В ту пору процесс канонизации еще не был формализован. Преподобный Сергий был причислен к лику святых без какого-либо соборного решения, а просто вследствие широкого народного почитания, не прекращавшегося с момента его смерти в 1392 году. В канонизации была заинтересована и великокняжеская власть. Московское государство, уже ставшее центром притяжения русских земель, нуждалось в новых символах. А Сергий Радонежский при жизни выступал за национальное единение.
О жизни преподобного неплохо известно из жития, составленного его учениками. Считается, что он родился в 1314 году в семье ростовских дворян. Ростов быстро попал в полное подчинение Москвы. И семья Варфоломея (это мирское имя Сергия) получила село Радонеж в 60 километрах от Московского Кремля. Тогда это было глухое место. После смерти родителей Варфоломей отказался от отцовского наследства и основал монастырь недалеко от Хотькова. Сначала он трудился там только вместе с братом. Затем вокруг них стала складываться немногочисленная монашеская община. Монастырь был посвящен Святой Троице. Кстати, до того времени это было редким явлением. К середине XIV века Русь еще не оправилась от монгольского нашествия. Большинство монастырей лежали в руинах. Варфоломей, принявший в монашестве имя Сергий, по сути, возобновил древние традиции. Он сам основал сразу несколько обителей. Его ученики устроили уже около 40 монастырей, а ученики учеников – не менее 50.
Троицкий монастырь быстро стал духовным центром Московского княжества. Известно, что митрополит Алексий уговаривал Сергия стать его преемником на московской кафедре. Но преподобный решительно отказался. Хотя он принимал участие и в политической жизни страны – мирил князей, при этом не заискивал и перед Дмитрием Донским. Когда великий князь решил поставить своего митрополита без ведома Константинополя, Сергий отказал ему в поддержке. Впрочем, уже скоро преподобный благословил Дмитрия на Куликовскую битву.
В народе тем временем расходились истории о многочисленных чудесах троицкого игумена. После смерти Сергия его монастырь (со временем он получил статус лавры) становится обязательным местом паломничества для всех московских князей, а затем – и для царей, и для императоров, как и для миллионов православных со всей страны. Как писал историк Ключевский, Сергий Радонежский – один из тех, кто смог "выступить из границ своего времени", превратившись из исторического деятеля в "народную идею".