Наша Арктика Продовольствие в Арктике: проблемы и их решение
Персоны
Владимир Путин в ходе пленарного заседания ВЭФ выделил ключевые направления для развития Дальнего Востока, Сибири и Арктики, на которых сконцентрированы недропользование, образование, наука, комфортная жизнь и продовольственная безопасность. Что меняется с точки зрения логистики и расширения ассортимента, товаров, продовольствия? Об этом Марат Сафаров беседует с Сергеем Никоноровым.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Наша Арктика", в студии Марат Сафаров.
В ходе пленарного заседания Восточного экономического форума в начале сентября этого года президент нашей страны Владимир Путин обозначил приоритеты развития Дальнего Востока, Сибири и Арктической зоны нашей страны, сконцентрировав внимание на наиболее важных вопросах как для экономики страны, так и для населения этих территорий: недропользовании, образовании и науке, создании условий для комфортной жизни. "Любые управленческие программы и планы развития Арктики должны обязательно содержать "человеческую составляющую" – поддержку желания населения постоянно жить и трудиться на этих территориях", – отметил наш президент.
Одна из важнейших тем в обеспечении жизни людей в Арктике — продовольственная безопасность. И сегодня мы обсудим тему продовольственной безопасности в Арктике с доктором экономических наук, директором Центра исследований экономических проблем развития Арктики экономического факультета МГУ имени Ломоносова Сергеем Никаноровым. Сергей Михайлович, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".
НИКАНОРОВ: Добрый день.
САФАРОВ: Сергей Михайлович, организация Северного завоза сейчас. Продовольствие и Северный завоз – темы взаимосвязанные. Что меняется с точки зрения логистики и расширения ассортимента товаров, продовольствия? И, конечно же, роль активизации Северного морского пути в этом направлении.
НИКАНОРОВ: Спасибо за вопрос. На самом деле, если коротко, то можно ответить на этот вопрос следующим образом. Во-первых, организация Северного завоза, как вы уже сейчас сказали, меняется с точки зрения как логистики, так и расширения ассортимента продовольствия. Во-первых, это создание федеральной государственной информационной системы мониторинга Северного завоза (ФГИС "Северный завоз"). Эта система должна обеспечить обработку и анализ информации о поставках товаров в удаленные регионы, мониторинг движения грузов и своевременно выявлять угрозу сбоев поставки. Во-вторых, определение единого морского оператора Северного завоза. Он обеспечит регулярные перевозки грузов между морскими портами. В-третьих, изменение ценовой политики. Регионы смогут влиять на оптовую и розничную стоимость грузов и торговую надбавку. Субъекты могут устанавливать предельные тарифы на перевозку и хранение товаров первой категории. В-четвертых, это расширение перечня поставляемой продовольственной продукции. Согласно утвержденному правительством Российской Федерации перечню грузов Северного завоза первой категории подлежит субсидированию завоза уже 73 наименований продовольственных товаров, что означает, что большая часть продуктов на прилавках магазинов будет завозиться уже с государственной поддержкой и реализовываться с ограниченной торговой надбавкой. Это если коротко.
Если чуть-чуть расширить, то мы понимаем, что каждый регион из 10 сейчас регионов субъектов Российской Федерации, которые входят в Арктическую зону Российской Федерации, проблемы свои. Но вот с 1 апреля 2024 года вступил закон о Северном завозе. Эта система снабжения уже сейчас жизненно необходимая, значит, обеспечивает товарами 25 регионов России, кроме только 10-ти, которые входят в Арктическую зону России. Это более 3-х миллионов человек из 206 муниципальных районов. Ежегодно туда уже доставляют около 3,3 миллиона тонн грузов, большая часть приходится на Республику Саха (Якутия) – 55,5%, Камчатский край – 18% и Чукотку – почти 10%.
Слушайте в аудиофайле!