Связь времен. Документальный проект Леонида Варебруса О новых традициях четвертого по счету Исаакия
Летом 2013 года в "северной столице" одной традицией стало больше: это перезвон новых колоколов Исаакиевского собора, "соединенный" по времени с полуденным выстрелом пушки на Нарышкинском бастионе Петропавловской крепости и с боем курантов на соборе святых апостолов Петра и Павла… Первый из вновь отлитых в Воронеже колоколов, 10-тонный, был установлен на колокольне собора в июне и "снабжен" автоматическим звонарем. Теперь привезли еще с десяток. Но тут все пока по-старинке, по временной схеме. И колокола может увидеть любой, кто идет в собор. Ну, а все вместе они "заработают" ближе к концу года, когда займут свои уже постоянные места. На Исаакии…
В этом соборе, когда-то кафедральном и одном из трех в Империи государственных ( плюс Спас на крови в Петербурге и Христа-Спасителя в Москве) необычно все, начиная от первопроходческих находок французского зодчего Огюста Монферрана, которому император Александр I и поручил строительство, до уникальных "операций" по подъему и установке многотонных монолитных гранитных колонн, "переводу" живописи новым тогда способом в мозаичные картин, на каждую из которых мастерам требовалось около года работы, потрясающего витража из "пергаментного стекла" с более чем 100 цветами и оттенками, созданного в Мюнхене в 1843 году по рисунку художника фон Гессена и собранного уже на Неве, отделки из десятков сортов мраморов, минералов, наконец, до впервые примененных металлоконструкций для сооружения купола и удивительных, отлитых из бронзы с "рамами" из дуба соборных ворот "по сторонам света" со скульптурами работы Джованни Витали площадью в 42 квадратных метра каждые...
О самом-самом уникальном в Исаакиевском соборе, первый из которых был сооружен еще императором Петром Первым и в котором когда-то проходила церемония его венчания будем говорить и с научным сотрудником музея Анной Головановой, и с Иваном Сухановым, главой международного центра колокольного искусства в Петербурге. И именно в Исаакиевском соборе,… сооруженном в 1818—1858 годах французским архитектором Огюстом Монферраном. Высота — сто один метр, внутренняя площадь — более 4 000 квадратных местров!. И одно уточнение. Речь о новом строительстве собора, четвертого уже по счету Исаакия и одновременно, о переделке прежнего, созданного еще Антонио Ринальди.
Строительство курировали императоры Александр Первый, Николай Первый и Александр Второй. Председателем строительной комиссии был назначен граф Карл Опперман,известный российский инженер, картограф и фортификатор, участник наполеоновских войн. Лишь после 40 лет этого долгостроя, четвертый по счету Исаакий освятили в память Исаакия Далматского, небесного святого Петра Первого, ровно в день рождения императора, 28 мая или, 12 июня, по нашему уже стилю…
Теперь другие подробности. Строительство самой первой, еще деревянной церкви, завершенной в 1707 году, как и трех последующих Исаакиевских храмов, уже каменных, велось за счет казны. Это был сруб из круглых бревен длиной до 18 метров, шириной в 9 и высотой до крыши около 5 метров. Внешние стены обили широкими горизонтальными досками, сделав крышу под углом в 45 градусов, чтобы обеспечить хороший сход снега и дождя. Вот так-то! И никаких "сосуль"! Ее также покрыли водонепроницаемым воско-битумным составо, тем, что тогда смолили днища кораблей. Кстати, с 1723 года, по императорскому указу, только в Исаакиевском храме могли приносить присягу моряки Балтийского флота и служащие Адмиралтейства. И такой факт. Третий по счету собор вызвал насмешки и иронию жителей Петербурга. К примеру, приехавший в Россию после длительного пребывания в Англии флотский офицер Акимов написал такую эпиграмму:
Обоим столь приличный
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный...
Военмора арестовали. Поразительно, как дорого он поплатился за свое остроумие: ему отрезали язык и сослали в Сибирь. Позднее, при императоре Александре Первом, когда во исполнение уже нынешнего, "монферрановского" варианта собора, стали разбирать кирпичную кладку, фольклор откликнулся на это новой эпиграммой.
Гранит, кирпич и разрушение.
Впрочем, своеобразная стихотворная шутка случилась и при Огюсте Монферране, когда завершилось архитектурное оформление Исаакиевской площади с памятником Николаю Первому Петра Клодта в центре по проекту Огюста Монферрана, это 1859 год. Незадолго до открытия по городу распространилась эпиграмма: "Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает". Дело в том, что на Неве, с другой стороны собора, на Сенатской площади, еще в 1782 году был установлен памятник императору Петру Первому Этьена Фальконе… Вот и сравнили…О нынешних эмоциях и впечатлениях и будем говорить в нашем уже эфире!
Фоторепортаж из Исаакиевского собора Санкт-Петербурга обозревателя ЛЕОНИДА ВАРЕБРУСА