Картинка

Нацвопрос Традиции Рождества христиан Ближнего Востока

24 декабря 2022, 02:14

Персоны

Традиции Рождества у христиан Ближнего Востока, святыни христианского мира в арабских странах обсуждают Марат Сафаров и Алексеем Муравьевым, доктор исторических наук, доцент Высшей школы экономики, старший научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук.

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вестей ФМ" программа "Нацвопрос". В студии – Марат Сафаров.

Сегодня перенесемся на Ближний Восток, в предрождественские дни поговорим о христианстве в этой части мира, об истории христианства, о современных традициях, обозначим географию того, что называется христианским Ближним Востоком. Часто это понятие, это словосочетание в разных производных применяется в различных научных исследованиях, часто становится темой в средствах массовой информации в связи с текущей политикой. Но мы обратимся, может быть, и к культуре христианского Ближнего Востока, и о традициях, и о святынях поговорим, и о том, как Рождество отмечать. Но прежде всего должны мы будем обозначить место ("Время и место" – как называется одна из программ на нашей радиостанции) – где и когда это все зародилось и складывалось.

Один из самых лучших гостей, которых можно придумать на эту тему и которого можно пригласить. Ведущего специалиста по истории христианского Востока мы сегодня встречаем в студии "Вестей ФМ" – Алексей Владимирович Муравьев, доктор исторических наук, доцент Высшей школы экономики, старший научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук. Алексей Владимирович, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".

МУРАВЬЕВ: Здравствуйте.

САФАРОВ: Давайте с географии начнем, прям вот так, может быть, по-школьному. Христианский Ближний Восток или христианство на Ближнем Востоке, или на Востоке. Во-первых, как точнее и где, о чем мы говорим, если представим себе карту?

МУРАВЬЕВ: Восточное христианство по определению – это совокупность христианских культур, языков, народов, традиций, которая с начала нашей эры, то есть буквально с I-II веков, развивается или существует на территории как Ближнего Востока, включая Африку, так и Центральной Азии и даже Китая. В каком-то смысле можно сказать, что вот христианский Ближний Восток – это часть большого христианского Востока, который не ограничивается территорией только Востока Ближнего.

САФАРОВ: То есть, если мы говорим о современных странах, то это не только арабский мир.

МУРАВЬЕВ: Совсем не только. К христианскому Востоку относятся, например, такие страны не арабского мира, как Эфиопия, такие страны совсем не арабского мира, как, например, Грузия и Армения. К христианскому Востоку так же относится, например, Юго-Западное побережье Индии, Малабарское побережье, которое совсем не арабское. И, конечно, к христианскому Востоку так же, наверное, надо отнести наследие исчезнувших, но тем не менее до сих пор существующих в виде памятников и предметов для изучения, культур тюркских и иранских народов Центральной Азии и Западного Китая.

САФАРОВ: Да. Когда-то в студенческие годы я читал о несторианах, и это тоже, наверное, часть этого большого христианского Востока. Но если мы говорим о языках культа, о языках литературы, о языках тех памятников, которые сохранились, все-таки это какие языки?

МУРАВЬЕВ: Главным языком христианского Востока до арабского завоевания, то есть до VII века, был арамейский или, точнее, восточный диалект арамейского языка, который называется обычно в традиции сирийским. Это сирийский язык, то есть язык, родственный тому языку, на котором говорил Иисус Христос, апостолы, остатки которого видны в евангельском тексте и в других памятниках ранней апостольской эпохи. Кроме сирийского языка, примерно с V-VI веков, к нему начинает прибавляться арабский язык, то есть язык, на котором говорили арабы-христиане.

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Нацвопрос. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация