Картинка

Научный факт Гипноз: 90% чистый обман, 10% самовнушение

13 октября 2023, 22:15

Персоны

9 октября 1989 года в СССР состоялся первый телесеанс Анатолия Кашпировского. На глазах у миллионов прильнувших к экранам зрителей этот человек буквально одним движением рук исцелял неизлечимо больных людей.

Обладал ли Кашпировский уникальными способностями или это было банальное шарлатанство? Можно ли лечить людей с помощью гипноза? И вообще – что такое гипноз? Используют ли его банковские мошенники или рекламщики? Эти темы Руслан Быстров обсудил с научными экспертами. В эфире – доцент Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, врач-психиатр высшей категории, кандидат медицинских наук Вениамин Житловский, ученый-психонейроиммунолог Александр Блинков, доктор биологических наук, академик РАН, профессор, заведующий лабораторией клеточной нейробиологии обучения Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Павел Балабан, историк, кандидат педагогических наук Марат Сафаров, заведующий отделением психиатрии Института мозга человека РАН Валерия Серазетдинова, основатель "Российского поведенческого департамента" Арсен Даллакян.

БЫСТРОВ: Приветствуем наших первых научных экспертов. Доцент Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова, врач-психиатр высшей категории, кандидат медицинских наук Вениамин Житловский.

ЖИТЛОВСКИЙ: Кашпировский, когда использовал телесеансы, он не очень контролировал, что происходило с теми людьми, которые смотрели и слушали. И была масса осложнений, как у любой медицинской методики.

БЫСТРОВ: Но воздействие в таком формате возможно?

ЖИТЛОВСКИЙ: Конечно. Просто не известно, какие были дальнейшие результаты. […] Тот, кто находится под влиянием врача, фактически в 100 % получит результат.

[…]

БЫСТРОВ: Ученый-психонейроиммунолог Александр Блинков.

БЛИНКОВ: Кашпировский – это врач-психиатр, закончивший Харьковскую академию постдипломного образования, причем с отличием, работающий в психиатрическом блоке и имеющий богатый клинический опыт. Конечно, он разработал определенную методику, где через телевизор происходило влияние. Ну, у нас через телевизор – у нас реклама запускается. Если мы с вами будем отвергать, что это имело какое-то воздействие или не имело воздействия, тогда нам рекламу важно отменить или политические передачи. […] И давайте помнить, что у нас есть плацебо-эффект. Это означает, что у нас есть методы спонтанного излечения, такой психогенный маркер, что если вы уверены в том, что у вас все хорошо и замечательно, это влияет на течение большинства таких заболеваний.

[…]

БЫСТРОВ: Доктор биологических наук, академик РАН, профессор, заведующий лабораторией клеточной нейробиологии и обучения Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Павел Балабанов.

БАЛАБАНОВ: 90 % – это чистый обман, 10 % – самовнушение. Кашпировский приходил к нам в институт, у него ничего не получилось. С интересом, большим интересом пытались понять – ни одного человека он не сумел загипнотизировать. […] Поэтому у меня полный скепсис на эту тему.

БЫСТРОВ: То есть получается, что сотни тысяч людей, если не миллионы, которые собирались перед телеэкранами, обманывали себя и окружающих?

БАЛАБАНОВ: Конечно. Это чистой воды самовнушение. Самовнушение – это самое эффективное, что есть. … Вы знаете, если с утра вам плохо – у вас плохое настроение, но если взять и улыбнуться несколько раз просто в зеркало, у вас будет приток положительных гормонов, и у вас целый день будет лучше и настроение, и будет лучше все получаться. Это прекрасно известно, и никакого гипноза не нужно, это чисто гормональная реакция. […]

Если человек в некоторой растерянности, не очень понимает свое будущее, хочется во что-то верить, что-то принять, какую-то линию, что-то сделать, эта готовность определяет очень многое.

[…]

БЫСТРОВ: Мы вспоминаем Анатолия Кашпировского, его сеансы, но на самом деле у него был очень именитый предшественник и даже, возможно, более именитый, чем сам Кашпировский. Я имею в виду, конечно, Вольфа Мессинга, о котором мы сейчас и поговорим с историком, моим коллегой Маратом Сафаровым. Вопрос, конечно, возникает главный: а был ли действительно экстрасенс Мессинг, или это все была эстрада, это все было шоу?

САФАРОВ: Безусловно, Вольф Григорьевич Мессинг – человек талантливый. Другой разговор, что советский контекст, советские реалии дали ему какую-то повышенную славу, которая, возможно, в другом временном контексте не была бы столь значима. Поскольку он фактически был такой легализованный, отвечавший за такую, условно, "мистическую" сторону советской эстрады. Вокруг его имени при жизни и в особенности после смерти сложилось большое количество мифов, в особенности, связанные с такими ключевыми событиями в мировой истории, как Великая Отечественная война, как его якобы беседы и встречи со Сталиным. […] Вот эта мифология о том, что великие правители истории XX века, в частности, и Хрущев впоследствии якобы с Мессингом встречался, они не подтверждаются историческими сведениями. […] Если сейчас встретиться еще с людьми, которые живы и которые видели Мессинга, они все равно будут настаивать на том, что это был сверхчеловек.

[…]

БЫСТРОВ: Сегодня наша тема – гипноз. Заведующая отделением психиатрии Института мозга человека РАН Валерия Серазетдинова. Можно ли считать гипноз научным методом?

СЕРАЗЕТДИНОВА: Однозначно сказать, конечно же, нельзя, потому что его в большей степени относят к псевдонаучным методам. Поэтому в данном случае мы говорим, что доказательной базы считать гипноз научным методом у нас нет на данный момент. … Он разрешен, он не является каким-то незаконным методом, просто ставится под вопрос его доказательность.

[…]

БЛИНКОВ: Важно ответить, что же такое гипноз. Потому что чаще всего, когда его произносят, оно какое-то такое становится эзотерическое и мистическое. На самом деле все гораздо проще. […] Гипноз – это и есть сон, просто сон с помощью другого человека и качественно улучшенный.

[…]

БЫСТРОВ: От чего излечивать можно с помощью гипноза? […]

ЖИТЛОВСКИЙ: На самом деле, если мы обсуждаем медицину, то это не наука, это искусство. Можно провести операцию под гипнозом, то есть не надо обезболивающих, не тяжелую. Экстремальные какие-то ситуации, человек попал в какую-то ситуацию и перестал говорить. Вот в данном случае психотравма достаточно легко могла бы быть исправлена при помощи этого метода.

[…]

БЛИНКОВ: Международное общество гипноза сейчас работает вместе со Всемирной организацией здравоохранения для того, чтобы реально легализовать гипноз как один из способов работы с болью. И это официальное такое применение медицинского гипноза, который происходит, например, при родах, для того, чтобы минимизировать воздействие, например, наркоза, потому что бывает наркозная травма. Также у нас бывает боль не только физическая, но бывает и психоэмоциональная. Вот для того, чтобы убрать это состояние тревожности, часто применяется гипноз в том числе.

[…]

БАЛАБАНОВ: Это экспериментально доказано и показано: если человек осознает, что его гипнотизируют и он не хочет этого, подсчеты разные, но обычно 90 % людей не поддаются такому гипнозу. Правда, нужно уточнить, что называется гипнозом. Если это просто внушение, то это не совсем, на мой взгляд, гипноз. Внушить можно человеку что угодно, как угодно, через 25-й кадр в рекламе, и так далее. А вот настоящий гипноз – это означает, что человек должен уйти из реальности, он сам должен этого хотеть. Если он не хочет – я не видел таких случаев.

БЫСТРОВ: Основатель "Российского поведенческого департамента" Арсен Даллакян.

ДАЛЛАКЯН: В маркетинге, в рекламе, конечно же, гипноз в классическом понимании, в клиническом его понимании не используется. Но используются инструменты внушения, влияния и убеждения, которые затрагивают бессознательные части человеческого мышления и восприятия.

БЫСТРОВ: То есть получается, что маркетинг даже посильнее гипноза, потому что гипнозу, говорят, поддаются не все, а маркетингу – практически все.

ДАЛЛАКЯН: С такой точки зрения можно сказать – да, во всяком случае он точно более массовый, он точно чаще воздействует на человека из тех углов, когда он не ожидает, он деперсонализирован. То есть, если говорить про гипноз, как правило, подразумевается взаимодействие человека с человеком. Когда говорим про маркетинг, подразумевается взаимодействие любой коммуникации с человеком. А коммуникация может быть и интернет, и интервью случайного эксперта (такого, как меня, например), это может быть и музыка, это может быть и какой-то фильм, кусок фильма, и так далее. Ты не ожидаешь, когда на тебя начнут воздействовать.

Слушайте в аудиофайле!

Научный факт. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Научный факт

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация