Традиции Духовный подвиг Сергия Радонежского
Персоны
600-летие обретения мощей Сергия Радонежского.
МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это передача "Традиции", Сергей Михеев. И у нас сегодня в гостях Владислав Игоревич Петрушко – доктор церковной истории, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Приветствую вас, Владислав Игоревич.
ПЕТРУШКО: Здравствуйте.
МИХЕЕВ: Ну и поговорим мы сегодня о преподобном Сергии Радонежском, 600-летие обретения мощей которого мы отмечали совсем недавно. По этому поводу была большая служба в Сергиевом-Посаде, в Троице-Сергиевской Лавре, и много было мероприятий, с этим связанных. Ну и вообще Сергий Радонежский в нашей истории занимает особенное место, причем не только в церковной истории, не только, так сказать, в истории, связанной с православным христианством, но и в истории политической. Даже в советское время и Сергии Радонежском, ну насколько я помню, упоминали. По крайней мере в те годы, когда я уже учился в школе, я помню, что его фигура (и что было для меня достаточно удивительно, я помню, мне, так сказать, запало это в душу) появлялась даже в учебнике истории в связи с Куликовской битвой, конечно же, в связи в том числе благословения Дмитрия Донского, с Ослябя и Пересветом – монахами, значит, которые были благословлены на участие в этой битве. По этому поводу снимались даже, так сказать, фильмы. Помню мультипликационный фильм "Лебеди Непрядвы" такой был, тоже очень интересный в моем детстве, когда я увидел там стяг с ликом Христа-Спасителя, и как раз вот это благословение Сергием Радонежским на битву. Ну и многое, что с ним связано было, а также потом достаточно яркий такой эпизод – это в смутные времена, значит, осада поляками Троице-Сергиевой Лавры, ну и тоже там без упоминания Сергия Радонежского не обходилось. Вот, Владислав Игоревич, с чем связано, и вообще что такое Сергий Радонежский для русской истории, для истории русского православия? И почему он вот так вот особо почитаем, и почему он настолько, мне кажется, в нашем сознании, так сказать, глубоко присутствует, что даже советская власть при всем ее атеизме не могла проигнорировать его значение, так сказать, в нашем историческом процессе?
ПЕТРУШКО: Прежде всего припомню цитату знаменитую из Василия Ключевского – нашего великого историка, который говорил, что Троице-Сергиева Лавра – это духовное сердце России. Оно бьется до тех пор, пока лампада у гроба преподобного Сергия не угаснет. И, казалось, она угасла после революции, когда Лавру закрыли, когда и мощи Сергия были осквернены фактически, они находились в музее, и в Лавре царила мерзость запустения. Но вот пришла Великая Отечественная война, и вспомнили о великих героях прошлого, и в том числе о Дмитрии Донском. А вспомнив о Дмитрии, нельзя было не вспомнить и о Сергии, который собственно благословил его и чей духовный подвиг лежал в основе подвига воинского, подвига Дмитрия Донского и его сотоварищей, вышедших на Куликово поле. Ну и закономерно, конечно, то, что с переменой взгляда и на историю, и на место церкви русской в истории изменилась политика, как мы знаем, советской власти по отношению к церкви, в годы войны храмы стали опять открывать. И вот после войны опять открылась Троице-Сергиева Лавра, мощи преподобного Сергия были возвращены на исконное место, и все встало на свои места. И с тех пор опять это духовное сердце России бьется...
Слушайте в аудиофайле!