Любовь и голуби Павел Лунгин
Персоны
МИТРОФАНОВА: Павел Семенович, мы так рады вас видеть.
ГОЛУБКИНА: У нас в гостях Павел Семенович Лунгин, и тема все-таки у нас - выход сериала «Родина» на канале «Россия». Мы хотим спросить об этом вас. Или не надо?
ЛУНГИН: Нет, ну как-то рано о выходе. Я только съемки закончил, два дня еще осталось, но съемки закончены.
ГОЛУБКИНА: Тогда можно про съемки тоже рассказать, в том числе.
МИТРОФАНОВА: Это очень крутая идея, и мы все опешили. Если честно, мы это узнали из гламурной публицистики, как ее назвать, из журнала, купили за сентябрь, и там фотографии, фотосессия красавицы актрисы, главную роль у вас играет…
ЛУНГИН: Вика Исакова.
МИТРОФАНОВА: Вот. Она, говорят, прекрасная девушка и все такое. И говорят про сериал «Родина». И тут мы вспоминаем, что это американская история. И думаем, а как же так?
ЛУНГИН: Ну, она израильская, американская и русская. Она вообще из Израиля.
МИТРОФАНОВА: Даже американцы взяли ее из Израиля?
ЛУНГИН: Да.
ГОЛУБКИНА: Да, сериал назывался «Хатуфим» («Похищенные») и вышел в марте 2010 года.
ЛУНГИН: Точно.
ГОЛУБКИНА: И, значит, скрали вы, Павел Семенович, эту историю. Всегда, всю жизнь писали сценарии буквально сами.
ЛУНГИН: Ну как…
МИТРОФАНОВА: У нас юмористическое шоу.
ЛУНГИН: Я, наоборот, я люблю обвинения.
ГОЛУБКИНА: Я, вы знаете, вас все время обвиняю.
ЛУНГИН: Ты не обвиняешь, ты разоблачаешь, это совсем другое.
МИТРОФАНОВА: Да, она таких пару историй рассказала, у меня аж уши горели, красные были.
ЛУНГИН: Это разные вещи. Нет, ну вы знаете, есть вообще эти новые сериалы, сериалы нового типа, я их называю наркотические сериалы, которые ты не можешь выключить, их хочется смотреть, посмотрев три, ты хочешь отсмотреть пять…
МИТРОФАНОВА: Да, уже под утро тяжело.
ЛУНГИН: Где-то в 6 утра уже обессиленный. Вот это какое-то новое открытие буквально - американское, английское, англосаксонское почему-то, не знаю почему, - это прежде всего стоит на потрясающем тексте, разработанном, придуманном и написанном.
МИТРОФАНОВА: Текст как текст, диалоги, история?
ЛУНГИН: Сценарий. Ну всё, всё, понимаешь. Мы, конечно, так делать не умеем, в Мытищах «мерседес» ты не сделаешь, понимаешь. У них какая-то удивительно честная, мощная, видимо, это работа не одного человека, а, наверное, там их десять, я не знаю, как они это пишут. Поэтому, чтобы сделать сериал типа «Родина», лучше всего взять сценарий сериала «Родина».
МИТРОФАНОВА: А если мы знаем, чем кончится, тогда как?
ЛУНГИН: Но все равно интересно. Слушай, все истории кончаются более-менее одним и тем же. Любой фильм. Ты ждешь этого фильма, потому что знаешь, чем он кончится.
ГОЛУБКИНА: То есть вы хотите сказать, что вы перевели, что ли, текст?
МИТРОФАНОВА: Просто адаптировали на русский?
ЛУНГИН: Нет, естественно, адаптировал на русский. Слушай, ну специально для Голубкиной: Маша, скелеты у всех одинаковые, а выглядят все по-разному. Вот мой череп и твой череп, ты их не отличишь.
ГОЛУБКИНА: У вас больше.
МИТРОФАНОВА: У Карла Маркса больше был.
ЛУНГИН: Не обязательно, совершенно не обязательно, там на него что-то нарастает еще. В этом смысле я говорю про скелет, а лица, я думаю, что будут отличаться.
МИТРОФАНОВА: Помните, был такой антрополог Герасимов, он вообще мог по одной косточке, хрящику…
ГОЛУБКИНА: Это у нас такие же гримеры на картинах, не хуже Герасимова делают восстановление лица по черепу.
МИТРОФАНОВА: По черепу тещи.
ГОЛУБКИНА: А у вас там Маша Миронова снималась с Володей Машковым.
ЛУНГИН: Да.
ГОЛУБКИНА: Она рассказывала…
ЛУНГИН: Да, Маша снималась, Володя, да, главные роли - Машков и Исакова.
ГОЛУБКИНА: А Миронова что?
МИТРОФАНОВА: Любовницу?
ЛУНГИН: А Маша его жену играла.
ГОЛУБКИНА: Исакова - любовницу?
ЛУНГИН: Исакова - следователя.
МИТРОФАНОВА: В принципе, наверное, из аудитории «Маяка» про этот сериал слышали многие и смотрели. Там же шпионские страсти, там о родине-то… почему «Родина»? Мы можем это рассказать, касаясь нашего сериала российского? Сейчас это вопрос такой, в общем, насущный. Доллар сто уже, по-моему…
ЛУНГИН: Ну а при чем тут родина?
МИТРОФАНОВА: Вот, кстати, может, ни при чем?
ЛУНГИН: Доллар 100 рублей?
МИТРОФАНОВА: Ну пятьдесят.
ДУБОВЦЕВА: Но родина-то при чем?
МИТРОФАНОВА: Но он так называется - «Родина», что прямо аж дрожь берет.
ЛУНГИН: Люди, все люди по-разному любят родину. Я не могу рассказать, потому что это было бы бессмысленно.
ГОЛУБКИНА: Ну да, Льва Толстого так спрашивали.
ЛУНГИН: Пусть это критики потом рассуждают, я только могу сделать это максимально интересным и человечески наполненным эмоциями.
МИТРОФАНОВА: На американский похоже по сюжету, вот тема, если адаптировано?
ЛУНГИН: Скелеты, да. Там есть куски из израильского, куски из этого, это как-то подогнано под нашу действительность, под чеченскую войну вторую, вот это период 1999 года - вторая чеченская война, и так далее. Какие-то персонажи. Но там нет таких именных персонажей, которых надо узнавать. В основе всего - отношения между мужчиной и женщиной. И вообще, что такое патриотизм, что такое предательство, что такое безумие. Это касается таких вещей, которые волнуют.
МИТРОФАНОВА: Израильский мы не смотрели вариант, я даже не слышала, если честно, но американский прогремел, он получил несколько премий телевизионных очень крутых, и он действительно сделан так захватывающе, что не можешь оторваться, и эти герои, уже ты за них волнуешься. А не страшно браться за то, что, видимо, надо делать лучше или примерно так же? Или вам вообще уже ничего не страшно? После фильма «Царь». (Это шутка.)
ЛУНГИН: Нет, конечно… Почему шутка? Нет, на самом деле, в общем, любому человеку, который занимается таким делом, неприятно ощущать себя акцией, которая может идти вверх - вниз, от успеха к неуспеху, ты обделался или ты, наоборот, взлетел. Но к этому привыкаешь постепенно, в общем, чего бояться? Но вначале, я думаю, что для молодых режиссеров это очень сильное чувство. Ты попал? Ты где - ты в топе, ты не в топе? Но это такой избыток профессии, который просто надо принять. Поэтому немножко страшно, но я себе сказал, что все равно обгадят и обругают, но, может, и посмотрят.
ГОЛУБКИНА: Павел Семенович, а я знаю, как вы стали режиссером. Вы ехали в поезде с Александром Михайловичем Червинским, и вы сказали ему: «Саша, сценарий у меня есть, давай снимать кино вместе». Он говорит: «Да ты и снимай». А вы сказали: «А я боюсь». Он говорит: «Да ладно, ничего, я тебя поддержу». И он говорит: «И я слился. А он пошел и снял». Так было, нет?
ЛУНГИН: Нет, совсем не так.
ГОЛУБКИНА: Рассказывайте, а как?
ЛУНГИН: Я думаю, он очень огорчен, что он слился.
ГОЛУБКИНА: Да? Почему?
ЛУНГИН: Ну это его судьба, он выбрал свою судьбу… Нет, наоборот, я давно хотел быть режиссером, мы с ним писали долго и придумывали сценарий, очень забавный и смешной, который назывался «Мамлакат»…
ГОЛУБКИНА: Про девушку, я помню его.
ЛУНГИН: Про девочку, да. «Мамлакат-2».
ГОЛУБКИНА: Почему я его помню? Был фильм?
ЛУНГИН: Ты знаешь, потом его сделал кто-то на «Ленфильме», когда я уже уехал. И я, честно говоря, давно хотел быть режиссером, но он тогда был гораздо известнее режиссер, чем я, и мы как-то с ним вдвоем…
ГОЛУБКИНА: Сотрудничали.
ЛУНГИН: Да, и мы с ним вдвоем долго писали эту штуку и договорились, что вдвоем будем ее ставить. А потом у него появился американский проект и он слился. А когда я ему сказал, наоборот, давай я это один поставлю, он сказал: «Нет, милый мой, без меня – нет».
ГОЛУБКИНА: А, не дал?
ЛУНГИН: Не дал. И поэтому этот фильм стал ничтожным, каким-то малоинтересным, его никто не запомнил. А сценарий там был довольно потрясающий.
ГОЛУБКИНА: Видите, я запомнила.
ЛУНГИН: Но его кроме меня никто не мог сделать. А я тогда очень огорчился, надо сказать, очень обиделся и написал «Такси-блюз». Мне это, может, пошло и на пользу.
ГОЛУБКИНА: Это было толчком.
ЛУНГИН: Написал уже один, без Червинского. Уже один, без Червинского написал «Такси-блюз», как его поставил - и жизнь моя изменилась. А у него нет.
ГОЛУБКИНА: Почему нет, он уехал в Америку и прекрасно… Он когда-то женился на прекрасной, роскошной женщине.
ЛУНГИН: Оля.
ГОЛУБКИНА: Оля.
ЛУНГИН: Оля, русский самоотверженный человек. Я очень хорошо их знал, близко дружил, долго жил у них на даче, в общем, было прекрасное, счастливое время.
ГОЛУБКИНА: Он замечательный и писатель, и драматург…
ЛУНГИН: Талантливый очень, да.
ГОЛУБКИНА: Он является, кстати, Александр Михайлович, он является автором сценария фильма «Собачье сердце» и также пьесы, по-моему, да? (Пьеса по роману М. Булгакова «Собачье сердце» - Прим. ред.)
ЛУНГИН: По-моему, только пьесы, а не фильма.
ГОЛУБКИНА: Ну, не будем тогда врать.
ЛУНГИН: По-моему, он написал пьесу. Он пьесу написал как раз для Генриетты Яновской, да, очень хорошую.
МИТРОФАНОВА: А в вашей фильмографии будет сериал у нас на «России 1» - «Родина»?
ЛУНГИН: Ну да, 12 серий.
МИТРОФАНОВА: Это первая ваша работа такая многосерийная, именно сериал. То есть в принципе мы постепенно меняем свое отношение к вот этим сериалам, которые действительно качественные. Наверное, после «Ликвидации» это…
ЛУНГИН: Знаешь, это не после «Ликвидации», это вообще такое мощное очень направление сейчас. Потому что, понимаешь, кино братья Люмьер (я заметил, что ты склонна забывать фамилии и имена. Люмьер, которые изобрели кино.) начали, помнишь, с «Прибытия поезда»?
МИТРОФАНОВА: Помню.
ЛУНГИН: Все испугались, повскакали с мест и побежали - такое было впечатление.
МИТРОФАНОВА: Но это было давно, а сейчас типа не актуально.
ЛУНГИН: И кино сделало такую огромную петлю, прошло там через Бергмана, Феллини, Антониони, через великих мастеров, через огромное искусство и снова пришло к прибытию метеорита, понимаешь?
ГОЛУБКИНА: Да, да, смешно.
ЛУНГИН: В начале прибывал поезд, в конце прибывает метеорит, и снова дети вскакивают со стульев.
ГОЛУБКИНА: В 3D прибывает.
ЛУНГИН: Да, как когда-то, кричат: «А-а-а! Как страшно!» Поэтому кино всё больше становится некоторым аттракционом для подростков и для детей. А куда девать психологию, куда девать отношения, куда девать любовь, ум, культуру? И это всё уходит, вытесняется в сериалы.
МИТРОФАНОВА: В качественные, дорогие, видимо. Потому что сериалы - мы видим «След» по 5-му каналу, извините.
ЛУНГИН: То есть романная форма, понимаешь, сериал вместо таких жалких фельетончиков, которые когда-то были, «Клубничка» вот и всякая штука на картонной стене. Сериал становится настоящей романной формой с длинными отношениями, со сложными монологами, с хитросплетениями и так далее. Поэтому очень многие режиссеры сейчас, на Западе например, крупные режиссеры уходят в сериалы. Вот братья Коэны – «Фарго».
МИТРОФАНОВА: И продюсирует чуть ли не Ридли Скотт что-то там. А, так «Родину» эту и продюсировал какой-то очень крутой дядя!
ЛУНГИН: Нет, нет, «Родину» нет. Но Гас Ван Сент продюсировал «Босса» и снимал. «Босс» - такой замечательный фильм про мэра Чикаго. Скорсезе, сейчас Ридли Скотт что-то делает.
МИТРОФАНОВА: Вот, я и говорю…
ЛУНГИН: Потому что это некоторая отдушина, понимаешь, - в этом каком-то безвоздушном мире кино сделать длинную, мощную, интересную вещь.
МИТРОФАНОВА: А мне казалось, что они стали как кино, эти сериалы.
ЛУНГИН: Они как кино, они все больше и больше берут на себя бюджета, все больше денег. То есть как бы в сериалах появился премиальный уровень какой-то.
МИТРОФАНОВА: И в наших?
ЛУНГИН: Ну, вот мы подключаемся. Например, «Ликвидация» тоже отличный сериал, отличный сериал тоже у Урсуляка - «Жизнь и судьба», потрясающий сериал. Не знаешь? По книге этого, как его, Гроссмана.
ГОЛУБКИНА: Нашего…
МИТРОФАНОВА: …Вильяма Шекспира.
ЛУНГИН: Это такие дорогие большие сериалы, и мне кажется, это будущее.
МИТРОФАНОВА: А если кто-то бюджет будет ныкать, я образно, вообще так гипотетически? Просто, когда смотришь сериал или русский фильм, все равно белье у них какое-то ненастоящее, книжки на полках не те, то есть художники-постановщики… Или от чего это зависит? Или режиссер должен за всем следить?
ЛУНГИН: Это правда.
МИТРОФАНОВА: Ну не веришь! Когда смотришь американский, ну хорошо, давайте израильский, да любой сериал...
ГОЛУБКИНА: Вот у Дюжева в фильме «Остров» борода, говорят, приклеенная была.
ЛУНГИН: А кто это видел? Никто не видел.
ГОЛУБКИНА: Как никто не видел? А это мне сказали.
ЛУНГИН: Хорошо была приклеена борода.
ГОЛУБКИНА: Да? А вот не понравилось людям.
ЛУНГИН: Да? Молодцы какие…
МИТРОФАНОВА: Просто в те сериалы хочется влезть, ты веришь, потому что там стоит то, что едят люди реально, молока пакет, а здесь всё ненастоящее, здесь пластиковая фальшивка.
ЛУНГИН: Всё правда, это ты права абсолютно.
МИТРОФАНОВА: И я, смотря, не верю.
ЛУНГИН: И я с этим боролся и борюсь, и не всегда побеждаю, честно говоря, потому что у нас, конечно… ты знаешь, эти сериалы совершенно по-другому снимаются. Я вообще думал, что я сниму 2-3 серии, а потом это передам. Во-первых, у нас из-за бюджета сериалы снимаются вперемешку, по объектам. То есть ты сегодня снимаешь кусочек… вот, например, у нас есть в сериале сцена в студии «Маяка», с нее фильм начинается и кончается. Я с тобой познакомился, а в конце 12-й серии я вынул пистолет - ты меня обидела - и застрелил.
МИТРОФАНОВА: Меня Лунгин застрелил, ля-ля-ля!
ГОЛУБКИНА: А ты попробуй Павла Семеновича обидеть, знаешь, как легко.
ЛУНГИН: У нас это как снимается - у нас есть день этого объекта, и мы снимаем подряд из второй, четвертой, шестой, восьмой серии, не важно, в каком состоянии, быстро, быстро… То есть даже само понятие снять одну серию, оно не существует. Ты начинаешь сразу снимать винегрет, даже нет пилота, так сказать, чтобы найти некоторый стиль. С этим надо бороться, и, конечно, все равно много фанеры и много дешевого, но мы пытались как могли, пытались на наш бюджет, я пытался, по крайней мере, с операторами вырывать. У нас, конечно, ужасная проблема – это художники.
ГОЛУБКИНА: Почему?
ЛУНГИН: Не знаю.
ГОЛУБКИНА: Ну как, совсем нет художников?
ЛУНГИН: Есть, наверное, где-то два или три.
ГОЛУБКИНА: Вы их знаете?
МИТРОФАНОВА: Художники-постановщики, те, кто делает интерьеры, да, оформляет?
ЛУНГИН: Да. Сейчас вот не тот, понимаешь…
ГОЛУБКИНА: Были. Самулейкин и другие, которые работали с Лебешевым.
ЛУНГИН: Да, но это я не знаю уж сейчас... Когда-то и Адабашьян был замечательным художником. Понимаешь, художник это тот человек, который через письменный стол открывает характер человека, ты входишь в комнату и понимаешь, кто в ней живет. Тот, который все время работает внутри драматургии.
ГОЛУБКИНА: В гостях у нас Павел Семенович Лунгин, человек и режиссер.
МИТРОФАНОВА: Да, с большой буквы. Мы сегодня в нашей программе… вообще, я не знаю, вы «Маяк» слушаете? Станции 50 лет.
ЛУНГИН: Слушаю иногда, да.
МИТРОФАНОВА: В машине?
ЛУНГИН: По утрам.
ДУБОВЦЕВА: Можете нас поздравить.
ЛУНГИН: 50 лет… А кто тут у вас Шорох?
МИТРОФАНОВА: А, это вечером.
ЛУНГИН: Они утром были раньше.
МИТРОФАНОВА: Да, в это время, в наше.
ЛУНГИН: Они где-то были в одиннадцать.
МИТРОФАНОВА: Да, вот сейчас мы с одиннадцати до двух.
ЛУНГИН: А, вы, да? А вы их вытеснили или они, наоборот, в прайм-тайм ушли?
ГОЛУБКИНА: Мы их выжили!
МИТРОФАНОВА: Мы по правилам Хакамады живем. Она сказала, что нужно работать для своих, со своими, и еще что-то она сказала. Мы в эфире обсуждаем жизненно важные темы или просто социальные. Сегодня мы говорили о том, нужно ли помогать бездомным, помогаете ли вы бездомным, и большинство звонков к нам сегодня в студию было о том, что не нужно.
ГОЛУБКИНА: Как ни странно.
МИТРОФАНОВА: Со всей страны, Уфа…
ЛУНГИН: Вы знаете, вот это очень интересное дело, об этом можно, кстати, поговорить, кого вырастили вообще. Ты знаешь, всегда говорили: «гомус советикус» - советский человек. И я вот думал, смотри, в 1917 году революция, а в 1937-м уже вовсю большие процессы и уже воспитали нового человека. Все верят, все аплодируют…
МИТРОФАНОВА: Это после Сталина уже?
ДУБОВЦЕВА: Нет, еще в 1937-м.
МИТРОФАНОВА: А, в 1937-м как раз. Но там так страшно было, что я даже думать об этом…
ЛУНГИН: Молчи лучше.
МИТРОФАНОВА: Молчу, молчу.
ЛУНГИН: Вот смотри, я говорю о том, что 20 лет понадобилось, чтобы вырастить нового человека, который аплодирует, верит во всё, на всё готов, так сказать, в едином порыве и так далее. Я думал, а когда у нас появится?.. Вроде нет его, нет. И вот вдруг сейчас, 20 лет тоже примерно прошло, появился, по-моему, человек безразличный, новый вид человека.
ГОЛУБКИНА: Да, кстати.
ЛУНГИН: Безразличный, анестезированный к боли, его уколи иголкой, ему не больно, понимаешь. У него возьми что-нибудь отними, он скажет: и нормально. Бедный сидит, а он скажет: ну и ладно, а мне не больно.
МИТРОФАНОВА: Павел Семенович, так тот же 1937-й в этом и виноват. Я знаю прекрасно, когда помер этот змей…
ЛУНГИН: Нет, там был энтузиазм, там был единый порыв.
МИТРОФАНОВА: Наша история нас к этому подготовила, что испытания такие у народа.
ЛУНГИН: Никого никто не готовил, готовит жизнь. Готовит жизнь. Вот эти 20 лет постперестроечного времени воспитали у людей анестезию, человек анестезированный, человек безразличный появился. Будут кого-то бить, насиловать - скорее всего, пройдет мимо. Он как бы сам по себе живет, он не злой, и не агрессивный, и не опасный, но с ним можно делать всё - ему всё равно.
МИТРОФАНОВА: Ну а почему, причины?
ЛУНГИН: Как ты мне сказала: «Бедным подавать? Не подавать». Детей лечить - ну, пусть там два сумасшедших лечат, а мне зачем? Какая-то такая странная атомарность, обособленность, человек один, сам по себе: мол, я пытаюсь не думать об отрицательном, я хочу жить в себе, я выражаю себя, фотографии пощу в Фейсбуке… Это что, выражать себя?
ГОЛУБКИНА: Со своим портретом, да?
ЛУНГИН: Ну, не знаю с чем, можно и с какими-нибудь оладьями.
ГОЛУБКИНА: С оладьями, да, мне нравится.
МИТРОФАНОВА: Друзья, но эти люди не так просто появились. Их же родили женщины, которые рожали в 1990-е.
ЛУНГИН: Нет, их родили, их воспитали, и вот сама жизнь как-то сделала их такими. Теперь большой вопрос, что делать с этим огромным количеством этих людей.
МИТРОФАНОВА: Равнодушных?
ЛУНГИН: Да, безразличных. Мне сначала пришло слово анестезия.
ГОЛУБКИНА: Да, это лучше.
ЛУНГИН: Воткни иголку, а он улыбается.
ДУБОВЦЕВА: Самое точное вы нашли определение человеку сегодняшнему. Просто страшно анестезированный.
ЛУНГИН: Анестезированный, правильно? Вот, так что я сам определился.
ДУБОВЦЕВА: Рассказывают там ужасы: погибло 10 человек, среди них были дети, - а сегодня хорошая погода и замечательный день, и мы всё это глотаем спокойно и не задумываясь бежим дальше.
ЛУНГИН: Ну, это во всем мире как-то, видимо, происходит, не думаю, что мы одни, но мне кажется, что у нас всё… через увеличительное стекло.
ГОЛУБКИНА: Вы знаете, я посмотрела мультик, который называется «Как я похудел на 21 грамм». 21 грамм весит душа. Молодой талантливый художник летит на самолете, а души, они же не успевают, они медленнее летят, поэтому они позже прилетают, и у него душа отстала от самолета. И он прилетел в Москву, а он с фестиваля летел, там он выиграл какой-то приз, и тут ему предложили делать рекламу креативную. И он берется, я быстро пересказываю, и начинает делать то, что, грубо говоря, без души может делать человек. И он говорит: сам уже пугаюсь, весь город завешан моей рекламой. И в конце потом возвращается его душа.
Вот ощущение такое, что действительно душа отстала от самолета где-то, когда мы летели в Турцию. То есть теряется то ощущение детское, когда мы проходим мимо собаки, и нам хочется ее притащить домой, когда мы видим старушку какую-то, которая еле переходит, нам хочется помочь ей перейти через дорогу. Мы закрываемся.
МИТРОФАНОВА: Павел Семенович, а если это просто невозможно, это как бороться с ветряными мельницами? Я знаю всё: я знаю, у кого дача в Сен-Тропе, и знаю, в какой нищете живут, извините, бабки со стариками, и как я могу с этим бороться?
ЛУНГИН: Я сейчас говорю не об этом.
МИТРОФАНОВА: Я равнодушна, я понимаю, что этому не помочь.
ЛУНГИН: Слушай, дачи в Сен-Тропе всегда были и бабки со стариками были. Но вот смотри, например, нельзя договориться в подъезде поставить лампочку или дверь покрасить.
МИТРОФАНОВА: Почему?
ЛУНГИН: Не знаю.
МИТРОФАНОВА: Это где вы живете?
ЛУНГИН: Да, да и везде.
МИТРОФАНОВА: У нас там есть один дядя, рулит вроде. Хотя я сдала сразу 2 тысячи.
ЛУНГИН: Я не знаю, но вообще, я хочу сказать, что эти люди, их, понимаешь, ни на доброе, ни на злое не поднимешь, ни туда, ни сюда.
ГОЛУБКИНА: Это правда.
ЛУНГИН: Понимаешь, что я хочу сказать?
ГОЛУБКИНА: Это правда. Помните, я вам сказала, когда я вас встретила в самолете: Павел Семенович, мы делаем абсолютно бесплатно для детей спектакль. Вы сказали: а я тоже готов бесплатно поработать. И я сказала вам: такая энергия собирается, когда нас объединяет не…
ЛУНГИН: Да. Ну, и какая была судьба этого дела?
ГОЛУБКИНА: Чума! Мы три года подряд делали каждый год, это в Сочи перед Олимпиадой, а потом мы делали спектакль в Паралимпийских играх. Так что мы приняли участие, это на самом деле большое счастье.
МИТРОФАНОВА: Я все-таки думаю о той проблеме, которую подняли, о равнодушии и вот этой анестезии. Это просто какой-то инстинкт самосохранения. Я не оправдываю никого, я беру дворняжек собак, я у бабулек кактусы покупаю. Но глобально…
ГОЛУБКИНА: Риткина мама тут несколько дней назад подобрала собаку на улице, она ее лечила, стала капельницы делать, лечить собаку. Я говорю: господи, чтобы она померла. Мама говорит: ты что? Она ее спасала, реанимация, в общем…
МИТРОФАНОВА: Энтерит.
ГОЛУБКИНА: Собака скончалась. Мама плачет.
ЛУНГИН: Но мне кажется, к собакам легче, чем к людям, я не знаю, почему так человек устроен, что почему-то легче. У нас так: на вершине мироздания цветочек экологический, потом кошки, собаки, а люди где-то в самом низу, на них вообще…
ДУБОВЦЕВА: И дети тоже, к сожалению.
МИТРОФАНОВА: По-любому Павел Семенович обрисовал проблему, что равнодушие, наверное, бич этого поколения.
ДУБОВЦЕВА: Это даже не равнодушие, это действительно то самое анестезиологическое.
МИТРОФАНОВА: Я не знаю, что это.
ЛУНГИН: Я не знаю, может быть, это тот ветер, который веет во всем мире, кроме этого исламизма дикого, и этому противостоит, понимаешь, жуткий огонь вообще убийственного…
ГОЛУБКИНА: Экстремизма.
ЛУНГИН: …экстремизма, отрезающего головы. Но там горят и пламенеют. И как будто бы нужно соблюдать мировую гармонию, то есть насколько они там пламенеют, настолько мы леденеем. Чтобы вместе было поровну. Но как нам воевать с ними, тоже непонятно.
ГОЛУБКИНА: Да, кстати, вопрос, я все время смотрю на наших мужчин…
ЛУНГИН: Представляешь, с таким огнем, так сказать, вялый такой снежок не справится.
ГОЛУБКИНА: Нет, я смотрю на мужчин, я думаю, а кто у нас сейчас бы пошел защищать родину?
МИТРОФАНОВА: Со смартфонами.
ГОЛУБКИНА: Со смартфонами, да.
МИТРОФАНОВА: Люди со смартфонами в леггинсах. Не знаю. Мы всё перечислили, озадачен слушатель. А есть вообще смысл это анализировать и какие-то принимать меры, шаги?
ЛУНГИН: Да нет, ну мы же не можем, слушай.
МИТРОФАНОВА: Мы творческие люди?
ЛУНГИН: Советовать мы не можем. Мы же сами просто чувствуем боль эту. Считайте, что я собака Павлова просто, над которой ставят эксперимент. Я могу почувствовать, где больно, а что делать, понятия не имею. Констатирую.
МИТРОФАНОВА: А кто-нибудь знает у нас?
ГОЛУБКИНА: Да это еще когда спрашивали, что делать. А кто виноват?
МИТРОФАНОВА: Так и повисло всё.
ЛУНГИН: Ладно, хватит о печальном.
МИТРОФАНОВА: Когда комедия новая будет со слезами на глазах? «Свадьба-2»? Вы «Горько!» фильм смотрели? О, этот ужас вообще.
ЛУНГИН: Ну, я не знаю, там талант есть какой-то.
МИТРОФАНОВА: Да, Светлаков гениальный чувак вообще.
ЛУНГИН: Правда?
МИТРОФАНОВА: Я думаю, да. Я с ним недавно виделась.
ЛУНГИН: А что там Светлаков?
МИТРОФАНОВА: Он там играет в роли.
ЛУНГИН: Ну да, играет, но там…
МИТРОФАНОВА: Но без него, мне кажется, по-другому было бы.
ЛУНГИН: Да ну, ты что.
МИТРОФАНОВА: А мне кажется, да. Это фигура, и вокруг нее всё строится, а так кричат все. То же самое, как ваша «Свадьба», я думаю.
ГОЛУБКИНА: А в «Свадьбе» вокруг кого всё строится?
МИТРОФАНОВА: Крик, непонятка. Просто более социальный фильм, ребенок еще сыграл роль, мне кажется, но это восприятие такое…
ЛУНГИН: «Свадьба» это совершенно другое, это нежный фильм про самопожертвенную любовь…
МИТРОФАНОВА: Башарова?
ЛУНГИН: Ну конечно.
МИТРОФАНОВА: А мне кажется, один и тот же балаган, ненависть, пьянка, ну и страсти вот такие мордасти.
ДУБОВЦЕВА: Жуткая картина жизни.
МИТРОФАНОВА: Нет, если я вас обидела, я прошу прощения.
ГОЛУБКИНА: Нет, Михайловна ее пересматривает, вообще любит эту картину.
ЛУНГИН: Да, но я думаю, ты ее не поняла, потому что эта картина полна любви и нежности, но если ты так считаешь, что…
МИТРОФАНОВА: Это какой-то угар… Хорошо, я пересмотрю.
ЛУНГИН: «Свадьба» была первым в своем роде фильмом, до этого таких не снимали. Там была живая камера.
МИТРОФАНОВА: Ну, это да, конечно.
ГОЛУБКИНА: Приз получил на фестивале в Каннах за ансамбль актерский, да?
ЛУНГИН: Да.
МИТРОФАНОВА: Да Ларс фон Триер дрогнул, когда увидел вашу «Свадьбу». Он после этого «Танцующую в темноте» не смог снимать.
ЛУНГИН: Но я не согласен, что там…
МИТРОФАНОВА: Меня Лунгин убьет.
ЛУНГИН: Там, по-моему, ненависти нет. Мне так кажется. Может, кому-то показалось, что есть.
ГОЛУБКИНА: Ненависти нет.
ЛУНГИН: Наоборот.
МИТРОФАНОВА: Мы тут поссорились с гостем. Так что последние 10 минут я буду молчать.
ЛУНГИН: Промолчим, я предлагаю молчать. Обиженно надуться и молчать.
ГОЛУБКИНА: Объявляем 10 минут молчания.
МИТРОФАНОВА: Кстати, у нас во дворе – мы соседи - вчера была прямо для фильма вашего сцена. Мы гуляем с детьми, у меня 7 лет ребенку, вдруг заходят человека четыре, может, пять в костюмах - охрана, и они минут 8-10 осматривали, как это, местность… или как военные говорят?
ЛУНГИН: Периметр.
МИТРОФАНОВА: Периметр. Они осматривали. Мы стоим там, бабки, дедки какие-то, няньки, дети разные, всех зовут по-разному, разных национальностей. Они всё это осмотрели. Заходят двое дяденек в белых рубашках, в костюмах, бизнесмены, я уж не знаю, кто они, не буду говорить…
ГОЛУБКИНА: А может, это Собянин приехал посмотреть, как у вас двор?
МИТРОФАНОВА: Нет, Собянин был здесь в эфире, приезжал на «Вести». Вот, и они сели на лавочку. Я говорю няньке: может, надо прятаться уже? Она говорит: нет, нормально. Они сели разговаривать, остальные все потихоньку растворились. Я выхожу, там стоят две с мигалками машины и охрана милицейская. У нас во дворе идут переговоры!
ЛУНГИН: Потрясающе. Но там очень красивый двор.
МИТРОФАНОВА: Там двор великолепный, московский, уютнейший, спокойный, дети вот эти, всё.
ЛУНГИН: Но, ты знаешь, иногда хочется властным людям поговорить там, где нет никакого микрофона, где никто не знает, что ты там гуляешь.
МИТРОФАНОВА: Да я поняла, просто это так колоритно выглядело.
ЛУНГИН: Знаешь, вот они едут в машинах, по телефону говорить - как-то не так. Здесь остановились…
МИТРОФАНОВА: Это сериал «Родина», вы не представляете, это прямо серию можно было снять. Ну это фильм, правда. Вот как в фильмах показывают.
ЛУНГИН: Это какие-то властные, властные люди.
МИТРОФАНОВА: Какие-то дяденьки серьезные, видать. Я уж боялась к машине подойти, мне надо было положить там чего-то, пакеты.
ЛУНГИН: Опасные пакеты.
МИТРОФАНОВА: Ну да, мало ли что там, в пакетах.
ЛУНГИН: У нас, кстати, красивый двор, правда?
МИТРОФАНОВА: Хороший, да. Вообще Москва очень хорошо выглядит сейчас.
ЛУНГИН: Цветочки эти потрясающие, растения.
ГОЛУБКИНА: Спортплощадки не хуже, чем в Израиле, сделаны.
МИТРОФАНОВА: Там пиво нельзя пить, нас с Голубкиной прогнали.
ЛУНГИН: Вы пиво пытались пить?
МИТРОФАНОВА: Нет, кока-колу с чипсами. Но пакет черный, звенит, бабки напряглись. Мы говорим: кока-кола!
ЛУНГИН: А они гнали?
МИТРОФАНОВА: Да, да, сначала волновались, потому что звенел пакет, знаете, с бутылками. А, я же хотела молчать!
ГОЛУБКИНА: А ты и молчишь практически.
МИТРОФАНОВА: Про ваши творческие планы расскажете, когда «Родину» покажут нам?
ЛУНГИН: Покажут «Родину», я не знаю, в марте-апреле где-нибудь, потому что 12 серий надо смонтировать, надо всё это озвучить, надо музыку туда вложить.
МИТРОФАНОВА: С Машковым расплатиться.
ДУБОВЦЕВА: А музыку кто писал?
ЛУНГИН: Я думаю, что будет писать молодой такой, ну, уже тоже не молодой…
ГОЛУБКИНА: Относительно молодой.
ЛУНГИН: Айги.
МИТРОФАНОВА: Алексей, да?
ЛУНГИН: Да, Алеша Айги, талантливый парень. Я еще по Франции его знаю, по-моему, никогда мы не работали с ним. Но там такой особой музыки не надо, там, скорее, нужны какие-то состояния, какие-то длинные звуки.
ДУБОВЦЕВА: Как раз то, что он умеет - создавать настроение музыкальное, да.
ГОЛУБКИНА: Вопрос, Павел Семенович. А вы живете в основном в России или во Франции?
ЛУНГИН: Я уже давно не живу, я даже и не был давно во Франции.
ГОЛУБКИНА: Так там же было хорошо, там ресторан был у вашей жены, она рассказывала, как она с утра до вечера убивается, какое это тяжелое дело макароны варить (итальянский ресторан).
ЛУНГИН: Да, и он так и отпал. Там у нее компаньонша… Денег не дают.
ГОЛУБКИНА: И что, она перестала этим заниматься?
ЛУНГИН: Совсем. И они, в общем, не пишут, не звонят, как-то он тихо отошел, вообще просто рассосался как явление.
ГОЛУБКИНА: И вы уже больше во Францию не ездок?
ЛУНГИН: Нет, ну не поэтому, я не из-за этого, это был такой маленький ресторанчик. Но мне жалко, что я Лену так долго мучил там этим, тем, что она вкалывала действительно в этом ресторане.
ГОЛУБКИНА: Да, а вы дома писали. Писатель не зарабатывает, а пишет.
ЛУНГИН: Но мы принимали там людей много.
ГОЛУБКИНА: А я помню, как вы рассказывали, как вы шторы покупали в Лувре.
ЛУНГИН: Не, не в Лувре - из Лувра. На Марше-о-пюс.
ГОЛУБКИНА: Ну да. То есть шторы, которые висели в Лувре? Вот расскажите.
ЛУНГИН: Я уж не помню. Ну, там всё списывается и продается у барахольщиков.
ГОЛУБКИНА: Из музея?
ЛУНГИН: Не из музея, по-моему, из дворца Елисейского.
ГОЛУБКИНА: Да? Хорошие шторы-то?
ЛУНГИН: Черт его знает. С подкладкой. Какие-то вещи списываются, нормальная вещь…
ГОЛУБКИНА: Да отлично. Я из Кремля тоже бы хотела шторы купить.
ЛУНГИН: Пять лет отвисели и попали на блошиный рынок.
ДУБОВЦЕВА: Это сказка.
МИТРОФАНОВА: Павел Семенович, что бы ни говорили, все равно такое счастье вас видеть, слышать, я вас очень люблю.
ЛУНГИН: Почему?
МИТРОФАНОВА: Не знаю.
ГОЛУБКИНА: Кто бы что ни говорил, Михайловна?
МИТРОФАНОВА: Даже про шторы, про «Родину», я не знаю, про религию, искусство…
ЛУНГИН: Что вам сказать еще? «Пиковую даму» буду снимать.
ГОЛУБКИНА: Вот, ну что же вы молчите?
МИТРОФАНОВА: Тоже знаем, чем кончится.
ЛУНГИН: Всегда известно.
ДУБОВЦЕВА: Павел Семенович, а по опере или по Пушкину?
ЛУНГИН: Вы знаете, современный фильм с элементами оперы. То есть история про певца, который так хочет стать Германном, молодой, так хочет получить эту роль, что сам пытается стать Германном, сам начинает играть, в общем, там такая сложная у него, запутанная история с кусками игры, его безумия и с кусками оперы перемешано.
ГОЛУБКИНА: Еще пока неизвестно, кто у вас Германном-то?
ЛУНГИН: Нет, надо какого-то совсем юного искать.
ГОЛУБКИНА: Молодого, да?
ЛУНГИН: Молодого совсем.
ДУБОВЦЕВА: Надо вам смотреть тогда эту передачу «Опера»…
МИТРОФАНОВА: Там же оперный нужен, да, человек, не поп-исполнитель?
ДУБОВЦЕВА: Конечно, нет, не поп.
ЛУНГИН: Вообще нужен артист. Понимаешь, голос мы найдем где-нибудь.
ДУБОВЦЕВА: За кадром запоет кто-нибудь.
ЛУНГИН: Возьмем известного, да, это накладывается. Надо, чтобы был такой парень, который горит и гибнет в руках, хочет обмануть судьбу. Знаешь, это про такого молодого, который прямо взрывается, я таких вижу на улице, который хочет жить сейчас, немедленно. Вот я талантливый, молодой, я красивый, и что все эти старые, богатые…
МИТРОФАНОВА: Нужен успех, деньги, удача.
ЛУНГИН: Немедленно, вот-вот! Ради этого он, прямо как Германн, готов на всё. И шансов нет, можно только выиграть. Жизнь как выигрыш, жизнь как обман судьбы, как обман всех…
МИТРОФАНОВА: А можно большие деньги, кстати, заработать честно? Это последний вопрос, СМС-сообщение пришло… О, меня к телефону, вызывают в партком.
ЛУНГИН: «Прекрати говорить о деньгах? Это непатриотично?»
ГОЛУБКИНА: Ну да, действительно, можно ли честно? Большие деньги?
ЛУНГИН: Конечно, можно.
ДУБОВЦЕВА: В кино?
ЛУНГИН: В кино - нет.
ГОЛУБКИНА: Не те деньги, которые у нас с вами, а которые у них с ними.
ЛУНГИН: Ну, я не знаю, но если ты там управляешь МТС или управляешь «Билайном», наверное, они получают бог знает какие деньги.
ГОЛУБКИНА: Или ты Билл Гейтс.
ЛУНГИН: Я думаю, что топ-менеджеры получают честные деньги, они же не владельцы. Ну если у него не папа генерал, как по анекдоту, понимаешь. Бывает топ-менеджер, который говорит: «Ну пап, давай…» - «Ну ладно, председателем банка чего бы не посидеть».
ГОЛУБКИНА: Ой, иногда и артистки зарабатывают нечестно.
ЛУНГИН: Но я верю, что талант… По крайней мере, для того чтобы люди честно зарабатывали большие деньги, нужна честная конкуренция. Если нет конкуренции, то нет честных денег.
ГОЛУБКИНА: Извините, на роль берут непонятно за что некоторых артисток.
МИТРОФАНОВА: Через постель, Мария Андреевна, через постель.
ЛУНГИН: Ну, через постель это честно, я считаю.
МИТРОФАНОВА: Спасибо. Павел Семенович Лунгин был у нас в гостях, великолепный человек. И до новых встреч в эфире, надеемся.
ЛУНГИН: Спасибо.
Любовь и голуби. Все выпуски
- Все аудио
- 23 февраля
- Ветераны "Маяка"
- Выйти замуж за…
- Дайте автограф, пожалуйста…
- Дети – наше всё
- Женская консультация
- Книжная полка
- Красота. Здоровье. Фитнес
- Маяк. 55 лет
- Митрофанова в космосе
- Мода. Стиль
- Психофилософия 2.0
- Работа. Карьера
- Слово за слово
- Человек поступка
- Я сама