Мастера спорта Российский пилот команды "Рено" Виталий Петров и его менеджер Оксана Косаченко
15 июля 2010, 23:05
Персоны
КУДРЯШОВ: Нам очень приятно, крайне приятно, что у нас сегодня в студии такие гости. Виталий Петров, призовой пилот команды ╚Рено╩ ╚Формулы-1╩.
ПЕТРОВ: Добрый вечер всем.
КУДРЯШОВ: И менеджер Виталия Петрова Оксана Косаченко.
КОСАЧЕНКО: Здравствуйте.
КУДРЯШОВ: Давно вы в России бывали? Вот, наверное, первый вопрос, который приходит в голову.
ПЕТРОВ: Да я уже на самом деле и не вспомню, когда в последний раз. По-моему, пару месяцев назад также в Москве.
КОСАЧЕНКО: На мероприятии, ╚Рено╩ посвященном.
САПРИН: Перед европейским этапом, я так чувствую.
ПЕТРОВ: Ну, примерно.
КУДРЯШОВ: Получается в Москву заезжать, да?
ПЕТРОВ: Ну да.
КОСАЧЕНКО: В Москву, но не домой. Домой-то хочется все-таки больше.
ПЕТРОВ: Да. Главное, в российские края, покушать русскую еду, это самое главное.
КУДРЯШОВ: А какую? Просится сразу второй вопрос: какая русская еда?
ПЕТРОВ: Ну, борщ - самое важное.
НОВИКОВ: Неужели в Европе борща вам не могут предложить? Так не бывает.
ПЕТРОВ: Нет, ну я могу приготовить сам, но как-то лучше куда-нибудь сходить.
САПРИН: А в магазин, на рынок за границей сами ходите?
ПЕТРОВ: Ну да.
САПРИН: То есть, покупаете и сами делаете?
ПЕТРОВ: Предпочитаю больше есть дома и готовить себе самому, потому что, когда приходишь в ресторан, надо сидеть ждать, потом принесут какое-нибудь зажаренное, много масла, жирного. Так что лучше дома по-своему, вкусно, стильно.
САПРИН: Но ведь времени-то, Виталий, мало на все это, на готовку.
ПЕТРОВ: Ну, когда есть время, тогда есть время. И, в принципе, на еду всегда время найдется приготовить.
НОВИКОВ: Есть-то хочется. А где готовите?
ПЕТРОВ: Сейчас нигде. Сейчас только заказываем еду.
КУДРЯШОВ: Но вы же на родину поедете и болид повезете в Выборг.
ПЕТРОВ: Нет, я не поеду, улечу дальше в Париж и в Германию. Болид уедет сам по себе без меня, к сожалению. Я бы хотел там присутствовать, но такова уж судьба моя, приеду через пару недель.
НОВИКОВ: А планировали все-таки поехать, да?
ПЕТРОВ: Нет, уже не планировали, потому что уже было расписано заранее. Хотелось бы, конечно, у себя дома показать, рассказать.
КОСАЧЕНКО: Ну, степ бай степ: сначала машину, потом пилота, а потом все вместе.
КУДРЯШОВ: Половина сезона позади. Вот вы можете суммировать ваши ощущения сейчас, после половины сезона?
ПЕТРОВ: Я не особо люблю об этом, как бы сам себя критиковать или что-то говорить, хорошее или плохое. Ну, были и хорошие моменты, были и плохие. Явно плохих, по-моему, больше, чем хороших. Ну, не знаю на самом деле. Могу сказать, что мы учимся, я пытаюсь учиться, изучать машину, понять жизнь ╚Формулы-1╩ изнутри до сих пор. Еще полгода впереди. Думаю, что еще наверстаем. Сейчас главное - финишировать гонки, доезжать до финиша, собирать как можно больше информации, готовиться к следующему сезону. Думаю, что финиш - это очень важно.
НОВИКОВ: Виталий, ну вот затронули тему следующего сезона. Сейчас, не секрет, ходят слухи┘
ПЕТРОВ: Я даже знаю, о чем вы будете говорить уже.
НОВИКОВ: Да, давайте расставим все точки над ╚и╩.
ПЕТРОВ: А здесь точек нету. Все итоги будут подводиться в конце сезона. Я, во-первых, не переживаю, слухи я не слушаю, Интернет я не читаю и не буду читать.
НОВИКОВ: Ну, вот это самое главное, что хотелось услышать.
ПЕТРОВ: Так что я скажу прямо: к концу сезона будет только принято решение.
КОСАЧЕНКО: Ну, это не совсем так, потому что решение, конечно, будет принято гораздо раньше, это понятно, что контракты все заключаются к сентябрю. Это прошлый год был исключением в связи с появлением новых команд, изменением правил. Нам повезло, что у ╚Рено╩ менялась форма собственности и хозяева. Поэтому, конечно, все это будет намного раньше. И я напомню, что у нас контракт с опционом, то есть мы в любом случае пользуемся преимущественным правом при заключении, пролонгации контракта. Я понимаю, что сейчас слухов все больше. То был Кими Райкконен, потом появился Трулли, теперь новая личность - Буеми. И так по списку можно, в принципе, я думаю, пару десятков легко набрать. Даже не из действующих, даже из тех, что за бортом оказались. И это никто не скрывает, руководитель команды об этом говорит: да, приходят, да, люди обращаются. Но это не значит, что он с нами не в контакте. Поверьте, я вам расскажу, это не вопрос Виталию, но мы обсуждаем условия контракта на следующий год.
НОВИКОВ: Ну, вот эта ситуация, вообще она, самое главное, не давит на вас во время подготовки к этапам?
САПРИН: Потому что, наверное, слухов избежать все равно невозможно.
НОВИКОВ: Так или иначе, наверняка зарубежные журналисты спрашивают вас об этом?
ПЕТРОВ: Да, я им так же отвечаю, как и здесь. Я общаюсь со своими хозяевами, они мне сказали: все в твоих руках, ты делай свою работу, показывай результаты, и решение будем принимать в конце сезона. А желтая пресса, она всегда говорит что-то не то. Кто-то не любит, наверное, нас, поэтому и пытается как-то более негативно все это сказать.
САПРИН: Ну, вот Оксана сказала: в сентябре. До сентября еще несколько этапов. Получается, что они будут определяющими для вас? Как вы сами считаете?
ПЕТРОВ: Да не то что решающие. Я делаю свою работу, я не пытаюсь прыгнуть выше головы. Были моменты и технические, были и мои ошибки. То есть, если в совокупность все поставить, я думаю, что у нас будет неплохой результат. И не точно же будет в сентябре принято это решение. Так что еще очень много гонок, это только полсезона, еще целых полсезона впереди.
КОСАЧЕНКО: Просто не будем забывать, что до сентября еще будут трассы, на которых Виталий уже ездил. А потом начнется вновь новая волна трасс, на которых он не бывал, на которых никто не был: Корея будет, Бразилия, будет Япония. Он никогда не бывал. Поэтому, конечно, более позитивные результаты мы ожидаем от европейских трасс, которые хоть как-то мало-мальски знакомы. Ведь любое появление на трассе его в этом году - это появление снова. Трудно говорить: я на этой трассе был. Был, но только на совершенно другой технике, знаете. Это как проехать на велосипеде, а потом на автомобили ╚Феррари╩, грубо говоря. Там совершенно другое впечатление от каждой трассы. Конечно, ждут результата, это понятно, но этого никто не скрывает.
КУДРЯШОВ: Столько впечатлений у вас сейчас. Давайте все-таки, может быть, о более позитивных вещах вспомним. Вот какое воспоминание сейчас вызывает у вас улыбку или счастье какое-то, прилив счастья? Если, конечно, такое есть.
САПРИН: Шанхай.
ПЕТРОВ: Шанхай - это понятное дело, когда я там финишировал седьмым. Но мне также хочется отметить первое попадание в десятку на квалификации, это было в Турции. И вообще уикенд прошел неплохо, за исключением столкновения с Алонсо. Есть много положительных моментов и много также не положительных, от которых хочется плакать, потому что вроде можно было финишировать и десятым, и шестым, и седьмым, но чего-то всегда не хватало. То есть, либо это ошибка, либо погода, либо прокол колеса.
КУДРЯШОВ: А что вас может заставить плакать, вот такого мужчину, пилота ╚Формулы-1╩? Вообще есть вещи в жизни, которые могут вас заставить пустить слезу?
ПЕТРОВ: Есть. Но не хотелось бы их называть.
КУДРЯШОВ: Нет, ну, может, фильм какой-то вас трогает или книга, вполне вероятно?
ПЕТРОВ: Да все, я думаю, что может быть. Почему нет?
НОВИКОВ: А в последний раз когда плакали, не секрет если?
КУДРЯШОВ: Не скажет.
НОВИКОВ: Ну, в этом году, может быть, в прошлом?
ПЕТРОВ: Нет-нет, в этом году. Ну, может быть, от радости, что попали в ╚Формулу-1╩. И когда в десятку, так трогало изнутри.
НОВИКОВ: Такая скупая мужская слеза.
ПЕТРОВ: Ну как бы что-то приятное.
КУДРЯШОВ: Две, я думаю. Две, наверное. Даже лучше две, они всегда приятнее.
КОСАЧЕНКО: Я поплачу вместе.
НОВИКОВ: А злились когда последний раз?
ПЕТРОВ: Ну, злишься всегда на самого себя, что вот плохой результат. Не то что плохой, а что вот вроде рядом, но не в десятке. И поэтому сам на себя злишься. Злишься, только анализируя, что сделал правильно, а что нет.
НОВИКОВ: В любом случае это связано с ╚Формулой-1╩, не с какими-либо другими┘
ПЕТРОВ: Ну, пока моя жизнь - это ╚Формула-1╩.
НОВИКОВ: То есть, целиком и полностью поглотила вас с ног до головы?
ПЕТРОВ: Конечно.
КУДРЯШОВ: А злость помогает как-то улучшать результаты или, наоборот, мешает? Вот как вы сами чувствуете?
ПЕТРОВ: Нет, конечно, она мешает. Потому что со злости ты можешь надурить много всяких нехороших вещей, вылететь с трассы или еще что-то. Всегда нужно сесть в машину со спокойной головой, с холодной, можно так сказать. Даже если квалификация прошла неуспешно, как, например, в Сильверстоуне даже было, я был 15-м, потому что там много всяких причин было. И потом я с холодной головой так же сел, и сразу в первые два поворота был уже 11-м.
КУДРЯШОВ: А вы понимаете, когда вас злость захватывает, у вас самоконтроль какой-то есть?
ПЕТРОВ: Ну, приходится его держать, да.
КУДРЯШОВ: Или подсказывают все равно сразу, да?
ПЕТРОВ: Что надо настраиваться.
КУДРЯШОВ: Что надо немножко расслабиться.
ПЕТРОВ: Ну, я ухожу в сторону. Если злишься и боишься, что кто-нибудь может под руку, как говорится, попасть, так что лучше уйдешь куда-нибудь.
КУДРЯШОВ: Нет, ну я не в жизни, а во время гонки. Вот вы понимаете, что надо остановиться, что-то не сделать.
ПЕТРОВ: Нет, во время гонки - все, сделал ошибку, и ты сразу это выкинул уже, ты уже нацеливаешься на другое.
КУДРЯШОВ: То есть, там даже нет вообще ни минуты, ни секунды на анализ ситуации?
ПЕТРОВ: Нету, только после гонки все уже записываешь, анализируешь.
САПРИН: Вот вы много говорите о том, что сейчас необходимо анализировать, учиться в первый сезон. Были ли уже этапы гонки, когда, скажем, происходящее на трассе или с вами непосредственно вы уже анализировали с точки зрения опыта? Оценивали с точки зрения опыта, нажитого в ╚Формуле-1╩.
ПЕТРОВ: Ну, это всегда. Я думаю, даже и Сильверстоун, и все гонки, которые были, уже как бы все равно опыт-то у меня какой-то есть с младших ╚Формул╩. И поэтому он всегда используется.
САПРИН: А все-таки ╚Формула-1╩ - это нечто другое, да?
ПЕТРОВ: Нечто другое.
САПРИН: А что это такое вообще изнутри?
КУДРЯШОВ: Нет, ну просто наши все радиослушатели на 99 процентов, и даже мы (Егора Новикова мы отставим в сторону, он копался наверняка в болиде), мы видим только верхнюю часть айсберга - вот то, что по телевидению показывают, то, что мы, может быть, в прессе читаем. А вот что такое ╚Формула-1╩ изнутри?
ПЕТРОВ: Ну, если я начну здесь рассказывать, здесь можно просто часа на два-три.
КУДРЯШОВ: Мы приветствуем, мы приветствуем. Вот что это такое именно для вас? Ну, не знаю, первые пять пунктов: что такое ╚Формула-1╩ изнутри?
САПРИН: А, кстати, хорошая идея: пятерка, такой хит-парад.
КУДРЯШОВ: Пятерка ощущений ╚Формулы-1╩, если так можно выразиться.
ПЕТРОВ: Ну, во-первых, это самые высшие, наверное, технологии, которые используются в ╚Формуле-1╩, и потом, возможно, что-то уже на городские машины ставится. Что такое ╚Формула-1╩? Это любая деталь, например, переднее антикрыло, если его заденешь или неправильно поставишь небольшой угол┘
КОСАЧЕНКО: Ну, это точность. Я думаю, что надо помочь. Мне кажется, это какие-то короткие термины, которыми можно определить. Грубо говоря, первое для меня - это дисциплина. То есть, я вам хочу сказать, я же наблюдаю много лет уже за Виталием. Это дисциплина - это первое. Просто он умалчивает. Ни вовремя поесть, извините, ни вовремя расстаться со своей едой. То есть, это вот такие жесткие┘ Точность - это второе. Малейшие нарушения технические┘
ПЕТРОВ: Там еще все идет на миллиметры, граммы, килограммы┘ Куда вес сдвинуть, какой гонщик весом, сколько он весил сейчас или после гонки. Например, если ты сейчас весишь 80 килограммов, может быть, 78 к концу гонки. Можно рассчитать количество топлива даже. Ну, мы иногда заливаем количество топлива меньше, чем у других, чтобы в начале гонки машина у меня ехала чуть-чуть быстрее. Но к концу гонки я должен немножко буду мотор задушить специальной функцией.
КУДРЯШОВ: А вы об этом думаете?
ПЕТРОВ: Нет, это инженеры. Это мы совместно разговариваем и говорим, что вот так и так: в начале гонки у тебя преимущество в 2-3 килограмма, можешь в начале как бы атаковать и ехать, но к концу гонки ты обороты у машины немножечко снижаешь, потому что расход топлива будет чуть меньше.
НОВИКОВ: Виталий, а вам как удобнее? Чтобы сначала у вас было меньше топлива и вы могли изначально поехать немножко побыстрее, а к концу себя придушить? Или же наоборот? Чтобы, например, разговаривая с инженерами, вы бы могли предложить другой вариант?
ПЕТРОВ: Да по-разному, по-разному, в зависимости какая трасса. В принципе, решается многое на старте, первый поворот, первые круги, когда идет атака, борьба. То же самое в Сильверстоуне: стартовал там 15-м, одного пропустил и потом начал всех обгонять в первом же кругу, с 15-го до 12-го места дошел, и потом еще на пит-стопах что-то отыграли.
НОВИКОВ: Можно сказать, что вы человек старта, по идее. Потому что на первых гонках тоже у вас прорывы такие были сумасшедшие: из хвоста пелотона в середину┘
ПЕТРОВ: Потому что я стартовал буквально сзади, не спереди. Поэтому я стартовал глубоко сзади, было очень просто обгонять. А когда ты стартуешь ближе к десятке, уже люди немножко посильнее, и чуть меньше позиции отыгрываешь.
НОВИКОВ: А помимо пилотирования в ╚Формуле-1╩ вам что еще нравится?
ПЕТРОВ: Ну, как Оксана сказала, что действительно дисциплина. Как команда работает, так все 500 человек живут в Энстоне, в команде, и они всегда хотят привезти какие-то новые части, попытаться сделать машину быстрее, доработать ее. Звонят, спрашивают, что там гонщики думают по поводу вот этой новой детали: переднего антикрыла, или тормозов, или заднего диффузора, который у нас сделан уже. Выхлопная система направлена в задний диффузор, когда газ нажимаешь, выхлоп идет вниз, на днище машины, и прижимная сила получается лучше гораздо. И они это спрашивают, пытаются делать. Вот это вот очень как бы меня тронуло. И когда приезжаем, например, на тесты, я вот, когда первый раз приехал в ╚Формулу-1╩, тесты были трехдневные, и команды работали в две смены - дневная и ночная: с 9 утра до 9 вечера одна работала и потом приходила другая. И они вот работали 24 часа в сутки. Это тоже говорит о чем-то.
КУДРЯШОВ: До начала сезона, да?
ПЕТРОВ: Это до начала сезона. Сейчас они как бы работают в дневное время, но если разбиваешь машину или что-то такое (тьфу-тьфу-тьфу, надеюсь, что больше никогда этого не будет), то они работают допоздна некоторые.
КУДРЯШОВ: Вы сказали о дисциплине, о том, что, может быть, ужесточилась немножко она для вас. А вот режим в связи с этим изменился личный, персональный?
ПЕТРОВ: Конечно, встаешь рано, ложишься не поздно, естественно, стараешься лечь часиков в 10, уже как бы быть в постели, чтобы тебе выспаться. Потому что настолько уматываешься вот этими разговорами, тоже сидишь за компьютером, бумагами, думаешь, предлагаешь, анализируешь что-то, готовишься. Все, что есть, вся информация, ты пытаешься ее выложить инженерам, а они тебе, и ты ее как-то поглощаешь. То есть, вот если беседуешь каждый день, как в школе┘ Почему в школе иногда засыпали, потому что всегда слушаешь, слушаешь. То же самое и у нас. Мы просто работаем, но, естественно, мы не засыпаем, потому что это мне нравится. Но это очень тяжело понять. И поэтому режим, он очень важен, чтобы быть свежим с утра, придти и не зевать, а слушать.
САПРИН: Вот вы сказали фактически про перезагрузку после GP2. Вот она у вас сейчас продолжается до сих пор или же все-таки уже позади? Как считаете? Перезагрузка, переход все-таки из GP2 в ╚Формулу-1╩┘
ПЕТРОВ: Конечно, он уже перешел. Но все равно я много вытащил информации из GP2 - и пилотирование, и все. Но ╚Формула-1╩ - это все другое.
КУДРЯШОВ: Вот, на ваш взгляд, кто сейчас у вас самые главные конкуренты?
ПЕТРОВ: Я сам.
КУДРЯШОВ: Вы сами, да?
ПЕТРОВ: Да. Я сам и моя команда, которая от меня зависит, то, что я им передам, свои ощущения от этой машины. И как они к следующему этапу привезут какие-то новые части, чтобы заставить машину эту выиграть какие-то доли секунды, чтобы бороться с ╚Мерседесом╩, ╚Феррари╩, ╚Маклареном╩.
КУДРЯШОВ: Машина для вас - конкурент ваш?
ПЕТРОВ: Ты всегда с машиной борешься. Вот почему иногда в гонках ты борешься с машиной или ты борешься с соперником. Наверное, когда ты борешься с машиной, ты теряешь много времени, потому что тебе не нравится, как она управляется. То есть, она немножко может ленивой быть в поворотах. Ну, есть такие понятия. Бывает избыточная (кто понимает), недостаточная управляемость. А иногда бывает, как в Турции, Шанхае, тебе нравится ей рулить, потому что машина аж едет сама, грубо говоря, в повороты быстрый заход - так, как я люблю, быстро в повороты заезжать, и машина стабильно себя ведет. Вот это было в Шанхае, в Турции. Ну, были еще какие-то, естественно. Вот ты наслаждаешься этими моментами, когда ты действительно веришь, доверяешь, главное, машине, что сейчас этот поворот надо будет проходить на 280 км в час, и ты знаешь, что ты можешь его проехать в полный газ, и ты проезжаешь его, ты просто доверяешь. Это было в Турции, когда я мог держаться между ╚Феррари╩ Массы и Алонсо.
КУДРЯШОВ: А вы всегда машине доверяете?
ПЕТРОВ: Ну, сначала я ее испытываю, на тренировках пытаюсь. Ну, ты не можешь поехать сразу этот поворот 200 километров в час. Ты начинаешь со 160, 170, 180 км, потом ставишь новые колеса, закрываешь глаза и - полный газ.
КУДРЯШОВ: Педаль в пол, грубо говоря.
ПЕТРОВ: Да. И это называется доверие.
НОВИКОВ: Вот вы сейчас упомянули про Китай, Гран-при Китая и Гран-при Турции - две, наверное, самые пока удачные гонки для вас по результату, по выступлению, можно сказать, по всем показателям. Чего, на ваш взгляд, вам не хватает, чтобы таких же результатов добиваться в каждой гонке, чтобы появилась стабильность? Вот на ваш взгляд, чего не хватает?
ПЕТРОВ: Ну, во-первых, нужно понимать, что я в ╚Формуле-1╩ первый раз. И даже если я которые трассы знаю, я все равно первый раз выезжаю на ╚Формуле-1╩. Точка торможения, точка нажатия на газ, проход в поворот, какая передача - это же все новое, и приходится каждый поворот учить заново. На GP2, например, начинаешь тормозить со 100 метров, и машина себя по-другому ведет. На ╚Формуле-1╩ ты начинаешь тормозить за 50 метров до поворота. То есть, это большой шаг. И первые две тренировки - одна тебе на изучение опять трассы с машиной, а потом уже идут настройки ее. И вот главное, что результат - это все опыт. То есть, нужно больше вкатываться, главное - финишировать в гонках. Вот я финишировал в Сильверстоуне, даже не в очковую зону, но я получил такой опыт громадный, что если бы я сейчас вернулся опять в Сильверстоун, то я бы уже знал сто процентов, что я лучше могу проехать. У меня уже есть все наработки с того года, грубо говоря, с этого, если я буду в следующем году. И точка торможения, настройки машины - уже будет просто легче, то есть, я уже буду сразу работать на настройках машины и добиваться от нее максимума, а не надо будет уже учить.
КОСАЧЕНКО: Это то, что мы говорили с самого начала, что по большому счету год на привыкание, потому что надо адаптироваться. И потом, мы встречались уже с вами и говорили о том, что у россиян, к сожалению, у них завышенные ожидания были. Они все хотели, чтобы сейчас прибежал такой Петров, слез с печки Илья Муромец и погнал на 1-2 месте разбираться между всеми.
НОВИКОВ: Начал всех рвать, да.
КОСАЧЕНКО: Поэтому, конечно, год требуется как минимум.
ПЕТРОВ: Понти пять лет потребовалось, чтобы быть таким пилотом. Он в начале сезона заработал семь очков, по-моему, вот первый его сезон, заработал тоже семь очков, то есть, тоже не блистал. Да, есть такой Хэмилтон, который, как я еще раз могу сказать, попал в нужное время в нужное место. ╚Макларен╩ тогда был самой лучшей командой, его никто не мог догнать, потому что действительно ╚Макларен╩ был, ╚Феррари╩ с ним боролась тогда, но ╚Макларен╩ все равно был на высоте, на голову всех выше. И Льюис действительно попал в самую лучшую команду, поэтому он так начал.
НОВИКОВ: Ну, тут все-таки не стоит забывать, что ╚Макларен╩ в него вложил столько, что┘
ПЕТРОВ: И он потому что с детства, естественно. Я занимаюсь спортом профессионально не так уж и давно, можно сказать, лет пять назад действительно поставив цель попробовать попасть в ╚Формулу-1╩. Мы тогда решили, что давайте попробуем, что мы будем просто так ездить А Льюис действительно - за ним стоял ╚Мерседес╩, самый лучший картинг, таскали их на все-все тесты, они в год 150 дней, наверное, были на тестах.
КОСАЧЕНКО: Тем более сейчас, последние два года вообще тесты запрещены. Поэтому большая разница. Это единственный пилот пелотона, который вообще впервые едет. Всех остальных, что там сравнивать, новички. Какой Халкенберг, у него 13 тысяч километров наезда. А у нас был ноль, когда он первый раз выехал.
КУДРЯШОВ: Не знаю, если так можно выражаться, претензии к машине были какие-то в первой половине сезона?
ПЕТРОВ: Претензии всегда к машине.
КУДРЯШОВ: То есть, ее пнуть иногда хочется в колесо.
ПЕТРОВ: Нет, не в этом плане. Нет-нет-нет, ни в коем случае бить не надо, я ее всегда глажу, она у меня хорошая. Настройки, вот это вот давление в шинах, самое простое - развал колес, жесткость, мягкость. Ты постоянно хочешь добиться большего от нее, и поэтому всегда чего-то не хватает. Недостаточная управляемость, избыточная. То есть, нажимаешь полный газ, а колеса проворот дают (ну, по-русски я объясняю). Поэтому ты говоришь инженеру: вот так вот, выход из поворота, даю полный газ, колеса проворот дают. Он говорит: ага, понял, давайте сделаем машину помягче, будет лучше прижимать. Вот. Изменили - да, лучше стала выходить из поворота, но потом хуже стала попадать в поворот. То есть, нужно тоже сделать, впереди машины что-то изменить: либо больше атаки угла, либо сделать также ее помягче или пожестче, в зависимости какой поворот, какая трасса, какая температура, какой ветер. Это все меняет. Сильверстоун менял колоссально пилотирование, когда менялся ветер. Первая практика - был ветер в другую сторону маленький, потом изменился ветер, совсем по-другому стало ехать. То есть, например, был правый быстрый поворот первый, мы проходили его 200 с чем-то километров в час на шестой передаче, а ветер бил прямо в лицо. Как ветер изменился, мы проходили уже его на седьмой передаче. Ну много чего, вообще влияет температура, ветер, и от этого мы ставим температуру покрышек в зависимости от погоды, как трасса прогревается.
КУДРЯШОВ: Возникает вопрос: кто следит за ветром, кто тот человек? Есть специально обученный человек в команде по прозвищу ╚флюгер╩?
ПЕТРОВ: Есть, конечно. Когда я еду на машине на тренировке или в гонке, сидит человек, у него три монитора, его зовут Аэль, такой инженер у меня есть, и плюс еще другие инженеры сидят, которые отвечают за мотор. И он смотрит погоду, как себя машина ведет, что там происходит с мотором или с коробкой. Они все это наблюдают, когда я еду.
КУДРЯШОВ: А вот смотрите, в течение гонки есть соответственно такая, наверное, специальная компьютерная программа, которая учитывает все эти параметры, и они вам выдают какие-то┘
ПЕТРОВ: Телеметрия называется. Ну да, вот у меня в Валенсии была проблема с коробкой. Я-то этого не чувствую, а они мне говорят по рации: у нас есть повреждение в коробке, нужно использовать более мягкий состав переключения передач, то есть другую функцию, сделай настройку ╚65╩ на руле. Ну, там есть датчики специальные, я делаю, и коробка начинает чуть-чуть по-другому работать. Это вот то, что увидел инженер, что пошел сбой в коробке. И мы спасли тогда коробку. Я доехал до финиша, и повезло, что коробку не надо было менять к следующему этапу. Это из-за того, что увидели вовремя и снизили немножко нагрузку на нее. Примерно так. Ну это так я, вкратце. На самом деле все гораздо┘
КОСАЧЕНКО: Никто ничего не понял, такая тишина в студии.
НОВИКОВ: Нет, на самом деле понятно, что ╚Формула-1╩ достаточно сложный такой механизм, особенно для простых болельщиков.
КОСАЧЕНКО: А так и кажется всем, что Петров вообще никуда не едет. Вот если бы я сел на ╚Формулу-1╩, я бы там поехал┘ Там 22 тысячи деталей у ╚Рено Ф-1╩. Просто их надо же вместе собрать, скомпоновать, понять, что и как. Я про настройки даже не говорю.
НОВИКОВ: Да еще правильно настроить все это дело.
КОСАЧЕНКО: Да. А мы вот собираем автомобили ╚Лада╩ уже сколько лет┘
ПЕТРОВ: Простому человеку нужно просто сесть на картинг, кто не ездил ни разу, на какой-нибудь помощнее, чем прокатный, и попробовать просто час проехать без остановки и посмотреть, насколько его хватит. И главное посмотреть, как точно круги он может штамповать. Вот просто для себя, кому интересно попробовать, просто кто-нибудь может стоять с секундомером, и он должен проехать, я не знаю, 50 кругов в одном темпе, 2-3 десятые разница максимум должна быть. Вот насколько хватит его? И сравнить. Только у нас это в два раза все сложнее, сильнее. И перегрузки больше.
САПРИН: ╚Формула-1╩, понятное дело, это очень сложный механизм. Это такой серьезный мир, в котором, наверное, главные, может быть, даже не пилоты, а команда. Какую команда тактику выстроит, так она и выступит. Вот часто ли вы поступаете на трассе вопреки желаниям механиков, которые вы слышите в наушниках по ходу гонки? Часто ли вы идете вопреки их мнению?
ПЕТРОВ: Практически нет. Потому что, например, когда меня зазывают в бокс - у нас есть тактика, например, что с девятого по двенадцатый круг будет пит-стоп проводиться, потому что с девятого по двенадцатый круг мы едем быстрее, чем сзади медленные машины типа Lotus, Virgin, и, например, вот в этот гап, в который будем проводить пит-стоп, мы должны оторваться от них на 20 секунд, - и когда инженеры так же смотрят время на круге, я не могу заехать раньше, потому что я если выйду сзади той же ╚Лотус╩ или какой-то машины, я потеряю очень много времени, пока ее буду обгонять, а мне нужно простое пространство, чтобы как можно больше и ровнее штамповать круги и быстрее ехать, чтобы обогнать на пит-стопах другие машины. И поэтому, в принципе, я не спорю с ними. Мне говорят: в бокс сейчас, и я сразу заезжаю. Я доверяю им, я знаю, что они делают. Иногда получается, иногда нет, но это уже разбор полетов после этого.
САПРИН: Но все равно вы сказали: практически нет. Значит, бывают, наверное, такие случаи, когда все-таки принимается самостоятельное решение.
ПЕТРОВ: Ну вот, грубо говоря, даже Кобаяши в Валенсии правильно сделал, что остался на одном комплекте практически до конца гонки. Только за 10 кругов до конца гонки или за сколько-то там поменял колеса. И он выиграл время, потому что просто ехал один. Знаете, когда ты едешь сзади одной машины и машина эта едет на секунду медленнее, ты тоже едешь на секунду медленнее. И ты не можешь его обогнать, потому что у тебя же антикрыло переднее или заднее, и ты не можешь к нему приблизиться на уровень атаки, потому что впереди машина разбивает ветер, и у тебя нет прижимной силы, и ты не можешь к нему приблизиться. И поэтому, когда ты едешь один, ты едешь быстрее, и у тебя нет впереди машин, ты штампуешь ровные-ровные круги. И получается, что когда другие борются, ты спокойно от них уезжаешь. И этот гап длится-длится┘
КОСАЧЕНКО: Увеличивается, увеличивается и увеличивается.
ПЕТРОВ: И поэтому тактика, например, в тот момент в Валенсии у Кобаяши сыграла ему на руку.
КОСАЧЕНКО: Но там еще важно, на каких колесах, то есть позволяют ли покрышки так долго ехать.
ПЕТРОВ: Мы рассчитывали на один сейфти-кар, который выйдет в начале. Была наша тактика, она не сработала. То есть, например, в Малайзии я принял решение┘ А, нет, в Шанхае, это как раз когда я профинишировал, у меня там был просто замес такой большой, что половина гонщиков рванули на пит-стоп первые, и я вроде тоже хотел заехать, а потом я передумал. И я сделал как бы правильное решение, в тот момент я пошел вопреки команде один раз.
САПРИН: И были правы, и были правы.
ПЕТРОВ: И я выиграл, да. При этом я с девятой или с десятой позиции был четвертым. Много решилось в этот момент в мою пользу.
КУДРЯШОВ: А чисто теоретически вот за такое непослушание какие-то штрафы у вас имеются в команде?
ПЕТРОВ: Не то что штрафы. Вообще договаривается какая-то тактика, и если она не сыграет, то, естественно, тебя потом накажут┘
КУДРЯШОВ: После гонки.
САПРИН: В ╚Макларене╩, допустим, непонятно. Тот же Шанхай, когда, по большому счету, Хэмилтон там, вопреки всем, наверное, тактическим договоренностям перед началом гонки вдруг начал там даже на своих наезжать, по сути дела.
ПЕТРОВ: Да, вот он начал┘ Но я вот не наезжаю на своих, я их люблю, учусь.
НОВИКОВ: А выработка стратегии на гонку - это ваше обсуждение с гоночным инженером, или все-таки гоночный инженер?
ПЕТРОВ: Не с одним. Есть еще один инженер, который отвечает только за тактику, который анализирует сбор информации.
НОВИКОВ: Но это общее решение? Или они сначала придумывают?
ПЕТРОВ: Да, сначала они предлагают. Но я, например, могу настоять. Я уверен в этом, что эта тактика сработает. В данный момент мы соглашались всегда практически с одной тактикой и так ее и делали. То есть я в принципе хочу рискнуть, но у меня сразу второе ╚я╩ там просыпается: а вдруг это не сработает, и ты будешь выглядеть потом┘
НОВИКОВ: А конечное решение за кем?
ПЕТРОВ: Как договоримся.
КУДРЯШОВ: Есть ли время на ╚договориться╩?
ПЕТРОВ: Ну, есть. Но это все не в гонке, естественно, это все за гонкой. Когда уже гонка идет, то я слушаю только инженеров. У них есть табло, компьютеры, мониторы, время всех-всех-всех, и они только мне могут сказать: ты должен сейчас заехать или попозже.
НОВИКОВ: План отхода или запасной план.
ПЕТРОВ: Да, или запасной план, или еще что-то. То есть много. На самом деле тактика у нас перед гонкой, у нас очень много вариантов: будет ли сейфти-кар, либо авария, либо ты видишь: Кубица заехал туда. То есть очень-очень много тактики. И я это запоминаю и какую-то из них применяю.
КУДРЯШОВ: Вы сейчас еще испытываете стресс перед стартом гонки? Вообще есть такое понятие - стресс перед стартом или, может быть, за ночь до гонки, за сутки, допустим?
НОВИКОВ: Может быть, страх?
ПЕТРОВ: Нет, у меня нету. Хорошо, что я сплю (тьфу-тьфу-тьфу!) спокойно. Я умею отключаться от гонок и засыпать спокойно, то есть не думать о завтрашней гонке. Да, бывает у меня такое: ложишься в постель, начинаешь думать, и ты не уснешь. И начинаешь так потеть из-за того, что┘ Но я умею отключаться, умею голову вообще выключить.
КУДРЯШОВ: А сами этому научились?
ПЕТРОВ: Да, сам.
КУДРЯШОВ: А как? Я вот не могу так.
НОВИКОВ: Кстати, да. Это очень важно сейчас.
ПЕТРОВ: Да. До этого так же квалификация, ты волнуешься, в принципе. Но нужно отключиться. Я вот думаю о чем-нибудь хорошем.
КУДРЯШОВ: Нет, ну вот йогой, может быть, занимаетесь?
ПЕТРОВ: Нет-нет, я просто умею отключаться, умею забыть об этом. Например, забыл и все. Вот завтра гонка, и все, я уехал с трассы, проанализировал все, собрал. Я знаю, что у меня голова чиста, я все сделал, у меня все разложено, одежда готова, тактика готова. И все, и я спокойно уже иду домой, там кушаю и ложусь спокойно спать. Смотрю кино или читаю книжку и ложусь спать.
НОВИКОВ: Вот сейчас затронули как раз тему, я думаю, будет очень интересно нашим радиослушателям, о том, чем вы занимаетесь уже в свободное время, какие хобби у вас, какие интересы? Свободный день, Виталий Петров без ╚Формулы-1╩. Как выглядит это?
КОСАЧЕНКО: Ну, его нету, он будет после окончания сезона, свободный день.
НОВИКОВ: Кстати, Петров так и не смог ответить на этот вопрос, вежливо промолчал.
КОСАЧЕНКО: Сложный вопрос.
ПЕТРОВ: Да нет. На самом деле после гонки, в зависимости от того, очень усталый ты или не очень усталый, естественно, люблю┘ не то что люблю, а необходимо, чтобы тело опять набрало прежнюю форму, то есть расслабить. Кто как. Я, например, люблю поспать подольше, выспаться, потому что всю неделю ты встаешь очень рано, в 7-8, в зависимости какая трасса, во сколько гонка. Плюс в русскую баню обязательно, вот особенно зимой люблю ходить, или там в холодную воду, чтобы организм действительно расслабился. Я вот чувствую после бани себя как свежий.
НОВИКОВ: С веником?
КУДРЯШОВ: Русская баня все-таки?
ПЕТРОВ: Именно русская баня с парилкой, с вениками. Все как надо. Чтобы парильщик тебя напарил как следует. Вот это да. После этого я чувствую себя человеком. И потом просто плавно начинаешь опять тренироваться к следующему дню, во вторник физическая подготовка, играешь в футбол или в большой теннис, в зависимости от плана тренировки.
КУДРЯШОВ: А вам можно спокойно играть в футбол, в теннис? Пунктов в контракте таких нет запрещающих?
ПЕТРОВ: Нет, на самом деле это очень опасно - играть в футбол. Но я играю с теми, кто знает, что┘ Это обязательно, конечно.
САПРИН: А я хотел Оксану спросить. Оксана, часто ли вы с Виталием┘
ПЕТРОВ: ┘играете в футбол?
САПРИН: Нет, не в футбол, в городе в одной машине ездите?
ПЕТРОВ: Каждый день.
КОСАЧЕНКО: Да, мы постоянно ездим.
САПРИН: Серьезно? Ну вот он как? Я не знаю, долго-долго думал, кого спросить - вас, его? А вот часто он включает в себе гонщика ╚Формулы-1╩?
КОСАЧЕНКО: Нет, подождите минуточку, я за рулем. Виталий спит.
ПЕТРОВ: Нет-нет, я на самом деле только ругаюсь, чтобы они всегда молча ехали на трассу.
КОСАЧЕНКО: Да-да. Просто у нас есть некоторые моменты. Едет он очень небыстро, очень медленно. То есть, даже если он за рулем, он едет для меня медленно. Ну у него вообще вот это правильный подход. На дорогах есть правила, вот он эти правила будет соблюдать.
ПЕТРОВ: Правильно, правильно┘
КУДРЯШОВ: Ну кто спорит-то? Конечно.
САПРИН: Я просто слышал одну историю про Шумахера, он опаздывал в аэропорт и поймал такси, вот как в фильме ╚Такси╩, а такси что-то медленно ехало. Он говорит: я знаю дороги, пусти меня за руль. И доехал вовремя.
ПЕТРОВ: А на самом деле не так важно быстро ехать. Вот если, грубо говоря, в Валенсии (я там жил) или в России, в Питере или в моем Выборге, я уже знаю, что пробки, я знаю, что, например, правее встать - это очередь пройдет быстрее, чем левая. И ты на этом выигрываешь буквально намного. И я думаю, так же, как и в Москве. Если люди знают, что левая сторона вся постоянно битком, ты объезжаешь их всех справа спокойно, без нарушения правил, и она проезжает быстрее, и поэтому ты выигрываешь много времени. Так же, как Шумахер просто знал, куда повернуть.
НОВИКОВ: Сняли просто вопрос с языка: превышает ли Виталий скорость?
КУДРЯШОВ: Часто ли штрафуют.
НОВИКОВ: Да. Часто ли штрафуют и отпускают ли гаишники?
КОСАЧЕНКО: Не-не, кстати, я хочу сказать: недавно штрафовали. Вот сейчас смешно, вы можете смеяться, но поскольку я оплачиваю эти штрафы, они приходят к нам в команду, это смешно - 9 километров. То 6 километров, то 9.
КУДРЯШОВ: А где эти штрафы, в какой стране-то?
КОСАЧЕНКО: Машина же предоставляется командой, и машина зарегистрирована во Франции, в ╚Рено╩. И поэтому штраф приходит в ╚Рено╩, а потом ╚Рено╩ передает эти штрафы мне. Вот мне иногда смешно. Самый маленький я видела - полтора километра, это было в Монте-Карло. А сейчас 9 километров. Больше пока не было превышения.
КУДРЯШОВ: Ну, это камера, наверное, да?
КОСАЧЕНКО: Причем там 50 и 59. Вот что это?
ПЕТРОВ: Я просто задался вопросом тоже. Действительно, ты едешь┘ тебе до пункта назначения 260 километров, грубо говоря. И ты будешь ехать, например, разрешено по автостраде 130. Если ты будешь ехать 150 или 180, сколько ты выиграешь по времени? 10-15 минут. Но плюс ты сжигаешь топлива, плюс раз останавливаешься. В итоге до точки назначения ты приезжаешь в одно и то же время.
КОСАЧЕНКО: Это если ты не встретился с ГАИ. А там ты уже потратил┘
КУДРЯШОВ: А это уже доказано, да?
ПЕТРОВ: Ну, это я для себя вывел. Я просто там жил, Барселона - Валенсия, много ездил, и я просто думал: зачем гнать? Во-первых, ты узнаешь, когда быстро едешь. Во-вторых, у тебя риск очень огромный. А причем сейчас, если еще раз разобьешь машину или еще чего-то, будут пальцем показывать.
КУДРЯШОВ: Желтая пресса будет.
ПЕТРОВ: Конечно. Зачем это надо? И, во-вторых, я говорю, что время одно и то же. И когда ты едешь 130 километров в час, ты отдыхаешь. Я отдыхаю за рулем, когда еду медленно.
КУДРЯШОВ: Ваша машина любимая, если она есть у вас? Есть такое понятие?
ПЕТРОВ: ╚Рено╩, ╚Рено╩.
КУДРЯШОВ: А вторая после ╚Рено╩?
ПЕТРОВ: Нет, ну я действительно езжу на ╚Рено╩, мне компания предоставила машину ╚Валенсия-Рено╩, и я езжу на ней. Другой машины у меня нет, честно.
САПРИН: На велосипеде катаетесь?
ПЕТРОВ: Очень. Даже много.
КУДРЯШОВ: Да подожди ты! Перефразируем. Папа вам, может быть, дарил машину какую-нибудь?
ПЕТРОВ: ╚Фольксваген-гольф-4╩. На 18 лет. 1,4 двигатель был.
КОСАЧЕНКО: Только хотела я добавить: мощнейший автомобиль был, помнится┘
КУДРЯШОВ: Хорошая машина.
НОВИКОВ: Ну, там главное не объем двигателя, главное - кто за рулем сидит.
КУДРЯШОВ: Чемпионат мира по футболу смотрели?
ПЕТРОВ: Обязательно, конечно.
КУДРЯШОВ: Кто?
ПЕТРОВ: Я сразу сказал, что Испания выиграет.
НОВИКОВ: Вы за них и болели?
КОСАЧЕНКО: Он - да, а я проиграла, я потеряла денег.
КУДРЯШОВ: А смотрели финал, да?
ПЕТРОВ: Конечно, я смотрел.
КУДРЯШОВ: А где?
ПЕТРОВ: В команде смотрел. Но финал я смотрел уже в отеле, потому что из Сильверстоуна пришлось всем уехать, вся команда разобрала уже телевизоры. Ну, я так быстро собрался и уехал ближе к базе в Энстон, в отель, и там уже один спокойно сел и смотрел.
САПРИН: А Кубица за кого болел?
ПЕТРОВ: За Словакию.
КОСАЧЕНКО: Как он сказал, ╚я выберу себе маленькую страну - Мексику╩. Мексики не стало, он стал болеть за Словакию.
НОВИКОВ: Потому что она очень рядом находится с Польшей.
ПЕТРОВ: Конечно, обидно, что Россия не прошла, потому что я ездил, смотрел Словения - Россия, я туда, на матч этот ездил. У меня как раз был перелет, и получалось, что я мог залететь, посмотреть и на следующий день улететь с друзьями. И, конечно, обидно. Мы расстроились ужасно, опустили головы┘
НОВИКОВ: Социальными сетями балуетесь?
ПЕТРОВ: Да. Есть командный контакт ╚Рено╩┘
КОСАЧЕНКО: И разные другие даже есть у нас.
НОВИКОВ: То есть, когда есть время или желание, то вы его получаете.
САПРИН: А вот с игроками сборной России в Словении общались?
ПЕТРОВ: Нет, я тогда просто на трибуне был. На фанатской трибуне, позади ворот. То есть все как положено. С флагами.
САПРИН: Виталий, а за ╚Зенит╩ вообще болеете?
ПЕТРОВ: Да. А почему нет?
САПРИН: То есть, когда бывает возможность, минутка, вы все-таки на матчи ╚Зенита╩ приходите?
ПЕТРОВ: Ну, я был всего лишь, по-моему, один раз, потому что до этого времени не было. По телевизору смотрю, интересно. Да я смотрю все, в принципе, матчи. Какая разница? Все смотрят - Питер за ╚Зенит╩, ╚Спартак╩ - Москва. А вот только когда команда одна выступает на чемпионате в Лиге чемпионов, то вся Россия за эту команду. То есть я за всех рад, кто выходит.
САПРИН: Наши, да. Россия - вперед!
ПЕТРОВ: Россия, главное, вперед, да.
КУДРЯШОВ: Три заветных желания Виталия Петрова на сегодняшний день. Отставляя, естественно, в сторону ╚Формулу-1╩.
ПЕТРОВ: Да! Надо подумать. Ну, естественное желание - пять лет назад попасть в ╚Формулу-1╩. Первая мечта была сначала - попробовать выиграть GP2. Мы заняли второе место. Вторая мечта была - попасть в ╚Формулу-1╩.
КОСАЧЕНКО: Попали.
ПЕТРОВ: Попали. А третья мечта - показать хороший результат в ╚Формуле-1╩.
КОСАЧЕНКО: Он в самом начале программы сказал: сейчас я живу ╚Формулой-1╩. Поэтому сказать три мечты, отставляя ╚Формулу-1, не получается. Выспаться, я думаю, мечта у него.
КУДРЯШОВ: Ну так, если все-таки подумать.
ПЕТРОВ: Вернуть сезон с самого начала и начать его заново.
КУДРЯШОВ: Перчинка такая осталась?
ПЕТРОВ: Нет, просто сейчас опыта больше. Не наделал бы тех ошибок. И знал бы уже, что правильно рассказать инженерам, чтобы лучше мне настроили машину на каких-то конкретных трассах, где мог финишировать даже неплохо.
КУДРЯШОВ: Спасибо вам большое, Виталий. Удачи вам в оставшихся гонках сезона! Привозите очки нам.
ПЕТРОВ: И себе, самое главное. Будем, конечно, стараться, делать все возможное, да.
КУДРЯШОВ: Обгоняйте и побеждайте, самое главное!
КОСАЧЕНКО: Спасибо.
16 июля Виталий Петров и Оксана Косаченко были гостями в Утреннем шоу Сергея Стиллавина. Эфир можно послушать ЗДЕСЬ.
Мастера спорта. Все выпуски
Все аудио
- Все аудио
- Итоги года
- Мастера спорта
- Мастера спорта. Футбол
- Сборная мира