Отзвуки театра с Александром Калягиным Людмила Максакова: профессия из первых рук
Персоны
"Она изменчива, как московская погода, - сказала как-то об актрисе Людмиле Максаковой критик Наталья Казьмина. - Не до конца разгадана, как истинная вахтанговка. Противоречива, как истинная женщина. Умна и самостоятельна, как истинный мужчина. Авантюрна, как настоящая актриса".
Или вот такое замечание: "Максакова - профессионал до мозга костей, и когда ей звонят журналисты, не разбирающиеся в искусстве, актриса их резко обрывает, так как презирает дилетантов, ненавидит "желтую прессу", предпочитающую копаться в "грязном белье". Называйте это как хотите: снобизмом, излишней щепетильностью, но Людмила Васильевна принадлежит к немногочисленному клану истинных интеллигентов и остается верной великой культуре"...
Итак, гостья этой программы - народная артистка России Людмила Васильевна Максакова.
(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)
Людмила Васильевна Максакова родилась в сентябре 1940 года в Москве в творческой семье. Мать - Мария Петровна Максакова, известнейшая оперная певица, народная артистка СССР.
В 1961-м году Людмила Максакова окончила Театральное училище им. Б.В.Щукина; с 1961 года - актриса Академического театра им. Евгения Вахтангова.
Дебютировала на сцене театра в роли Маши Чубуковой в спектакле "Стряпуха замужем", а через год сыграла цыганку Машу в "Живом трупе" Л.Н.Толстого. В 1963 г. Рубен Симонов восстановил легендарный спектакль Вахтангова "Принцессу Турандот", в котором Максакова сыграла одну из главных ролей - татарскую княжну Адельму. Великолепные данные актрисы: сильный голос, безупречная пластика, врожденное чувство стиля, красота, гармонично сочетались с изысканнейшей режиссерской формой. Вчерашняя студентка проявила виртуозное мастерство в сложнейших переходах от трагедийного пафоса к иронической оценке поступков своей героини, - отмечала театральная критика. Эта роль сразу вывела молодую Максакову на столичную театральную орбиту...
Помимо работы в театре, Людмила Максакова преподает актерское мастерство в театральном училище имени Б.Щукина. Она замечательный, тонкий, проникновенный педагог, стремящийся раскрыть индивидуальность студента. Каждая встреча с ней - великолепная школа для будущих актеров.
Снималась у таких режиссеров как Г.Чухрай, Ю.Райзман, Л.Хейфиц, И.Таланкин, П.Фоменко, С.Говорухин, Я.Фрид, П.Тодоровский, А.Сурикова. Наиболее известные роли - в фильмах "Жили-были старик со старухой", "Конец "Сатурна", "Твой современник", "Неподсуден", "Плохой хороший человек", "Поездки на старом автомобиле", "Летучая мышь", "По главной улице с оркестром", "Осень", "Десять негритят".
Людмила Максакова - народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии. член Союза театральных деятелей, член Союза кинематографистов...
МАКСАКОВА: Все так, но, помимо спектаклей в Театре Евг.Вахтангова, я принимала участие в постановках и других режиссеров в других театрах... В этом, наверное, отмеченная авантюрность: я соглашалась на приглашения, которые вполне могли бы закончиться если не крахом, то... Все-таки работать не в родном театре - задача сложная...
- Но вы жадны до работы...
МАКСАКОВА: Я по-другому не предсталяю себе свою жизнь: нас так воспитали. И я не знаю, чем еще можно заниматься, если ты увлекся театром: если ты увлекся настоящим театром, то эта страсть поглощает тебя целиком и полностью. Сейчас, кстати, вышел замечательный двухтомник "Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства". Его хотели назвать "Вахтангов без купюр" (что было бы более верно.) В книге описана вся жизнь Евгения Багратионовича, действительно без купюр, - о нем можно узнать все. И, в частности, - о его отношении к искусству театра.
Думаю, что именно это в нас "поселили": мы ведь были учениками непосредственных учеников Вахтангова, то есть воспринимали нашу профессию, можно сказать, из первых рук...
----------------------------------------------------------------------
Народный артист России Евгений Князев, ректор Щукинского училища, партнер Максаковой в спектаклях "Пиковая дама", "Без вины виноватые" сказал как-то об этой удивительной актрисе: "Людмила Васильевна Максакова — отдельное имя на театральном небосклоне. Она относится к редкой категории думающих актрис, умных, категоричных, настойчивых. Когда читаешь ее театральные эссе по поводу современных деятелей сцены, то поражаешься, насколько талантливо они написаны. Она - личность, человек неординарный, сложный, непредсказуемый, спонтанный..."