Авторские материалы Сервис "второй руки" защитит клиентов банков от потерь

8 мая 2024, 13:23

Персоны

В Государственной думе обсуждается законопроект, который обяжет банки согласовывать кредиты и денежные переводы клиентов с их родственниками, чтобы предотвратить мошенничество. Доверенное лицо в течение 12 часов должно подтвердить или отклонить операцию. По мнению Центробанка, этот механизм защиты будет востребован среди социально уязвимых групп населения и их близких людей. Подробности выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.

Так называемый сервис "второй руки", когда финансовую операцию клиента перед ее совершением одобряют доверители, уже используют некоторые банки, как инструмент защиты от мошенников. Теперь этот механизм будет внесен в закон "О банках и банковской деятельности" и системно значимые кредитные организации будут обязаны дать возможность клиенту оформить доверенность на третье лицо, которое получит право отклонять или подтверждать операции в течение 12 часов с момента уведомления от банка. В случае отсутствия реакции банк откажет в проведении трансакции. По мнению гендиректора национального агентства финансовых исследований Гузелии Имаевой, этот банковский сервис поможет социально незащищенным категориям граждан и пожилым людям, которые обладают меньшей цифровой грамотностью:

ИМАЕВА: По результатам наших исследований люди с инвалидностью, пожилого возраста, которые очень доверчивые, у кого-то низкий уровень цифровой грамотности, подвержены в большей степени, чем все остальные россияне риску мошенничества. Данная инициатива позволит быть таким превентивным инструментом от такого рода потерь.

Механизм будет работать следующим образом: гражданин сознательно в офисе банка передает своему доверителю, как правило, это близкий родственник, право контролировать определенным образом совершение различных финансовых операций. Причем само доверенное лицо имеет право лишь одобрить или отклонить подозрительную трансакцию, но не получает доступ к счетам своего подопечного и не может вместо него совершать операции. Также в договоре обозначается и сумма, с которой возможна блокировка. Услуга должна быть добровольной и бесплатной для всех. По словам гендиректора национального агентства финансовых исследований Гузелии Имаевой, в последнее время фиксируется рост объема операций, проведенных либо без согласия клиентов, либо под влиянием обмана. Законопроект может помочь в борьбе с мошенниками:

ИМАЕВА: По результатам последнего осеннего исследования фактически 90% населения сталкивалось с различными формами мошенничества. Это и онлайн-мошенники, это и телефонные звонки под видом правоохранительных и госорганов, фактически используется социальная инженерия. И на фоне роста мошенничества данная инициатива – вовремя, для того, чтобы минимизировать эти риски.

Действие документа не распространяется на самые массовые трансакции, совершаемые с использованием сервисов системы быстрых платежей, платежных карт, электронных кошельков, поскольку они непривлекательны для мошенников. Однако, как утверждают эксперты, большое количество случаев мошенничества происходит под воздействием способов социальной инженерии, когда клиент снимает деньги непосредственно в офисе банка и переводит их мошенникам. Поэтому законопроект требует доработок, как и описания механизма отзыва доверенности, чтобы исключить риски злоупотребления со стороны поручителя.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация