Картинка

По-большому Телеведущий Юрий Вяземский в гостях у Лены Батиновой и Максима Ковалевского

19 мая 2010, 19:05

Персоны

КОВАЛЕВСКИЙ: Добро пожаловать на ╚Очную ставку╩, друзья. У нас в гостях сегодня известный телеведущий, философ, писатель, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО Юрий Павлович Вяземский. Здравствуйте, Юрий Павлович.
ВЯЗЕМСКИЙ: Здравствуйте.
КОВАЛЕВСКИЙ: Наши слушатели делали и продолжают делать ставки на те несколько карт, которые вы вытащите из колоды. Слушателю нужно угадать всего три. Если он угадывает эти карты, то мы уже с вами договорились, что слушатель получает вашу книжку. Мы теперь должны определиться, какую.
ВЯЗЕМСКИЙ: Какую хотите.
КОВАЛЕВСКИЙ: Может быть, ╚Бэстолочь╩.
ВЯЗЕМСКИЙ: Во всяком случае, это книжка, которая вышла последней в издательстве моем любимом, называть его не буду, потому что это будет реклама. Но очень хорошее издательство.
БАТИНОВА: Если вы не скажете адрес и телефон, то это не будет рекламой.
ВЯЗЕМСКИЙ: Зачем? Тот, кто выиграет, он просто получит книжку, насколько я понимаю. Зачем ему?
БАТИНОВА: Да, это правда, это правда.
ВЯЗЕМСКИЙ: И главное, понимаете, почему ╚Бэстолочь╩ я как раз рекомендую для разыгрывания? Потому что это переиздание вещей, которые были написаны до перестройки и сразу после перестройки. Но показывает практика, что их очень читатели легко читают. И, главное, здесь три повести совершенно разные и три рассказа, тоже совершенно разные. Я почти гарантирую, что что-то понравится.
КОВАЛЕВСКИЙ: Вы сказали, у вас полный автомобиль книг, да? То есть, мы можем разыграть сегодня две книги?
ВЯЗЕМСКИЙ: Нет, ну полный автомобиль – так уж не надо.
КОВАЛЕВСКИЙ: Я утрирую, конечно. Но две найдете?
ВЯЗЕМСКИЙ: Да я и три найду. Давайте три. Потому что два – плохое число.
КОВАЛЕВСКИЙ: Правда? Почему?
ВЯЗЕМСКИЙ: А это число сатаны.
КОВАЛЕВСКИЙ: Двойка?
ВЯЗЕМСКИЙ: Да. Не знали?
КОВАЛЕВСКИЙ: У нас в колоде есть двойки? По-моему, нет. Все начинается с троек. В общем, давайте так. Есть двойки, да? Вот черт! Надо их сжечь!
ВЯЗЕМСКИЙ: Чтобы был такой мир, где бы не было сатаны!
БАТИНОВА: А двойка в школе?
КОВАЛЕВСКИЙ: Значит, одну книжку мы разыгрываем со слушателем, если он угадает три карты. И две книжки мы разыграем за лучшие вопросы. Давайте?
ВЯЗЕМСКИЙ: Кто у нас хозяин?
КОВАЛЕВСКИЙ: Я.
БАТИНОВА: И мои тапочки.
КОВАЛЕВСКИЙ: Договорились. Друзья, присылайте вопросы.
ВЯЗЕМСКИЙ: Борис Михайлович, вы тоже можете присылать вопросы.
КОВАЛЕВСКИЙ: Теперь я вам должен рассказать о своих впечатлениях сегодняшних. Я с утра посмотрел программу от 5 мая ╚Умники и умницы╩. Она была посвящена Льву Николаевичу Толстому, роману ╚Война и мир╩. Вы знаете, мне┘
ВЯЗЕМСКИЙ: Там Фекла была.
КОВАЛЕВСКИЙ: Да, совершенно верно. Фекла Толстая сидела, как она не простудилась, я не понимаю, потому что она всю дорогу сидела с открытым ртом. И я тоже. На 17-й минуте у меня пропало желание сегодня приходить на работу. Вы понимаете? Мне было стыдно, потому что я смотрел на этих молодых людей вместе с Феклой Толстой, и я просто не понимал, как эти молодые люди, откуда у них такие знания┘
ВЯЗЕМСКИЙ: Ну, потому что вы же не читали ╚Войну и мир╩, вы же про пионерскую организацию все говорите.
КОВАЛЕВСКИЙ: Вы знаете, что я вам хотел сказать? Вот я когда смотрел передачу, я еще подумал: я, наверное, в своей жизни, условно говоря, раз 15 читал, допустим, ╚Мастер и Маргариту╩. Даже если бы я попал на программу, в которой речь шла о ╚Мастере и Маргарите╩, я бы в жизни все равно не ответил на те вопросы, которые задавали молодым людям по поводу ╚Войны и мира╩.
ВЯЗЕМСКИЙ: Это неправда, Максим. Вы бы ответили и ответили прекрасно. Не надо, пожалуйста, обижать одного из моих любимых ведущих.
КОВАЛЕВСКИЙ: О, уже так? Спасибо.
ВЯЗЕМСКИЙ: Ну, я ж про пионерию слышал.
КОВАЛЕВСКИЙ: Как эти молодые люди, как┘ Это же надо практически наизусть знать ╚Войну и мир╩. И более того, вы требуете, чтобы соблюдался порядок каких-то вещей там, допустим, что сказала мама Наташе Ростовой в каком-то письме, что-то такое┘ У меня просто ум за разум.
ВЯЗЕМСКИЙ: Это Фекла Толстая требовала.
КОВАЛЕВСКИЙ: Счастье, что Фекла Толстая сидела с точно таким же лицом. Мне не стыдно. Вы специально? Как нормальный человек может в голове уместить такие знания? Или такую память? Что это вообще?
ВЯЗЕМСКИЙ: Все на самом деле очень просто. Потому что, когда человек хочет прыгать с шестом, это же невероятно себе представить, как человек разбегается, отталкивается, шест взлетает бог знает на какую высоту! Потом приземляется. Он просто хочет победить, он хочет прыгать с шестом. Так и здесь. Они хотят просто выиграть, они хотят поступить в МГИМО. Для этого они должны, конечно, читать, читать очень внимательно. Во-вторых, они, конечно, должны примерно знать, какие вопросы я им обычно задаю, и меня вычислять.
КОВАЛЕВСКИЙ: Ах, все-таки!
ВЯЗЕМСКИЙ: И, в-третьих, им должно везти.
КОВАЛЕВСКИЙ: То есть, приходя на передачу, они знают, какие вопросы им достанутся?
ВЯЗЕМСКИЙ: Какие вопросы им достанутся, они не знают. За месяц они получают тему.
КОВАЛЕВСКИЙ: А, тему они получают все-таки?
ВЯЗЕМСКИЙ: В данном случае это полуфинал, поэтому тема бывает очень такая серьезная. Тема звучала так: ╚Жизнь и творчество Толстого╩.
БАТИНОВА: Огромный пласт.
ВЯЗЕМСКИЙ: Правда, было сказано, что особое внимание обратить на три романа: ╚Война и мир╩, ╚Анна Каренина╩ и ╚Воскресение╩. То есть, я при этом не говорил, что вот ни в коем случае не читайте ╚Смерть Ивана Ильича╩ или что-то другое. Но было сказано, что┘ Это, конечно, огромная тема. Но дается целый месяц. И мне кажется, что если они будут читать Толстого и о нем, то они месяц проведут с пользой.
КОВАЛЕВСКИЙ: Да, да. Но, кроме Толстого, в этом месяце у этих молодых людей должно быть еще что-то?
ВЯЗЕМСКИЙ: Зачем?
БАТИНОВА: Они же хотят победить.
ВЯЗЕМСКИЙ: Если они хотят победить, если они действительно выходят в финал и там выигрывают, то понимаете, в каком они положении оказываются? Я открою секрет. Наш финал выходит в эфир в конце июня – в июле. Обычно в конце июня. Но снимается он 12-13, иногда 14 апреля. И, если они выигрывают, они в апреле, в начале апреля┘
КОВАЛЕВСКИЙ: Уже знают, что они┘
ВЯЗЕМСКИЙ: Ректор просто вносит их фамилии в приказ о зачислении.
КОВАЛЕВСКИЙ: Да вы что!
ВЯЗЕМСКИЙ: Игра стоит свеч.
КОВАЛЕВСКИЙ: Безусловно.
ВЯЗЕМСКИЙ: Прыжок с шестом трудный, но, в общем, прыгаешь в МГИМО и сразу на любой факультет. Единственное только, конечно, надо получить аттестат.
КОВАЛЕВСКИЙ: Они еще сами могут выбрать, на какой факультет они хотят?
ВЯЗЕМСКИЙ: Естественно.
КОВАЛЕВСКИЙ: Потрясающе!
ВЯЗЕМСКИЙ: А иначе как?
БАТИНОВА: Может, ты попробуешь, Макс?
КОВАЛЕВСКИЙ: Нет, нет, я с Феклой Толстой буду┘
ВЯЗЕМСКИЙ: Но мы берем только 11-классников, отбираем только 10-классников, потому что потом предстоит целый год этих олимпийских игр.
КОВАЛЕВСКИЙ: Потрясающе!
БАТИНОВА: Скажите, а вопросы для игры вы по-прежнему сами придумываете или у вас есть редакторы?
ВЯЗЕМСКИЙ: Я всегда придумываю. У меня, естественно, редактор, даже главный редактор. Это моя жена. Но она исполнительный директор студии, шеф-редактор, по совместительству она жена. Иногда исполняет эти функции, когда у нее хватает времени. Потому что на ней лежит колоссальная нагрузка. Но вот это, собственно, я придумываю. У меня их обычно бывает очень много, мы с ней вместе рассматриваем, она какие-то отбирает. Единственное, где мне помогают и помогают, естественно, сильно, это конкурс русского языка. У меня есть замечательный специалист Татьяна Андреевна Черкасова. Но все равно она мне приносит заготовки, которые я потом какие-то беру, какие-то не беру. Ну, в частности, там со скандалом я ей вернул┘
БАТИНОВА: Йогу'рт?
ВЯЗЕМСКИЙ: Нет. Там было хуже. Правильное ударение в слове ╚клаксон╩. Оказалось, что правильно – ╚кла'ксон╩. Но журнал ╚Клаксо'н╩, я специально опросил весь коллектив ╚Клаксо'на╩, никто не знал о том, что это ╚Кла'ксон╩. Потом еще одно дикое ударение – это ╚гренки'╩. Оказывается, не ╚гре'нки╩, как я привык.
КОВАЛЕВСКИЙ: Юрий Павлович, но это же издевательство!
ВЯЗЕМСКИЙ: Это издевательство, да. Поэтому это издевательство мы выбросили.
КОВАЛЕВСКИЙ: А главное, что это полная глупость вот с этими ударениями. То есть, если даже вы говорите, что оказалось┘ А как это оказалось? Вот, значит, сидят какие-то люди, там два-три человека┘
ВЯЗЕМСКИЙ: Нет, нет, это Ожегов.
КОВАЛЕВСКИЙ: Ах, это по Ожегову!
БАТИНОВА: Он очень давно сидел.
ВЯЗЕМСКИЙ: Если сейчас не поленитесь, откроете, в общем, довольно старый словарь...
БАТИНОВА: У нас есть три словаря ударений.
КОВАЛЕВСКИЙ: У нас есть. Клаксо'н.
ВЯЗЕМСКИЙ: ┘четырехтомник, вы увидите, что правильное ударение ╚кла'ксон╩.
КОВАЛЕВСКИЙ: Это не Ожегов. У нас словарь чего?
ВЯЗЕМСКИЙ: Ну, у вас словарь бог знает какой может быть. Сейчас вообще все что угодно может быть.
БАТИНОВА: 300 переизданий. И каждый человек может сделать словарь образцового русского ударения.
КОВАЛЕВСКИЙ: Хорошо. Сейчас немножко об ударениях. Допустим, где – в бути'ке. Да? Ожегов же не писал об этом, потому что тогда еще таких слов не было. Да? Почему ╚в бути'ке╩?
ВЯЗЕМСКИЙ: Понятия не имею. Для меня как-то проще ╚дан ля бутик╩ или ╚а ля бутик╩. А у французов очень хорошо – ударение всегда на последний слог.
КОВАЛЕВСКИЙ: Именно, именно!
БАТИНОВА: Бутик – это просто магазин.
ВЯЗЕМСКИЙ: Это невозможно. Причем, знаете, очень интересный случай. Есть такая фирма ╚Гарнье╩, а, естественно, никакой не ╚Гарньер╩. Вот. Но когда впервые эту рекламу запускали (мне удалось узнать), люди, которые это озвучивали, они решили, что вот ╚гарньер╩ звучит лучше. И поэтому стал ╚Гарньер╩. А есть похожие слова, которые звучат совсем иначе, хотя на конце пишется ╚р╩. Везде ╚Гарньер╩.
КОВАЛЕВСКИЙ: Я просто хочу понять, вот если слово ╚пиджа'к╩ – ╚в пиджаке'╩. Да? ╚Бути'к╩, по логике должно быть – ╚в бутике'╩. Кто придумал, что ╚в бути'ке╩? И так правильно. А те, кто говорят ╚в бутике'╩, те говорят неграмотно?
БАТИНОВА: Колхоз!
КОВАЛЕВСКИЙ: Ну действительно! Кто-то же сидит, какие-то люди...
ВЯЗЕМСКИЙ: Дорогие ведущие! Я пришел к вам с открытой душой, а вы на меня давите интеллектом.
КОВАЛЕВСКИЙ: Это мы на вас давим интеллектом?
ВЯЗЕМСКИЙ: Русская поговорка гласит: ╚Называй меня хоть горшком, только не сажай в печку╩.
КОВАЛЕВСКИЙ: Юрий Павлович, вы слушали нашу дискуссию про организации детские молодежные. Что вы думаете по этому поводу? Нужны нам организации, нет?
ВЯЗЕМСКИЙ: Я думаю, что они, конечно, нужны. Если люди говорят, что нужны, то, наверное, нужны. Причем я даже не возражал бы против слова ╚пионер╩. Потому что, сами понимаете, это же не Надежда Константиновна и не Владимир Ильич придумал.
КОВАЛЕВСКИЙ: Собственно говоря, да.
ВЯЗЕМСКИЙ: Это были люди, которые┘ Кстати, при Петре Первом это уже появилось в нашем языке – пионер, человек, который что-то открывает. Единственное, против чего я категорически, я сам был пионером – это, действительно, была чрезвычайно идеологизированная организация. И как всякая идеологизированная чрезвычайно организация, она была лживая. То есть, детей учили лгать. В частности, помню даже, дочка еще моя застала эту эпоху. И мы с ней ехали, и она увидела Ленина за окном автобуса и сказала: ╚Папочка, это самый любимый мой, самый дорогой человек╩.
КОВАЛЕВСКИЙ: ╚Дедушка╩ бы еще сказала.
ВЯЗЕМСКИЙ: Нет, ╚человек╩ она сказала. На что, конечно, я удивился и сказал, что мне всегда казалось, что самый дорогой человек должна быть мама...
КОВАЛЕВСКИЙ: Да, да, да.
ВЯЗЕМСКИЙ: ...а потом этот лысый дядечка. По тем временам это было довольно резко, потому что люди в автобусе слышали. И второе, конечно: если тебя выгоняли из пионеров или, тем более, тебя выгоняли из комсомольцев, то, в общем, на этом твоя карьера заканчивалась. Но организации детские очень нужны. И их отсутствие сейчас, оно болезненно сказывается на детях.
КОВАЛЕВСКИЙ: Юрий Павлович, вам не уйти от вопросов по поводу ╚Умников и умниц╩.
ВЯЗЕМСКИЙ: Борис Михайлович прислал?
КОВАЛЕВСКИЙ: Пока нет. Но Маслаков Денис вас спрашивает: ╚Какой максимум орденов и медалей имели участники игры?╩ Припомните?
ВЯЗЕМСКИЙ: Ой! Я вспомню. Это был Булычев, сейчас он работает где-то за границей и занимает какой-то высокий пост. Он вышел на дорожки, триумфально там проиграл. Ну, просто безобразно проиграл. Не обошли его, сам. А потом вернулся на трибуны и заработал 14, один и четыре, орденов. Это был, пожалуй, рекорд.
БАТИНОВА: Ничего себе!
КОВАЛЕВСКИЙ: А что с ними делают потом, с этими орденами?
ВЯЗЕМСКИЙ: Я не знаю, я пока не получил ни одного. Хранят, видимо.
БАТИНОВА: За эфиром мы говорили о том, что вы думали, что эта программа будет, по крайней мере вы будете участвовать в этой программе год, может быть, полтора года?
ВЯЗЕМСКИЙ: Да. Меня когда в 1992 году пригласили и сказали, что мы вас зовем не только как ведущего, но и как автора, и хотим, чтобы вы создали программу, потому что это исключительно моя придумка, я, в общем, будучи от природы абсолютным эгоистом, создал такую программу для себя, чтобы, ну, раз меня так уговаривают поиграть с детьми, и собственное удовольствие получить. Ну, думаю, так год проиграю, полтора, ну, может, два. А потом уйду. Ну вот, видите, как-то ваш гость заигрался.
КОВАЛЕВСКИЙ: Но теперь-то уже останавливаться нельзя. Восемнадцать лет – это уже надо продолжать, надо идти на рекорд.
ВЯЗЕМСКИЙ: Ну, понимаете, мне сложно с рекордом. Потому что мои основные противники – это Александр Васильевич Масляков...
КОВАЛЕВСКИЙ: И ╚Что? Где? Когда?╩, да?
ВЯЗЕМСКИЙ: И ╚Что? Где? Когда?╩, понимаете? Они тоже существуют в эфире. И мне их не догнать, потому что они идут с такой же скоростью. И идут, в общем, по-моему, очень хорошо.
БАТИНОВА: Скажите, а дети, подростки отличаются от тех, которые 18 лет или 10 лет назад? Или они по-прежнему такие же, с горящим взором, с желанием победить?
ВЯЗЕМСКИЙ: У москвичей, на мой взгляд, как-то взор постепенно все больше и больше тухнет.
БАТИНОВА: Что они? Какими они становятся?
ВЯЗЕМСКИЙ: Они какие-то становятся совсем вялые.
БАТИНОВА: Правда?
ВЯЗЕМСКИЙ: Какие-то такие немножечко потерянные, ленивые. Какая-то обломовщина на них накатывается.
БАТИНОВА: Правда? Ух!
ВЯЗЕМСКИЙ: Ну, это для москвичей вообще характерно.
КОВАЛЕВСКИЙ: Может, они уставшие просто?
ВЯЗЕМСКИЙ: Уставшие, наверное.
БАТИНОВА: Мне кажется, что в такой конкуренции они должны быть наоборот. Нет?
ВЯЗЕМСКИЙ: Понимаете, у меня же ведь школьники со всей России, и москвичи не встречаются вплоть до последних этапов утешительного третьего полуфинала и до финала. Я их всегда развожу. Поэтому у них конкуренция-то друг с другом. Но чем дальше от Москвы, тем, конечно, больше задора, тем больше желание победить. И тем больше ощущения того, что им, в общем, никто не поможет. Ни папа, ни мама, ни бабушка, ни дедушка, ни олигархи. У них может быть только опора на собственные силы.
КОВАЛЕВСКИЙ: А как вы их находите? Или как они вас находят?
ВЯЗЕМСКИЙ: С москвичами просто. Вот сейчас у нас как раз идет активный отбор. Каждый май к нам приходят ребята, которые хотят участвовать. Мы с ними проводим собеседование предварительное.
КОВАЛЕВСКИЙ: Тоже в виде теста это происходит?
ВЯЗЕМСКИЙ: Как в театральные. Ну, тест? Это я – ходячий тест. Сидит комиссия, а я своего рода машина по выбрасыванию летающих тарелочек, знаете, которые при стрельбе. Я сижу: ды, ды, ды – эти тарелочки летят. То Древняя Греция, то Древний Рим, то Византия, то русская история, то эта история. А комиссия следит, как они эти тарелочки сшибают или не сшибают. И в результате такого предварительного опроса, как в театральных училищах, почти во всех есть такой этап, который называется ╚консультация╩, это нулевой как бы тур, происходит отбор москвичей с москвичами. Просто потому, что мы можем даже и по школам ездить. А что касается детей со всей России, а тем более за пределами России, СНГ, там один только вид отбора – это в конце каждой программы, начиная с января, я задаю вопросы на размышление, они нам пишут письма. На основании этих писем мы их отбираем. Хотя, в общем, это кот в мешке, потому что, сами понимаете, это может школа писать, может какой-то умный взрослый.
КОВАЛЕВСКИЙ: Да, да, кто угодно может написать.
ВЯЗЕМСКИЙ: Но пока, в общем, мы не ошибались серьезно.
КОВАЛЕВСКИЙ: Но, с другой стороны, им же самим это неинтересно. Ну, напишет за него кто-то, он приедет и┘
ВЯЗЕМСКИЙ: Ну как? А приехать в Москву? А показаться?
КОВАЛЕВСКИЙ: А что он может показать, если это не он написал?
ВЯЗЕМСКИЙ: Ну, а посидеть?
КОВАЛЕВСКИЙ: О, да. Посидеть.
БАТИНОВА: Я один год работала в школе, в 6-м классе. У меня был ученик, я не знала, как помочь ему, чтобы заинтересовать учиться дальше. И было задание написать сочинение о своей комнате. Он такой был круглолицый, такой смешной мальчишка! И он принес сочинение, которое было великолепное, между прочим. И я говорю: ╚Сереж, а ты сам писал?╩ И он мне говорит: ╚Да нет! Мы всем подъездом писали!╩ И он был так счастлив, потому что, действительно, я попросила родителей, чтобы они помогали тоже своим детям, если вдруг такие вопросы встают. И это было тоже. Я вспомнила сейчас, когда вы сказали про письмо. ╚Мы всем подъездом написали вам письмо╩.
ВЯЗЕМСКИЙ: Ну, это не всегда плохо. Потому что иногда первое сочинение пишется ╚всем подъездом╩, а потом человек хочет написать это сам.
БАТИНОВА: Да, да.
КОВАЛЕВСКИЙ: Юрий Павлович, расскажите, пожалуйста, про книжки. Вот в руках держу две. Меня интересует ╚Детство Понтия Пилата. Трудный вторник╩. Исходя из того, что есть ╚трудный вторник╩, где-то должен быть понедельник и другие дни недели.
ВЯЗЕМСКИЙ: Да, ╚Понедельник╩ уже вышел. Я просто хочу сказать, что вся серия называется ╚Сладкие весенние баккуроты╩. Звучит немножко кудряво, но это я взял из романа Булгакова. У него есть там такая фраза. И вообще я задумал, наверное, такую очень наглую вещь – я решил написать семь романов о Страстной неделе. Причем именно о той неделе, когда Иисус Христос вошел в Иерусалим и вместе с ним его ученики и апостолы. И там, естественно, его встречали и фарисеи, и саддукеи, и прочие ребята. И, естественно, там в это время Понтий Пилат. То есть, об апостолах и о Понтии Пилате я решил написать семь романов соответственно: ╚Понедельник╩, ╚Вторник╩, ╚Среда╩, ╚Четверг╩ и так далее, чтобы каждый роман был посвящен определенному дню. Причем можно читать в любом порядке, потому что всем сюжет известен. В общих чертах все люди более или менее вменяемые знают, что в пятницу его распяли, а в воскресенье он воскрес. Что пре'дал его, или пред'ал (чтобы помучить наших радиослушателей – думайте, как правильно!) Иуда Симонов Искариот. Я по паспорту ношу фамилию Симонов. Поэтому подчеркиваю – Иуда Симонов Искариот. Причем я эти романы заранее обещал себе писать в том стиле, который я для себя назвал – гиперисторический. То есть, я въедливый историк и стараюсь соблюдать все, о чем говорит нам история. Но дальше открывается простор для моей фантазии, и дальше я могу писать о нас с вами, о наших проблемах, о наших переживаниях, о том, что мы недавно переживали. То, что мы, может быть, будем переживать в будущем, потому что я специально выбрал именно эту Страстную неделю. Ибо, как мне кажется, это было и в прошлом, это есть и сейчас. И это будет всегда. То есть, это была та неделя, когда прошлое, настоящее и будущее соединились. И вот в данном случае та книжка, которая сейчас продается и которую я сейчас написал, в смысле издал, потому что я сейчас как раз заканчиваю следующую книгу, ежели бог даст, естественно. Потому что в любой момент может остановить. Сами понимаете, тема довольно рискованная. Хотя я и соблюдаю всяческую безопасность, не святотатствуя, не приближаясь к Христу.
КОВАЛЕВСКИЙ: Не переходите дорогу на красный свет?
ВЯЗЕМСКИЙ: Нет, дорогу на красный свет перехожу. Но в те времена просто не было красного света. Я для тех радиослушателей и для тех моих телезрителей, которые верят, могу сказать, что я очень осторожен с фигурой Христа. Вот. Я, боже упаси, не описываю, о чем он думал, и стараюсь к нему особенно близко не приближаться. Он, как говорят кинематографисты, у меня всегда на заднем плане. Но вот гарантирую, что, если люди начнут это читать, они довольно быстро забудут, что они находятся в древнем мире, если им не хочется изучать различные детали, и будут понимать, что это о любви, о тоске, об одиночестве, о предательстве. В общем┘
КОВАЛЕВСКИЙ: О вечном.
ВЯЗЕМСКИЙ: Хотелось бы думать.
БАТИНОВА: А почему, на ваш взгляд, люди верующие так особо трепетно относятся к фигуре Христа? Ведь делают фильмы, снимают в Голливуде и пишут книги, а многие писатели используют образ Христа как художественный образ.
ВЯЗЕМСКИЙ: Леночка, какой-то странный вопрос. Почему они трепетно относятся к фигуре бога, в которого они верят?
БАТИНОВА: Да. Настолько, что, мне кажется, иногда фанатично.
ВЯЗЕМСКИЙ: Но от некоторых фильмов они в ужас приходят просто! Некоторые фильмы совершенно ужасающие есть! И сочинения некоторые есть ужасающие.
БАТИНОВА: Я просто не пойму природу этого фанатизма.
ВЯЗЕМСКИЙ: Я человек верующий. И, понимаете, я очень высокого мнения о Леониде Андрееве. Но когда я читаю его ╚Иуду Искариота╩, для меня это просто рвотное.
БАТИНОВА: Да.
КОВАЛЕВСКИЙ: Расскажите еще про ╚Бэстолочь╩.
ВЯЗЕМСКИЙ: ╚Бэстолочь╩, которую, насколько я понимаю, мы в основном сейчас и разыгрываем┘
БАТИНОВА: Да, мы разыгрываем эту книгу.
ВЯЗЕМСКИЙ: Вот. Это книжка, состоящая из вещей, которые были написаны в основном до перестройки.
БАТИНОВА: И вы пишете в предисловии, что там был большой тираж, огромный.
ВЯЗЕМСКИЙ: Там большой тираж был у самого рассказа ╚Бэстолочь╩, он был вообще головокружительный. Это было 14,5 миллиона экземпляров, потому что он вышел в журнале ╚Крестьянка╩, который издавался в двух шагах от того места, где мы сейчас с вами находимся, в издательстве ╚Правда╩.
КОВАЛЕВСКИЙ: В ╚Правде╩, да. Точно.
ВЯЗЕМСКИЙ: Да. Вот. И 14,5 миллиона экземпляров. Понимаете? Ну, женщины┘ Женщины все-таки всегда были в России не только главными читателями и телезрителями, но вообще главными людьми. На них вообще все держалось. Вот. Они это все прочли. И рассказ, главное, такой короткий и легко читается. И меня, можно сказать, заставил его переиздать Дима Быков, потому что это его любимейший рассказ. Также ему очень нравится повесть ╚Банда справедливости╩. Это было написано в 1980 году, тогда это было почти революционно. Это смесь ╚Тимура и его команды╩ с ╚Крестным отцом╩. ╚Крестный отец╩ как раз тогда появился. Вот. Но перечитывая и готовя эту вещь к переизданию, я вдруг понял, что актуальность абсолютно не потеряна.
БАТИНОВА: Нет, не потеряна, да.
ВЯЗЕМСКИЙ: То есть, там поменялись какие-то реалии, поменялись сцены┘ Но вот, например, как строители себя вели тогда по-хамски и как они сейчас по-хамски строят в Москве, и хочется взять гранатомет и пойти их┘ Ну, понимаете, убивать людей – это же грех страшный.
КОВАЛЕВСКИЙ: Не по-христиански, да.
ВЯЗЕМСКИЙ: Но чтобы появилась вот такая ╚банда справедливости╩ и это хамье немножко заставила уважать людей, их покой, их ночной сон – иногда очень хочется.
БАТИНОВА: А кроме строителей есть еще, может быть, такие профессии?
ВЯЗЕМСКИЙ: Да везде. Ну, за исключением, конечно, радиоведущих. Я думаю, что, в общем, почти все профессии.
БАТИНОВА: Мы обычно ругаем желтых журналистов.
ВЯЗЕМСКИЙ: Желтых? А это что такое?
БАТИНОВА: В желтых изданиях. Те, которые пишут неправду про наших артистов, гитаристов и других известных людей.
ВЯЗЕМСКИЙ: Я не знаю, меня никогда никто не обижал.
КОВАЛЕВСКИЙ: Юрий Павлович, вы будете смеяться, но у нас есть победитель. У нас почти каждый день случается победитель. То есть, поначалу нам предъявляли претензии, что невозможно предугадать комбинацию карт, угадать три из пятидесяти двух.
ВЯЗЕМСКИЙ: Просто рейтинг был маленький, и поэтому было невозможно. А сейчас по теории больших чисел┘
БАТИНОВА: А сейчас еще меньше?
КОВАЛЕВСКИЙ: Нет, нет, сейчас нет.
ВЯЗЕМСКИЙ: Нет, у вас громадный рейтинг совершенно, это популярнейшая передача. Поэтому, конечно, что угадать четыре карты?
КОВАЛЕВСКИЙ: Это правда. Поэтому вы сейчас можете лично познакомиться с победителем и вручить ему книжку ╚Бэстолочь╩.
БАТИНОВА: Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Это Петр.
КОВАЛЕВСКИЙ: Ну что же, мы поздравляем вас от всей души.
СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо вам большое. Знаете, хочу на самом деле поблагодарить Юрия Павловича, большое сказать ему спасибо за передачу, которую я вообще все детство смотрел.
ВЯЗЕМСКИЙ: Спасибо, Петр.
СЛУШАТЕЛЬ: И, честно говоря, слушал сейчас ваш эфир, и прямо захотелось книжку купить. А вот, видите, выиграл.
ВЯЗЕМСКИЙ: Нет, не надо покупать. Что вы!
КОВАЛЕВСКИЙ: Сэкономили 12 рублей.
СЛУШАТЕЛЬ: Да. Спасибо вам огромное.
ВЯЗЕМСКИЙ: Если я сейчас буду не очень четко отвечать на ваши вопросы, это значит просто, что я вам ее уже подписываю.
СЛУШАТЕЛЬ: Очень здорово, очень рад. Спасибо.
ВЯЗЕМСКИЙ: Отчество не скажете? Или без отчества?
СЛУШАТЕЛЬ: Можно просто – Петр.
ВЯЗЕМСКИЙ: А ╚дорогой Петр╩ можно? Все! Я отключаюсь, я начинаю подписывать.
КОВАЛЕВСКИЙ: Петр, поздравляю вас. Не кладите трубку, мы вам расскажем, где и как вы получите замечательную книжку. А мы можем продолжить? Юрий Павлович, вы можете два дела делать одновременно?
ВЯЗЕМСКИЙ: Нет. Хорошо, ладно. Только ради вас.
КОВАЛЕВСКИЙ: Денис Маслаков спрашивает: ╚Вот все сейчас говорят про ваших ╚Умников и умниц╩, но никто не упомянул про вашу самую первую передачу ╚Образ╩. Поделитесь воспоминаниями, пожалуйста╩.
ВЯЗЕМСКИЙ: Денис, ну, во-первых, я совершенно в восторге от того, что вы это помните. Потому что это было чрезвычайно давно. Вот это тоже была программа, которую меня заставили придумать, потому что так получилось на телевидении, что я пришел, меня отобрали как ведущего, и тут же умерла программа, куда меня пригласили. Вот. И я ее сочинил. Она, в общем, понимаете, была достаточно, по-моему, скучная, потому что это не была викторина, там дети, они командно обсуждали. Ко мне приходили чрезвычайно интересные люди, в том числе такие, как Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский. И вот они все рассуждали о вечном, о прекрасном. Даже мы в Америку ездили, у нас соревнование было в Америке, и здесь, в Ясной Поляне и в Москве. Но, понимаете, как-то меня мало кто тогда смотрел, потому что, в общем, телевидение, конечно, штука довольно жестокая.
КОВАЛЕВСКИЙ: А это когда было?
ВЯЗЕМСКИЙ: Сейчас вам скажу. Это началось, по-моему, в 1988 году. 1988-89 годы и 1990-й. Потом я сам от этого устал. Как раз наступил 1991 год, расстрел телевидения. А, нет, простите. Какой расстрел телевидения? Расстрел телевидения – 1993 год, уже ╚Умники╩ были. Нет, это был ГКЧП. И я как-то думаю: ╚Ну вот, я под ГКЧП заодно и с телевидения уйду, потому что я устал╩. Но недолго музыка играла, потому что уже в 1992 году меня позвали на ковер.
КОВАЛЕВСКИЙ: И из одной передачи сразу вытекла другая? Или был какой-то перерыв?
ВЯЗЕМСКИЙ: Нет, был. Я год все-таки отдыхал.
КОВАЛЕВСКИЙ: Но вы с удовольствием отдыхали? Или вам хотелось броситься во что-то новое?
ВЯЗЕМСКИЙ: Вам честно или соврать?
КОВАЛЕВСКИЙ: По-честному соврите.
ВЯЗЕМСКИЙ: Ну, поскольку я Близнец, понимаете, с одной стороны, конечно, с удовольствием отдыхал. А с другой стороны, в общем, хотелось, конечно, как-нибудь опять придти в Останкино или на Шаболовку, потому что тогда это все еще было едино, еще не произошло кардинальное разделение (я говорю про Советский Союз). Вот. Ну, говорят, что эта башня, которая в Останкине возвышается над всей Москвой, говорят, что это самый большой шприц и самый сильный наркотик.
БАТИНОВА: Я первый раз это слышу!
КОВАЛЕВСКИЙ: Да, кстати говоря, про наркотик это известно.
ВЯЗЕМСКИЙ: Потому что вы в основном смотрите, наверное, на башню на Шаболовке. А она на шприц не похожа.
КОВАЛЕВСКИЙ: Вы знаете, шприцов и наркотиков много. Вот, например, в нашей студии их целых пять штук. Или шесть.
ВЯЗЕМСКИЙ: Да, и у вас посильнее, пожалуй. Потому что прямой эфир, по-моему, это самый интересный наркотик и самый приятный.
КОВАЛЕВСКИЙ: Да, мы сейчас говорим про микрофоны.
БАТИНОВА: Макс спрашивает у вас: ╚Скажите, а вы строгий преподаватель? Ну, грубо говоря, если студент знает ваше полное имя, название предмета, цвет учебника – тройку поставите?╩
ВЯЗЕМСКИЙ: Я могу и выше поставить. Самое главное, у этого студента голова работает или не работает. Если она у него совершенно не работает и он старается, я, конечно, тройку поставлю. А если хорошо работает голова и я вижу, что он просто ничего не читал и не подготовлен, я ему запросто поставлю двойку в расчете на то, что он все-таки тот дар, который ему господь дал, будет оправдывать и будет работать.
КОВАЛЕВСКИЙ: А вы отмечаете студентов, которые пропускают занятия?
ВЯЗЕМСКИЙ: Нет. Честно говоря, я никогда за этой дисциплиной не следил, потому что я с детства ненавижу эту дисциплину. Я считаю, что может быть только одна дисциплина для творческого человека – это самодисциплина. Вот. И потом люди совершенно по-разному устроены. Некоторым необходимо вовремя приходить, вовремя сидеть, вовремя читать. А другие┘ У меня были такие студенты, которые вообще ко мне на занятия не ходили. А потом написали такую курсовую работу, что я поставил даже автомат. То есть, это пятерка с плюсом без экзамена. Понимаете, все люди разные. Каждый человек – это совершенно особый мир.
КОВАЛЕВСКИЙ: Но, в принципе, это западная система обучения. Там вообще никого не интересует┘
ВЯЗЕМСКИЙ: Запад разный.
КОВАЛЕВСКИЙ: Ну, я говорю про тот, про который я знаю. Про Западную Европу. Про хороший, про творческий. Там вообще не интересует, сколько студенты посещают лекции, не посещают. Журнала успеваемости, ничего такого нет. Единственное, что интересует, чтобы ты пришел и сдал экзамен. Все. Вот это единственное требование к студенту.
ВЯЗЕМСКИЙ: Ну, вообще это, наверное, довольно справедливо. Потому что┘
КОВАЛЕВСКИЙ: Но в России не так, да? То есть, во всяком случае, те годы обучения, что застал я, с нас требовали посещаемость, отмечали галочками, что Ковалевский пришел.
ВЯЗЕМСКИЙ: С нас тоже, наверное, требуют. Но я с самого начала признаюсь, что я этим заниматься не буду. И когда меня просят подписывать какие-то там эти сводки, я говорю, что это не для меня. Есть староста, есть начальники курсов, пускай они работают. В общем, меня это не интересует.
БАТИНОВА: Скажите, а приходилось вам когда-нибудь, условно говоря, сделать встряску студенту? Вы понимаете, что это талант, который просто в данное время лентяйничает, и ему нужна встряска┘
ВЯЗЕМСКИЙ: Да неоднократно! Это один из базовых приемов. Я просто сам помню, я в детстве увлекался велосипедом на любительском уровне, но один раз я попал к тренеру, и он стал меня учить. И там надо было┘ Упражнение заключалось в том, чтобы прыгать через бревно, довольно толстое, которое лежит на дороге. Ну, если у вас ноги в туклипсах, то надо просто дернуть одновременно руль и┘ А у меня все не получалось, я боялся это сделать. И я помню, я уже ехал в очередной раз на это бревно, тренер палкой меня как шарахнет по ногам! Я взлетел над бревном так, как мало кто взлетает. А это упражнение очень важное, потому что когда происходят в гонках коллективных завалы на дорогах, то, если тебе удастся перепрыгнуть через этот завал, ты можешь спастись. И в том числе спасти того человека, который упал. Поэтому вот этот вот удар, спасительный удар по ногам, он очень полезный иногда бывает.
КОВАЛЕВСКИЙ: А есть вообще закономерность? Скажем, студент талантливый, но ленивый, или не очень одаренный, но трудоспособный?
ВЯЗЕМСКИЙ: Сплошь да рядом.
КОВАЛЕВСКИЙ: То есть, можно сказать, что талантливые, как правило, ленивые, а┘
ВЯЗЕМСКИЙ: А, вы имеете в виду, нет ли такой совершенно железной закономерности?
КОВАЛЕВСКИЙ: Ну, может, пластмассовой, не такой железной.
ВЯЗЕМСКИЙ: Пластмассовая, может быть, есть. Вот железной почти точно нет. Нет, это все по-разному. Александр Сергеевич Пушкин, по-моему, был ленив.
БАТИНОВА: Но талант!
ВЯЗЕМСКИЙ: Даже не талантлив, а просто гениален. Но ему, правда, было легче, и для поэта, в общем, это возможно – впадать в хандру, лежать на тахте и ничего не делать.
КОВАЛЕВСКИЙ: Вопрос от Ло Вао Шу: ╚На телевидении идут сплошь лицензированные проекты. Ваши – вами придуманные. Их можно продать на Запад? Вы когда-нибудь об этом задумывались?╩
ВЯЗЕМСКИЙ: Ну, вот сейчас начали продавать.
КОВАЛЕВСКИЙ: Что? ╚Умники и умницы╩?
ВЯЗЕМСКИЙ: ╚Умники и умницы╩, у меня больше ничего нет на данный момент.
БАТИНОВА: Какой у вас диалог смешной.
ВЯЗЕМСКИЙ: У меня есть только ╚Умники и умницы╩, и вот сейчас как раз мы начали переговоры с рядом компаний о том, чтобы это все купить. Хотя в свое время, когда я с первой еще своей программой ╚Образ╩ был в Америке, мне объяснили, что я не подхожу, скажем, для американского телевидения по той простой причине, что на американском телевидении только политика может быть более-менее продвинутая. А что касается всяких развлекательных и прочих викторин, они должны быть настолько просты, чтобы телезритель по ту сторону экрана не чувствовал себя дураком. Говорят: ╚А на вашей программе чувствуешь себя дураком. Поэтому в Америке ты не пойдешь, ты слишком умный для Америки╩.
КОВАЛЕВСКИЙ: А кому же вы сейчас пытаетесь это продать?
ВЯЗЕМСКИЙ: Это коммерческая тайна, Максим, даже от вас.
КОВАЛЕВСКИЙ: Эх, жалко!
ВЯЗЕМСКИЙ: Нет, нет, я просто боюсь сглазить.
КОВАЛЕВСКИЙ: ╚Как вы относитесь к лозунгу ╚Учиться, учиться и еще раз учиться╩? И как бы вы его дополнили?╩
ВЯЗЕМСКИЙ: Лозунг совершенно замечательный. К Ленину имеет отношение совершенно косвенное, потому что не им придумано. Я считаю, что вообще человек должен учиться беспрестанно, каждый день. Желательно на чужих ошибках, но обязательно на своих. И если он перестает учиться, значит, он пустой и старый человек. Чем дольше я живу, тем больше я понимаю, что я ничего не знаю.
КОВАЛЕВСКИЙ: ╚Добрый вечер. У вас замечательная передача. Спасибо. Жаль, что выходит в эфир по субботам, так как дети в школе╩. Это правда?
ВЯЗЕМСКИЙ: Это абсолютная правда. Выходит в 9 часов.
КОВАЛЕВСКИЙ: Чтобы дети этого не видели?
БАТИНОВА: Просто некоторые дети учатся.
ВЯЗЕМСКИЙ: Есть краткий анекдот. Одесса, хоронят Абрама, шикарная процессия. Он сидит живой на гробу и плачет. Его видит Хаим. И говорит: ╚Абрам, что происходит?╩ Тот говорит: ╚Ты что, не видишь? Меня хоронят╩. Хаим: ╚Да, но ты живой!╩ А тот, плача, говорит: ╚Да. Но кого это интересует?╩
БАТИНОВА: Это правда, да.
ВЯЗЕМСКИЙ: Я ответил на этот вопрос?
БАТИНОВА: Да, это правда.
КОВАЛЕВСКИЙ: Вас просят рассказать про вашу книгу ╚Сладкие весенние баккуроты╩.
ВЯЗЕМСКИЙ: Я еще раз хочу подчеркнуть, что это не книга, а целая серия, которая в идеале, если бог даст, должна состоять из семи романов. И вот первый роман называется ╚Великий понедельник╩, а второй, который сейчас вышел и продается, я просто не написал еще третью книгу, называется ╚Детство Понтия Пилата╩.
КОВАЛЕВСКИЙ: А вы себе какие-то сроки ставите, что за год вы напишете одну книжку?..
ВЯЗЕМСКИЙ: Я, естественно, ставлю себе срок, насколько могу его себе поставить. Я примерно знаю, что до 70 лет я рассчитываю, что я могу еще что-то более-менее серьезное┘
КОВАЛЕВСКИЙ: Так у вас еще лет 20 впереди, да?
ВЯЗЕМСКИЙ: Нет, нет, намного меньше. Но так получается, что, в общем, где-то полтора года надо, потому что это исторический роман, а я очень человек дотошный, кандидат исторических наук. Понимаете? Мне надо очень долгий подготовительный период.
КОВАЛЕВСКИЙ: Существует ли статистика, сколько поступивших умников и умниц доучиваются до конца?
ВЯЗЕМСКИЙ: Доучиваются до конца, за редчайшим исключением, все. Даже те, у которых начинается головокружение от успехов. Или не идет иностранный язык, а это, в общем, большая проблема. Потому что я не могу на телевидении тестировать способности к иностранному языку, это будет очень скучно и никому не интересно. Они все доучиваются, они потом поступают в магистратуру, некоторые остаются в аспирантуре. И вообще они, как правило, достаточно успешные. Но гения пока ни одного среди них я не обнаружил, потому что гений – это Перельман. Он никуда не ходит, миллионы не принимает и ни в каких викторинах не участвует. Я имею в виду Григория Перельмана, конечно.
БАТИНОВА: Да, да, да. Еще кто-то спрашивал про анекдоты у вас. Любите ли вы анекдоты? Ну, так как вы уже рассказали, то я думаю, что┘
ВЯЗЕМСКИЙ: Я очень люблю анекдоты, особенно остроумные. Особенно те, которые похожи на притчи и которые отражают наш российский, или русский, или какой-то другой национальный характер.
БАТИНОВА: ╚Сожалеете ли вы, что нет Советского Союза?╩ – почему-то из Кабардино-Балкарии и уже не первое сообщение. Странно.
ВЯЗЕМСКИЙ: Понимаете, я никак не могу сожалеть, что нет Советского Союза, потому что я внук ╚врага народа╩, расстрелянного в 1937 году. В общем, я с детства не люблю тоталитарные режимы. Я художник, я не могу сожалеть об этом. Но, конечно, мне жалко, что распадается связь времен и люди, которые раньше жили вместе и которые до сих пор не могут жить хорошо друг без друга, они превратились во врагов. Им плохо.
КОВАЛЕВСКИЙ: Но люди-то, наверное, не превратились во врагов. Это, скорее всего, там где-то на высшем уровне что-то такое решается.
ВЯЗЕМСКИЙ: Понимаете, вы абсолютно правы, что там на высшем уровне решили. Тем более когда засылается агент Майкл, который потом становится Михо и президентом Грузии. Но он же ведь вовлекает людей, он же их искушает, он же их соблазняет, совращает и заставляет брать в руки автоматы и идти стрелять в осетин. Это ж не так все просто. Если бы один Михо взял автомат и пошел сражаться с осетинами южными, то это было бы не так страшно.
КОВАЛЕВСКИЙ: Юрий Павлович, есть что-то, на что у вас просто физически не хватает времени, а что бы вам очень хотелось сделать?
ВЯЗЕМСКИЙ: Есть, конечно. Это воспитание моих многочисленных внуков. Потому что я шестикратный дед. И у меня совершенно на них не хватает времени, как когда-то у меня не хватало времени на моих троих детей.
КОВАЛЕВСКИЙ: А чем-то вы можете пожертвовать ради внуков?
ВЯЗЕМСКИЙ: Могу. Но это мое самое дорогое и любимое.
КОВАЛЕВСКИЙ: Значит, не можете.
ВЯЗЕМСКИЙ: Значит, не могу. Когда-то великий Толстой, гениальный Лев Николаевич Толстой сказал, что: ╚Бедные, бедные мои домочадцы! Все, что есть во мне хорошего, я отдаю своим героям. А все, что есть во мне плохое, достается им!╩
КОВАЛЕВСКИЙ: Юрий Павлович, нам пора закрывать нашу беседу. Я вам от всей души желаю, чтобы вы все-таки чем-то пожертвовали ради своих внуков. Потому что, мне кажется, что это главнее всего.
ВЯЗЕМСКИЙ: У Маршака: ╚Я от души желаю вам, друзья, всего хорошего. А все хорошее, друзья, дается нам недешево╩.
БАТИНОВА: Спасибо большое.
КОВАЛЕВСКИЙ: Спасибо огромное.
ВЯЗЕМСКИЙ: Вам спасибо.
Слушайте в аудиофайле.

По-большому. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Маяк. 55 лет

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация