Любовь и голуби Андрис Лиепа

19 августа 2014, 12:00

Персоны

 

ГОЛУБКИНА: Добрый день. У нас в гостях Андрис Марисович Лиепа. Мы давно его звали в гости, но он не смог придти две недели назад, поскольку у его папы был день рождения. Мы хотели почтить его память и поговорить о нем. И, конечно же, сегодня мы будем говорить и о нем. И мы будем говорить о балете. Как Маргарита Михайловна хорошо сказала - "специалист по движению", когда говорила про работника ГИБДД. Специалист по движению Андрис Лиепа расскажет о движении и выражении себя.

 

ЛИЕПА: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Очень рад, приятно, что мы можем вспомнить Мариса. Благодарю, что эта идея пришла вам в голову. Мы 27 июля всегда вспоминаем, это день рождения отца. Он очень любил свой день рождения, самый, наверное, прекрасный он проводил в Греции в театре  после одного из спектаклей, когда он там танцевал Красса в "Спартаке". Вы представьте себе, что это такое! Как греки вообще обожают  эту идею.

 

МИТРОФАНОВА: А он переодевался?

 

ЛИЕПА: После спектакля прямо там, на сцене, был сделан такой от его имени как бы банкет, фуршет. И это забыть невозможно. Он всегда говорил, что, когда люди там поднимали наверх голову и видели звезды, эти развалины Парфенона наверху, всё это, конечно, впечатляет. И мы до сих пор как бы стараемся что-то придумать, что-то интересное. К сожалению, лето - у нас такой провальный театральный момент.

 

МИТРОФАНОВА: А может, просто относиться, как к лету? Можно семечки погрызть.

 

ЛИЕПА: Мы часто ездили в Ригу. Но вот в связи с разными сложностями... Мы делали концерт там. Но пару лет назад мы чего-то сдулись, и теперь делаем в Москве концерты. Но это где-то октябрь-ноябрь, когда уже все возвращаются с отдыха. Конечно, хочется, чтобы побольше народу приходило.

 

ГОЛУБКИНА: Мы только что за кулисами говорили, я с упоением рассказывала о том спектакле, который я видела. Это было "Лебединое озеро" в Кусково, который делал Андрис как режиссер, я так понимаю, как постановщик?

 

ЛИЕПА: Да.

 

ГОЛУБКИНА: Это было на улице, стояла сцена практически на воде, естественное освещение: уходило солнце, всходила Луна, плавали какие-то утки-гуси, взлетали чайки. И в конце, когда уже все встали перед поклоном артисты, вдруг подул сильный, мощный ветер, и начался дождь. Это было так великолепно! Зрители были в шатре, балерины разбежались.

 

МИТРОФАНОВА: С визгом!

 

ЛИЕПА: Было такое, да.

 

ГОЛУБКИНА: И как может быть лето провальным сезоном, когда есть Кусково, Архангельское? Вот вы говорили, в Петергофе вы делали?

 

МИТРОФАНОВА: Но есть одновременно и Сан-Тропе.

 

ЛИЕПА: Я просто говорю - для нас. Обычно все-то уезжают. Я же часто очень ездил, и работал и ставил в Италии.

 

ГОЛУБКИНА: И там очень развито это, да?

 

ЛИЕПА: Да. Потрясающие есть амфитеатры и в Греции, и во Франции, и в Италии, в Сиракузах, потрясающие в Турции. Там 7 тысяч зрителей. Там фантастически! Я показывал там "Петрушку" и "Жар-птицу" с итальянской труппой. Просто я не могу забыть, когда люди два дня подряд минут 20 не могли разъехаться, аплодировали, потому что это было так потрясающе! Летом на свежем воздухе все превращается просто в какой-то десерт. Обычно просто это какое-то такое приятное, хорошее блюдо. А вот когда летом, это все превращается в такой настоящий десерт. Просто ты понимаешь, что ты сидишь и получаешь такое эстетическое удовольствие от того, что это на улице.

 

ГОЛУБКИНА: Во всех смыслах. И даже те, кто не очень ходит и понимает балет (и у нас в России таких людей много), даже эти люди, глядючи спектакли уличные, когда принимает участие и природа, бывают потрясены и забыть этого не могут. Расскажите, пожалуйста, как вы в Польше делали.

 

МИТРОФАНОВА: А вы про будущее еще расскажите.

 

ЛИЕПА: Расскажу.

 

МИТРОФАНОВА: Потому что вы один из немногих гостей, которого реально хочется спросить про творческие планы.

 

ЛИЕПА: Для начала просто я скажу, что только что вернулись из Лондона, делали там фестиваль Дягилева. Целая неделя в театре "Колизеум", в том театре, в котором когда-то танцевал Марис "Спартака". Мы уже третий год подряд делаем (это фонд Мариса Лиепы) фестиваль Дягилева. Выезжали с театром Натальи Ильиничны Сац, прошло все на ура. Восстановили спектакль из дягилевского репертуара "Золотой петушок", с декорациями, костюмами Натальи Гончаровой. Это совершенно феноменальный спектакль, это опера-балет. Мы вывезли 225 человек вместе с артистами хора, балет и оркестр. Это был Год культуры и идет сейчас Год культуры России в Лондоне. И принимали просто на ура. И я так волею судьбы в мае стал главным балетмейстером и художественным руководителем Кремлевского балета. В конце сентября с 18-го числа начинается фестиваль Кремлевского балета на сцене Кремлевского дворца. Во-первых, он откроется премьерой Андрея Борисовича Петрова "Волшебной флейты". Это балет, который специально создается для открытия фестиваля и будет идти в репертуаре. А потом еще 10 спектаклей, в которых будут замечательные артисты выступать: гости из Голландии, из Лондона, из Мариинского театра, солисты Кремлевского балета. Все это будет в течение десяти дней проходить на одной из лучших сцен в Москве. Шесть тысяч зрителей. Приходите, билеты в доступности. И я думаю, что все получат огромное удовольствие.

 

Я готовлю… В ближайшее время  там есть поездка в Китай на месяц. Если у вас есть дети, приходите в Гостиный двор, у нас будут "Смешарики" с китайским цирком. Это моя любимая тема. Я уже в течение восьми лет с ними работаю. Когда-то Ксюша, моя дочка, ей уже 16, но вот когда ей было шесть, она влюбилась в "смешаров". Я познакомился с Анатолием Прохоровым, художественным руководителем "Смешариков", и Ильей Поповым, и мы сделали первый раз, мультфильм вывели в 3D. То есть как бы мы их сделали объемными. И дети приходят на настоящее такое цирковое, балетное, музыкальное шоу, которое проходит в Гостином дворе. Приходите, будем очень рады.

 

А следующий сезон хотел сделать две премьеры. Одну - мечтаю сделать "Баядерку" на сцене Кремлевского дворца, это классический спектакль. И мы, наверное, получим в наш репертуар "Пиковую даму". Договорились с фондом, который представляет Ролан Пети. И спектакль пойдет на сцене Кремлевского дворца в  рамках нашего проекта "Русские сезоны 21 века". Так что планов - громадье!

 

МИТРОФАНОВА: Раз вы руководитель этого театра Кремлевского дворца, то вы, значит, и сами труппу набираете и сами выбираете людей, точнее, профессионалов?

 

ГОЛУБКИНА: Хороший вопрос! То есть, когда вы стали худруком…

 

МИТРОФАНОВА: То есть вы и администратор, и худрук, это же очень сложно, я предполагаю?

 

ГОЛУБКИНА: Выгнали кого-нибудь?

 

МИТРОФАНОВА: Или сестру, наоборот, на руководящее?

 

ЛИЕПА: Вот смотрите, у нас сейчас очень интересная история. Обычно это всегда достаточно драматично, когда приходит новый руководитель, старый уходит. Андрей Борисович Петров стал почетным президентом Кремлевского балета, так как он его создавал 25 лет назад. В следующем году у нас юбилей - театру 25 лет. Я выступал в первом спектакле, который проходил на сцене Кремлевского дворца, это был "Макбет" в постановке Васильева. И я еще, когда был танцовщиком, просто участвовал. Потом танцевал в "Золушке" с Катей Максимовой (тоже постановка Васильева), которая была на сцене Кремлевского дворца. А сейчас, уже в течение семи лет, мы совместно с Кремлевским балетом делаем проект "Русский сезон 21 века". Восстановлены 12 балетов и из репертуара "Русских сезонов". Кремлевский балет обладает таким фантастическим как бы конгломератом того, что связано было с Дягилевым, мы восстановили "Синего бога", восстановили "Тамар", балеты, которые никогда не шли, которые шли только у Дягилева. Восстановили "Павильон Армиды", "Половецкие пляски", "Шопениану", "Шехерезаду", "Жар-Птицу", "Послеполуденный отдых Фавна". Все в декорациях Бакста, Головина, Александра Бенуа. То есть это все абсолютные реставрации. И Николая Рериха. То есть вы даже представить себе не можете, что происходит со зрителем…

 

ГОЛУБКИНА: Ну, это как оживший музей.

 

ЛИЕПА: Да.

 

ГОЛУБКИНА: Слушай,  Михайловна, нам надо с тобой все-таки окультуриться.

 

МИТРОФАНОВА: Так мы пытаемся на этой неделе. По-моему, у Дягилева день рождения чуть ли не в пятницу. На днях.

 

ГОЛУБКИНА: Мы еще не сказали. Мы хотели делать сюжет в рубрике "23 февраля" по поводу Мариса, и мы сделаем наверняка. И по поводу Дягилева, у него день рождения скоро.

 

МИТРОФАНОВА: И мы просто современной молодежи расскажем, потому что постепенно же знания уходят.

 

ГОЛУБКИНА: Может быть, пригласим Андриса как специалиста все-таки?

 

ЛИЕПА: Почему же нет?

 

ГОЛУБКИНА: Мы позовем какого-то историка?

 

МИТРОФАНОВА: Мы собирались это делать. Понятно, что мы фамилии балетных людей… Это были звезды и есть звезды, с кем вы танцевали… И я знаю.

 

ЛИЕПА: Ну, а мы делали для Коли Цискаридзе, и для Илзе, для Маши Александровой. Очень хорошие артисты у нас танцуют. И Юля Махалина, и это звезды Мариинки, Большого. Сделали очень интересный спектакль, посвященный Иде Рубинштейн, называется "Клеопатра - Ида Рубинштейн". Поставил французский хореограф Патрик де Бана. Это идея о том, как Ида Рубинштейн подходит к своей премьере в Париже "Клеопатры". И вот этот спектакль, там есть и Дягилев, и Фокин, и Карсавина, и Павлова. И они все взаимодействуют. И Нижинский. И все это такая современная, очень интересная история. Паша Каплевич делал декорации, костюмы сделала Катя Котова. В общем, очень богато живем и необычно. И планируем где-то в следующем сезоне, если получится, сделать спектакль на тему Нижинского, это тоже будет балет "Нарцисс" через его жизнь. Как бы мы пройдем на премьеру "Нарцисса", а окажемся во всей жизни Нижинского. Так что очень интересно, очень необычно.

 

Что касается труппы, вот Андрей Борисович сейчас стал почетным президентом, я пока никого не принимал, не увольнял.

 

ГОЛУБКИНА: У вас 85 человек, я знаю?

 

ЛИЕПА: Да. Очень  хорошие артисты, молодые, талантливые. Если нужно, мы приглашаем звезд. И мне кажется, что в ближайшее время у всех есть шанс работать и доказать. Но так как мы работаем 7 лет, все артисты мне очень известны, и никого из администрации тоже не уволил, потому что я с ними  работаю.

 

МИТРОФАНОВА: Да вы еще такой человек, мне кажется, я даже не могу…

 

ЛИЕПА: Нет, я строгий. Просто меня все знают и все стараются работать качественно и хорошо. Если надо, я могу и…

 

МИТРОФАНОВА: Встать в позу! Выйди вон!

 

ЛИЕПА: Вася, ну что ты? Почему ты не можешь поставить декорацию нормально? Коля, помоги ему, пожалуйста! И в этот момент все сразу понимают, что что-то не так, значит, надо постараться.

 

МИТРОФАНОВА: Даже тембр меняется голоса.

 

ЛИЕПА: А если долго ты сидишь и говоришь: "Ну, Коленька, пожалуйста! Вася, ну почему вы…"

 

ГОЛУБКИНА: Забулдыги такие!

 

ЛИЕПА: Не забулдыги, но просто для них иногда повышенный тон сразу дает ощущение, что надо встрепенуться и поработать.

 

МИТРОФАНОВА: Согласна. У меня отец - юрист, взрослый, пожилой уже. И говорит, что, к сожалению, с некоторыми профессиями действительно нельзя из себя, как он говорит, "интеллигента корчить". Иногда ты хочешь быть вежливым на рынке или где: извините, пожалуйста, а почем эти помидоры? И тебе впарят самые гнилые, тухлые, вонючие, невкусные луховицкие огурцы. Ну хорошо, значит, эта установка и в балете.

 

ЛИЕПА: Только что ездил в Дивеево. Первый раз собрал свой урожай. 1 августа - день Серафима Саровского. А я еще приехал 10-го на Умиление. Там Богородица Умиление. Кстати, сегодня  всех поздравляю с праздником - Яблочный Спас, Преображение Господне. Так что у всех сегодня должно быть совершенно потрясающее настроение. Можно плоды нового урожая вкушать совершенно…

 

ГОЛУБКИНА: Без боязни испортить пищеварение.

 

МИТРОФАНОВА: А в Австралии киви собирают в этот день.

 

ЛИЕПА: Кстати, киви тоже приносят и освещают их. Очень хорошо все там было, потрясающе. И я собрал первый урожай. Там у меня есть матушка Ирина, которая следит за моим домиком, который я там купил. И были кабачки, патиссоны, картошка, помидоры, огурцы. Не луховицкие, но были такие вкусные, такие сладкие! Просто даже киви бледнеют. Когда вот этот огурчик хрустящий берешь, на зубки и так его… Никаких персиков греческих  не надо.

 

МИТРОФАНОВА: А можно еще на такую  тему, гражданскую. Вот вы сами сказали, что у вас есть дочь, ей 16 лет. Вот просто моя "кочережка" бегает. И я действительно мечтаю, чтобы она кем-то была. Я ей все время говорю, озвучиваю: "Купи мне белый "рендж ровер". Вот как вы подходили к воспитанию?

 

ГОЛУБКИНА: Какую машину вы хотите, чтоб купила вам дочь?

 

МИТРОФАНОВА: Да, когда вырастет. И чтоб по-честному заработала как-то. Не чтоб ей дагестанский жених принес.

 

ЛИЕПА: Мне так хочется, чтобы у нее сказка, которую в детстве она любила и продолжает любить, потом во взрослой жизни дала какие-то всходы. Вот то, что я вам сейчас рассказываю про "Русские сезоны", про Дягилева, про декорации Бенуа, Головина, Бакста. Вот у нас были дома книги потрясающие и посвященные "Русским сезонам". Папа когда-то восстановил "Видение роз", очень долго работал над этой постановкой. И у нас совершенно фантастические дома книги. Вот все, что вы увидите вот в этих буклетиках, это фотографии из этих книг. И я с детства переворачивал страницы и я мечтал попасть или увидеть на сцене, как выглядят декорации к "Золотому петушку". Как выглядят "Половецкие пляски", как "Шехерезада" бакстовская выглядит, как она оживает, чтобы увидеть. Как это потом на сцене произойдет. И сейчас вот, мне уже 52 года, но я понимаю, что я продолжаю свою детскую какую-то мечту. Я окунаюсь, даже приезжая в Лондон, сидя на монтаже, у меня все равно ощущение, что я вот в этой сказке, которая с детства идет от родителей. Ксюша - очень талантливая девочка. Она не пошла в балет, но думаю, что, может быть, у нас получится с режиссурой, потому что она часто ко мне приходит на репетиции и делает какие-то очень интересные комменты. Один раз даже дала идею. Я делал сольный концерт Жасмин. И она как-то смотрела со мной клип и говорит: "А кто это, пап?" Я говорю: "Это - Жасмин". Так посмотрела: "А где ее Алладин?" Знаете, у меня как щелкнуло: надо Жасмин сделать Алладина! Ребята, у нас прилетал ковер-самолет, выезжала волшебная лампа. То есть мы сделали целый блок, который назывался "Жасмин-Алладин". Вот ребенок просто с одного какого-то вопроса вдруг дал идею. Поэтому, я так понимаю, что у Ксюши есть такой талант. Надя, Илзина дочка, занимается балетом. Я думаю, что вот она у нас будет продолжать нашу…

 

ГОЛУБКИНА: А Илзе открыла школу на Рублевском шоссе для детей.

 

ЛИЕПА: В Москве есть школа.

 

МИТРОФАНОВА: Сегодня день памяти Сергея Павловича Дягилева. Это же вообще культовый персонаж?

 

ЛИЕПА: Я вам просто скажу, что, наверное, не было человека, который бы сделал больше для пропаганды русской культуры на Западе. И все, что мы сейчас имеем, отношение к  русской культуре такое с придыханием и с каким-то ощущением превосходства, что здесь в культуре творятся такие вещи, которые не творились никогда и нигде,  наверное, можно назвать его Петром Первым. Вот то, что Петр Первый сделал для русской политики,  то же самое Дягилев с делал для русской культуры. Ни один человек в истории нашей страны не сделал больше, чем сделал Сергей Павлович. Потому что его "Русские сезоны" начались с 1906 года, закончились в 29-ом, как раз тогда, когда его не стало. И,  знаете, у него был очень  интересный факт в жизни. Ему в детстве когда-то гадалка нагадала, что он умрет на воде. И всю жизнь у него был такой пункт, страх. В 1916 году он впервые поплыл в Америку с "Русскими сезонами". Причем, там было 20 городов. И когда он поплыл  туда… Это было совершенно фантастическое путешествие, потому что он боялся каждую секунду, что что-то произойдет. Тем более там "Титаник", все это на воде. В итоге, он всю жизнь боялся воды, а умер в Венеции, но не на воде. То есть, это было символически сказано. А у него был всю жизнь вот этот пунктик. Он уже на следующий год в Южную Америку на пароходе не поплыл. Вот. А скончался он в Венеции. Похоронили его на острове Сан-Микеле. Там потрясающая честь - частичка греческого кладбища. Там похоронены два великих человека из  русской истории и культуры - это Сергей Павлович Дягилев и Игорь Стравинский.

 

ГОЛУБКИНА: И Иосиф Бродский там.

 

ЛИЕПА: Да. И это вот три великих человека, которые как бы завещали себя похоронить. И это уникальное место. С Мишей Куснировичем и с "Черешневым лесом" мы ездили туда. А несколько лет назад восстановили все могилы.

 

ГОЛУБКИНА: А вы знаете, кстати, что похороны Иосифа Бродского связаны непосредственно с балетом? Потому что это же Миша Барышников сделал. Бродский очень  хотел, чтобы его похоронили на Сан-Микеле. И при этом очень волновался и купил себе за полгода до смерти склеп в Америке. И умер, его похоронили. А Миша Барышников знал последнюю волю Иосифа. И он взял, достал гроб, положил в самолет (ни с кем не договорившись при этом)…

 

МИТРОФАНОВА: Но с женой они общались.

 

ГОЛУБКИНА: Нет. Ни с кем не договорившись - в смысле с государством. Венеция в Италии и Сан-Микеле. Просто привез гроб на кладбище. Но случился маленький конфуз. Говорят: "Мы не будем его хоронить". Говорит: "Как?" Они говорят: "Русский? Он православный?" Он говорит: "Нет, он не православный". Они говорят: "Может, католик?" Он: "Не католик". Они говорят: "Ну, что теперь делать?" И только воля и сила Барышникова… Они провернули какую-то операцию, похоронили его.

 

ЛИЕПА: Первый раз слышу.

 

ГОЛУБКИНА: Похоронили его. Причем они похоронили его в ногах у поэта-нациста Эзры Паунда, американского поэта, у которого в  гостях когда-то был…

 

МИТРОФАНОВА: Совсем уж! День памяти уже не Дягилева пошел.

 

ГОЛУБКИНА: Но ты же любишь Бродского, ты же хочешь это знать.

 

МИТРОФАНОВА: Да. Я знала, я читала.

 

ГОЛУБКИНА: Так что все, кто похоронен на Сан-Микеле, так или иначе связаны с балетом.

 

ЛИЕПА: Там удивительное место. И там действительно как бы история русской культуры просто замыкается. И иногда, когда туда приезжают русские или иностранные артисты, как бы там оставляют свои балетные туфли. А я, когда приехал туда первый раз (это было в 1990 году)…

 

МИТРОФАНОВА: Но вы, наверное, всегда хотели туда попасть, мне кажется.

 

ЛИЕПА: Я танцевал в Ла Скала с Карлой Фраччи на Новый год. И на свой день рождения приехал в Венецию 6 января, и как раз мой друг меня отвел туда. И я просто был в каком-то фантастическом состоянии. Причем, там в маленькой часовне я решил, что я возвращаюсь из Америки (работал у Барышникова тогда как раз), и я возвращаюсь обратно. Потому что получил приглашение от Кировского театра. Олег Виноградов меня пригласил танцевать "Петрушку" в его постановке. И премьера должна была состояться в Париже. И там, на острове Сан-Микеле, в маленькой этой часовне я принял решение, что из Америки уезжаю обратно в Россию и буду работать в Мариинке. Так вот Господь распорядился. Для меня это, конечно, какой-то такой уникальный момент в моей жизни. И Сергея Павловича, конечно, сегодня  нужно как бы вспоминать совершенно с какими-то преувеличительными восхищениями. Вот мы только что провели дягилевский фестиваль в Лондоне, это уже третий фестиваль. "Русские сезоны" мы проводим в Париже каждый год. Но в отличие от Сергея Павловича я возвращаю спектакли, которые принадлежат русской культуре по праву, возвращаю их обратно в Россию. Они идут у нас, идут в Мариинском театре, "Шехерезада" и "Жар-Птица" в моей постановке. Уже 22 года. Мечтал всю жизнь Дягилев вернуться и чтобы его спектакли шли на родной сцене Мариинского театра. И Фокин, и Карсавина, все мечтали, чтобы эти спектакли вернулись и когда-то были на наших прославленных сценах.

 

А еще у нас 10 городов России. Мы каждый год уже в течение шести лет выезжаем с труппой Кремлевского балета в России: Екатеринбург, Челябинск, Пермь -  город, где родился Сергей Павлович, где открыт лицей, в котором он учился и существует как музей. Театр, в который он с детства ходил. Его отец давал деньги на оперный театр, когда он строился. Так что, там все связано с Сергеем Павловичем Дягилевым. И Георгий Исаакян, главный режиссер и директор Театра Сац, с которым мы сейчас уже работаем на протяжении трех лет, это просто вот… Мы сливаемся в экстазе, когда говорим о Дягилеве, говорим  об этой эпохе. Сейчас дети могут приходить и смотреть эти спектакли. Три программы существуют: "Петрушка", "Жар-Птица", "Шехерезада", "Шопениана", "Половецкие пляски" и "Золотой петушок". Идут они на сцене Театра Сац. С сентября начинается сезон. Я вас всех приглашаю.

 

ГОЛУБКИНА: Придем. А скажите, вот вопрос у меня был по поводу Дягилева и Нижинского. Я читала это. Что Дягилев сделал хореографию "полуденного сна", что он просто придумывал ему драму всю.

 

ЛИЕПА: Сейчас я расскажу. Существует в хореографии глаз  очень интересного, талантливого режиссера или творческого человека. И так как Нижинский ставил как бы спектакль для его антрепризы, то, естественно, Дягилев всегда находился и на репетициях. Он приходил, смотрел. И, знаете, он очень много занимался его культурным каким-то образованием. Он возил его в Грецию, показывал ему старинные вазы. И вот именно…

 

ГОЛУБКИНА: Пластику взяли из греческих  вот этих ваз. Вот что интересно!

 

ЛИЕПА: Поэтому это не была конкретная хореография, а это был посыл, из которого у Вацлава Нижинского родилась идея к "послеполуденному духу Фавна". А вообще все это было сгенерировано как раз Сергеем Павловичем Дягилевым. Знаете, что "Русские сезоны", именно балетные, шли 20 лет, до 1929 года, с 1909-го. Балетные "Русские сезоны". Это год его кончины. И в мае месяце в Париже прошла премьера "Блудного сына". Вот до самого последнего как бы дня своей жизни у Дягилева была энергетика для создания  новых спектаклей. Он не был ни хореографом, ни художником, но он настолько любил и понимал искусство, знал талантливых артистов, объединял их…

 

ГОЛУБКИНА: Он мог отыскать талантливого человека, он видел.

 

ЛИЕПА: И объединить. Вот что обычно бывает? Очень талантливый художник, очень талантливый балетмейстер, очень талантливый актер, но работают в разных местах. Он собирал, находил деньги. Причем умер совершенно бедным человеком. На похороны деньги дала Коко Шанель и Серж Лифарь. Так получилось, что вот это место на острове Сан-Микеле купили как раз эти два…

 

МИТРОФАНОВА: Но удивительно, что, например, в балете и в искусстве это работает. Потому что в футболе, я помню, набрали всяких бекхемов и они вообще не сработались.

 

ЛИЕПА: Но опять же, был хороший и правильный, наверное, тренер. Вот это же тоже: как настроить людей? Они каждый сам по себе индивидуальности, и им очень трудно существовать. Но если есть еще большая индивидуальность,  такая, как Дягилев, которая могла подавить ненужные какие-то позывы артистические, а сделать их участниками вот этого большого события, выезда "Русских сезонов" в Париж, когда все сходили с ума, когда весь Париж стал подражать "Русским сезонам". Когда после "Шехерезады" женщины начали одевать тюрбаны, чалмы, одевать шаровары, ходить а-ля Ида Рубинштейн, мужчины делали подарки в виде каких-то уникальных браслетов от Картье. Картье сделал новую коллекцию а-ля "Русские сезоны". То есть настолько было проникновение в жизнь общества французского, что даже трудно себе представить.

 

МИТРОФАНОВА: О Дягилеве я вообще узнала странным образом: из клипа группы "Квин" - "I Want to Break Free". Там есть одна часть песни, когда Фрэдди Меркури в костюме Фавна…

 

ЛИЕПА: В костюме Фавна (это эскиз Леона Бакста), в котором танцевал когда-то Вацлав Нижинский. И он сидел с виноградом. Это Фавн, который играл на свирели. Вот сейчас мы восстановили этот спектакль. И Коля Цискаридзе совершенно блистательно это танцует. И все это с декорациями бакстовскими. И вместе с Илзой, когда они выходят, это всегда крышу сносит. Даже Андрюша Караулов делал свой  юбилей, и он сказал: "А вы можете на юбилее, чтобы "Фавна" показать?" Я говорю: "Андрюш, если мы сделаем декорации?" Он говорит: "Все сделаем, как нужно". И показали "Фавна".

 

МИТРОФАНОВА: А когда этот спектакль реально можно придти и посмотреть? Именно этот? Для слушателей?

 

ГОЛУБКИНА: Москвичам и гостям столицы?

 

ЛИЕПА: Просто не смотрел еще.

 

ГОЛУБКИНА: Я знаю, что в Париже была пресса после этого спектакля. Показалось, что это слишком эротический спектакль, многим тогда.

 

ЛИЕПА: Сейчас это выглядит настолько целомудренно, что народ даже не может понять, в чем эротизм. Но на самом деле это был скандал, которого Дягилев ждал и пытался потом повторить все свои "Русские сезоны". Но такого скандала больше не получалось, чтобы зритель настолько заинтересовался и валом повалил! Потому что, когда сделали премьеру "Весны священной", зритель не принял. То есть спектакль, который он создал в 1913 году, ударил очень сильно по как бы репутации самого Дягилева, потому что он настолько был революционен, что зритель его не понял. Он прошел четыре раза и его сняли. Сейчас его восстановили по записям, по каким-то эскизам.

 

МИТРОФАНОВА: А музыка там чья?

 

ЛИЕПА: Стравинского.

 

МИТРОФАНОВА: Может, вот это не поняли? Музыку саму?

 

ЛИЕПА: Да не поняли ничего.

 

ГОЛУБКИНА: А Стравинского, кстати, тоже плохо понимали.

 

ЛИЕПА: Они не поняли ничего. Вот сейчас это классика 20-го века. Вот представьте себе, год назад в Париже был юбилей театра на Шанзализе, потому что именно этим балетом открывался этот театр. И во время  этого спектакля пришла полиция и начала разнимать публику. Потому что половина публики кричала, да, хотят досматривать. А половина кричала: бу! И сорвали спектакль. То есть спектакль прошел в истории четыре раза. И потом его сняли и больше никогда не показывали. И только в 86-ом году Роберт Джоффри в Америке восстановил этот спектакль. Сейчас этот спектакль идет в лучших театрах мира. С декорациями Николая Рериха. Совершенно фантастические какие-то вещи, которые Дягилев провидел. Вы представляете, насколько был мощный посыл, что через сто лет этот спектакль идет, и на него люди приходят, покупают билеты в том же самом театре, где был самый большой провал.

 

ГОЛУБКИНА: Мне интересно только: а как восстанавливается хореография, когда у нас нет видео никаких? Партитура же не пишется, я так понимаю, как в музыке?

 

ЛИЕПА: На самом деле у Вацлава Нижинского была сестра, Бронислава, она все записывала. То есть умный человек вот по этим записям - это большой такой фолиант со всей партитурой спектакля "Весна священная", он сохранился, - по этому фолианту все восстанавливали. Очень серьезная, кропотливая работа. Там, может быть, до пальца нельзя выверить. Сейчас почему я все свои спектакли снимаю на видео? Оставляю. Пусть через 20-30 лет кто-то посмотрит и сможет пойти дальше. Но спектакли имеют феерический успех! Все спектакли, которые сейчас идут…

 

МИТРОФАНОВА: Сейчас даже не понимаешь, говоришь: "Во дают!"

 

ЛИЕПА: Но ты, наверное, понимаешь, как можно создать спектакль, который через сто лет будет собирать публику, полный зал? Это те же декорации, костюмы, та же музыка и та же хореография. Вот "Петрушка", "Жар-Птица", "Шехерезада", "Половецкие пляски", "Шопениана", "Фавн" - они сохранились в неприкосновенности. Как были, так и есть. У нас в балете все это передают из ног в ноги. Нина Ананиашвили выучила, например, "Жар-Птицу" в Лондоне, потому что в Лондоне жила Тамара Карсавина до 65-го года. И она этот спектакль поставила, восстанавливала. И ей уже показывали те люди и балерины, которые учились у самой Карсавиной. И у нас вот так все это передается из ног в ноги.

 

МИТРОФАНОВА: Ну, передаваться - понятно. И  вам есть отца наследие, вы тоже несете гордо. Но есть ли у вас какие-то свои мечты? Или о мечтах обычно не говорят?

 

ГОЛУБКИНА: А почему нет? Может быть, даже не балетные?

 

МИТРОФАНОВА: Что-то именно свое? Этот был провидец, на 100 лет предвидел. И вот как-то именно ваша собственная мечта?

 

ЛИЕПА: Я же работаю как бы в другую сторону. Дягилев революционер был, а я реставратор. Это разные как бы подходы. Я на миссии. Вот у меня миссия - вернуть на сцену русского театра то, что принадлежит нам по праву. Чтобы молодой художник, молодой композитор, молодой артист балета, хореограф пришел и посмотрел, что было популярным в начале 20-го века. Что вообще повернуло вспять всю историю русской культуры? То есть русская культура с 1909 года стала триумфально шествовать по всей Европе, Америке, Южной Америке. То есть мы до сих пор пользуемся вот этим ледоколом, который разрубил тот лед по отношению к России.

 

МИТРОФАНОВА: Да и сегодняшний лед по отношению к России. Если вы  говорили о гастролях в Лондоне, и  вообще никаких не было претензий, что называется, или каких-то склок и вообще?..

 

ЛИЕПА: Ничего вообще.

 

МИТРОФАНОВА: Вот это удивительная сила искусства.

 

ЛИЕПА: А знаете, я один раз приехал… Это был еще советский период, с Большим театром мы приехали на гастроли в Аргентину. И после спектакля - а у нас были очень сложные отношения тогда Советского Союза и Аргентины, что-то там было - пришел один из наших представителей посольства. Он сказал: "Ребята, вы сделали за один день больше, чем мы сделали за 10 лет". Потому что после спектакля аргентинцы стояли с советскими флагами и вот так ими махали и говорили: "Советский Союз! Русские артисты!  Очень  любим русский балет!" А это было в колонии, сначала мы выступали. А потом мы выступали в большом луна-парке, где было около 16 тысяч человек. Вот представьте, как политику завести публику, чтобы она полюбила страну, с которой, например, конфликтная ситуация? Я всегда говорю, что, "когда музы говорят, пушки должны молчать". Когда у нас были проблемы с Грузией, я говорил: давайте мы сделаем спектакль, поставим "Тамар", это спектакль на тему грузинскую, и "Жар-птицу". И там Ирма Ниорадзе поедет и станцует с русским балетом эти спектакли у вас в Тбилиси. Причем я даже ходил к Карасину, к помощнику нашего министра иностранных дел, и предлагал это. Давайте сделаем первый шаг.

 

МИТРОФАНОВА: Давайте миру мир, видимо. Наверное, это основная тема нашей беседы о жизни. И большое спасибо Андрису Лиепе за то, что он нас как-то просветлил.

 

ЛИЕПА: Ну, смотрите, мы попали сегодня на день Дягилева, поговорили об отце, поговорили о новом назначении. Спасибо вам огромное.  Целую крепко, ваш Лиепка. Приглашаю вас в театр всех.

Любовь и голуби. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • 23 февраля
  • Ветераны "Маяка"
  • Выйти замуж за…
  • Дайте автограф, пожалуйста…
  • Дети – наше всё
  • Женская консультация
  • Книжная полка
  • Красота. Здоровье. Фитнес
  • Маяк. 55 лет
  • Митрофанова в космосе
  • Мода. Стиль
  • Психофилософия 2.0
  • Работа. Карьера
  • Слово за слово
  • Человек поступка
  • Я сама

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация