Маяк. Москва 08.10.2012 - Какие права есть у жителей столичных домов?

8 октября 2012, 16:00

Персоны

Нужно ли строить во дворе подземную парковку или новый торговый центр, по закону должны решать сами жители, для этого существуют публичные слушания. Что это такое, и можно ли с их помощью на что-то повлиять, обсудим с председателем Союза жилищных организаций столицы Константином Викторовичем Крохиным. Ведущая - Елена Щедрунова.

 

ВЕДУЩИЙ: Я приветствую в нашей студии председателя Союза жилищных организаций Москвы Константина Крохина. Начнем с публичных слушаний. В частности, жители района Раменки жалуются, что «строят метро, с нами ничего не согласовали» - имеются в виду трассы, - и вообще, «метро нам не нужно». Хотя кто бы от метро отказывался? Но строительство очень сильно задевает, за дома боятся, за сады боятся, за парки и так далее. Что касается ситуации с метро, должны были проводить общественные слушания перед началом строительства?

КРОХИН: Конечно, в обязательном порядке. Иначе бы документация строительная, проектная не была утверждена, и ордер на производство работ не был бы выдан.

ВЕДУЩИЙ: Но если люди сейчас жалуются, получается, что никаких общественных слушаний не было, или люди об этом не знали, а может, просто поленились прийти? Услышали, что метро будут строить: как здорово! А когда поняли, что нужно терпеть несколько лет это строительство, как-то сразу переменили свое мнение.

КРОХИН: К сожалению, здесь скорее проблема не в том, что они не активны. Все-таки наши жители, москвичи, достаточно активны в этих вопросах. Это такое наследие и инерция прошлого периода, когда городом руководила реально другая команда, и в вопросах строительства мнение москвичей особо не слышали и не слушали.

ВЕДУЩИЙ: Хотя бы спрашивали это мнение?

КРОХИН: Если бы вы реально участвовали в таких слушаниях, вы бы заметили ряд недостатков. Я неоднократно участвовал, и меня как обыкновенного жителя всегда удивляло, каким образом оповещают людей о том, что будут слушания. В очень короткий период времени, в ограниченных местах вывешиваются объявления. Сейчас стали вывешивать на сайтах органов власти - управ, префектур. Но в целом такого охвата традиционных каналов передачи информации нет. Например, в газетах или на телевидении окружном. И такое ощущение, что власть была не заинтересована, чтобы приходило много людей, это первое. Второе, непосредственно как проходят эти слушания…

ВЕДУЩИЙ: У нас, например, оповещают следующим образом. Появляется объявление на двери подъезда. Причем появляется оно, как правило, накануне, иногда за несколько дней, за три дня может появиться, и это здорово. Но меня всегда поражает то, что они проходят в 17-18 часов, причем не слушания, я сейчас даже говорю не о слушаниях общественных, а об отчете главы управы, о том мероприятии, когда власти нужно присутствие жителей, потому что они должны услышать о том, какие чудные дела творятся в районе, и власть похвалить. И когда я одному из чиновников здесь же в студии задала вопрос, почему это всё проводится в рабочее время, чиновник сказал замечательную вещь: слушайте, мы же тоже люди, мы же тоже хотим домой пойти вечером. Может быть, и с общественными слушаниями то же самое, то есть чиновники все хотят домой пойти вечером?

КРОХИН: Время назначается неудобное, когда большинство заинтересованных жителей заняты на работе. Даже за три дня, даже за неделю - это неудобно, потому что ритм жизни таков, что трудно спланировать и работу, и поездки, и болезни. У меня складывается ощущение, что это инерция. Потому что в воскресенье было выступление мэра, там видно было, что человек заинтересован изменить отношение города, власти…

ВЕДУЩИЙ: Получить обратную связь?

КРОХИН: Конечно, обратную реакцию. И строительство метро - это и есть реакция. Помните, в выходные должны были разрулить ситуацию с транспортом, Мичуринский заузили? Но есть желание это исправить. Поэтому, полагаю, это все-таки такой рудимент. Он будет исправляться. И то, что вы поднимаете этот вопрос, дает надежду. Надо вносить изменения в порядок проведения слушаний, надо давать больше времени на ознакомление с материалами, ведь есть очень сложные объекты. Что такое метро? Это не дом построить, не магазин. Это сложное техническое сооружение, и надо разобраться. Люди должны иметь возможность привлечь экспертов, чтобы проголосовать за метро.

ВЕДУЩИЙ: Люди должны хотя бы посмотреть заключения экспертов, которые уже есть. Но тем не менее, может быть, все-таки есть такие объекты, по поводу строительства которых не нужно спрашивать мнение населения? Я задаю этот вопрос не случайно. У нас около метро «Пролетарская» огромная пустая площадка, где была стоянка автомобилей. Там появились какие-то машины, начали работы проводить. Я не поленилась прочитать, чем занимаются. Занимаются изыскательскими работами, потому что собираются строить на этом месте здание Московской прокуратуры. У меня сразу возникает вопрос: а жителей района должны были спросить или не должны, это не компетенция жителей, это компетенция города?

КРОХИН: Город - это же не какой-то монстр с Луны, город - это орган, который представляет интересы жителей. Если в этом месте возводится новый объект, будь то прокуратура или столовая, люди должны знать, потому что это влияет на транспортную ситуацию, на демографическую, сколько людей сюда приедет, если это рынок, и прочее. Понимаете, ключевое, что мы должны изменить, - и я так полагаю, что мэр Москвы об этом говорит, когда говорит, что хочет изменить жизнь в городе, - мы должны научиться слушать москвичей. Пусть через представительные органы, пусть через порядок слушаний, но нас должны спрашивать, что в этом городе строить, а что сносить. Потому что меня до сих пор возмущает период мэра Лужкова, когда варварски уничтожили историческое архитектурное наследие центра. Но ведь тоже не спрашивали.

ВЕДУЩИЙ: Там было как раз наследие советских времен. Вспомните уничтоженную Арбатскую площадь.

КРОХИН: Но продолжалось в российское время, уже когда демократия, когда нас должны были спрашивать. Это очень важно, что власть, она же признает, она не отказывается, что должны спрашивать. И надо добиться того, чтобы реально спрашивали. Потому что во всех странах в Европе, в Америке… вот Нью-Йорк - мегаполис, сопоставимый с Москвой, но там ни одного нового строительства не начнут, пока не будет согласия всех собственников, проживающих в этом районе. Здесь есть здравый смысл, потому что это влияет на нашу жизнь, и нас должны спрашивать.

ВЕДУЩИЙ: В частности, там это влияет на власти, так как люди платят налоги, и они говорят: мы платим вам, будьте любезны отчитаться, будьте любезны спросить нас, хотим мы этого или нет, хотим мы такой услуги или нет. У нас налоги автоматически в большинстве случаев высчитываются бухгалтерией. Народ, живущий в районе, зачастую одно с другим не связывает. И, видимо, не только народ, живущий в районе, но и власть. Но вернемся к общественным слушаниям. А что, собственно, в законе-то про них написано? Они же не просто так проводятся: хотим - провели, не хотим - не провели. Закон же есть об общественных слушаниях.

КРОХИН: Видите ли, эти процедуры были введены региональным законодательством. Москва - это регион. И, конечно же, законодатели максимально удобно для себя сформулировали эти процедуры.

ВЕДУЩИЙ: По-моему, все-таки есть федеральный закон, который вводит такое понятие, как общественные слушания, а уже регионы прописывают саму процедуру?

КРОХИН: Сам порядок, конечно. Вроде бы дали вам слушания, пожалуйста. Но ведь в мелочах-то, собственно, черт и кроется. И здесь, на мой взгляд, в чем недостаток этих слушаний? Порядок учета мнений и голосований должен быть аналогичен тому, который на выборах. То есть должен выдаваться бюллетень, человек должен расписываться, надо проверять его прописку. Как это сейчас проходит? Если вы обратите внимание, нет особого учета бюллетеней. Подсчеты проводятся в префектурах, то есть в округах, хотя это районный вопрос. Непосредственно слушания проводятся районной управой. И никто из общественности в комиссию по подсчету не входит. То есть чиновники сами считают. И получается так, что сегодня вас проголосовало 100 человек вроде бы против, а потом на сайте префектуры написано, что 150 было за, большинство, значит, принимаем решение. Очень непрозрачная процедура. И документация, бюллетени должны храниться там, чтобы потом не получалось, что вроде бы люди против, а по документам все за.

ВЕДУЩИЙ: Все дело в том, насколько я понимаю из практики, что, даже если все придут, всё честно посчитают и в протоколе напишут, что жители против, все равно решение будет принято то, которое нужно власти.

КРОХИН: Нет, немножко не так. Ведь заметьте, все решения о строительстве, которые были, даже конфликтные, там везде результаты слушаний были положительные. То есть власть делает хитро, она говорит: но вы же были не против. И вот тут мы говорим: давайте процедуру сделаем честнее. И потом власть столкнется с тем, что будут случаи, когда люди против, что делать тогда? Метро - это важный народнохозяйственный объект, как быть с ним? Я вам скажу так. У нас есть федеральным законом установленный порядок, когда в интересах государства и общества могут быть нарушены частные права. И вот тут должен включаться этот механизм. Да, люди против. Но если власть, посоветовавшись, приняв решение обойти какой-то важный парк или детскую площадку, попыталась это сделать - как в случае с Химкинским лесом, - посмотрела разные маршруты, но пришла к выводу, что ничего поделать нельзя, власть применяет власть. Она говорит: я в интересах общества должна это сделать. Здесь существует механизм. И у нас в стране в законе это прописано, но слабо работает, и в развитых странах, что если частный интерес нарушается, например, дом, площадку или гараж снесли, собственнику компенсируют по рыночной цене. Государство может нарушить твои права, отнять у тебя, ликвидировать, чтобы построить дорогу, но должно компенсировать.

ВЕДУЩИЙ: На самом деле это не всегда так. Я просто вспомнила историю о городке, который находится под Везувием, там расширяют дорогу на деньги Евросоюза. И в какой-то момент жители начали торговаться, требовать больше денег за свою собственность. С подачи мафии, между прочим, местной. Та сказала: требуйте в два раза больше, половину нам отдадите. И жители начали требовать. После чего Сильвио Берлускони просто вскипел и сказал: доколе? Вот столько-то, никаких торгов, и всё сносим. Я к тому говорю, что даже в демократических странах (а, я думаю, никто не сомневается в том, что Италия - демократическая страна) власть, как вы сказали, применяет власть. Что касается нашей страны, что людям делать в этой ситуации, чтобы их голос был услышан? Можно ли как-то проверить то, что заносится в протокол, можно ли опротестовать в суде тот протокол, который составлен в префектуре, как вы говорите?

КРОХИН: К сожалению, за исключением явных криминальных нарушений, подделки документов, по сути, оспорить это невозможно. Потому что это такой совещательный механизм, совещательный инструмент, что вот власть советуется, но обязанности у нее следовать этому совету нет.

ВЕДУЩИЙ: Но тем не менее, вы же говорите, что власть старается получить положительный результат?

КРОХИН: Конечно, так же как и по всем другим вопросам. Для власти очень важно, чтобы оценка ее деятельности была положительная. Наша задача, чтобы эти механизмы были прозрачны и оценка реально отражала мнение населения.

ВЕДУЩИЙ: Вы упомянули о ситуации, когда все пришли на общественные слушания, все высказались против, есть тому 100 свидетелей, и потом вдруг публично появляется протокол собрания, в котором сказано, что 150 человек высказались за. Можно ли подавать заявление в прокуратуру, что это какое-то мошенничество, фальсификация и так далее?

КРОХИН: Можно, конечно. Но если брать историю, не хочу говорить про сегодняшнюю команду, но при прошлой команде мэра люди всегда обращались в прокуратуру, всегда обращались в суды и всегда проигрывали. Прокуратура не находила никаких нарушений. На сегодняшний день, к сожалению, к механизму защиты прав населения относятся поверхностно или, скажем так, совершенно неуважительно. Поэтому я был бы неправ, если бы сказал: господа, обращайтесь в прокуратуру, там разберутся. Ничего подобного. В вопросах строительства, к сожалению, всегда буковка к буковке, бюрократически все верно и чисто и трудно найти концы.

ВЕДУЩИЙ: Как? 100 свидетелей говорят, что на этих слушаниях все 100 человек сказали «нет» и проголосовали отрицательно. В конце концов, бумажки друг другу показать. Тогда почему протокол вот такой? 100 свидетелей говорят, что все было по-другому.

КРОХИН: У нас статус свидетеля, чтобы вы понимали, в процессуальном смысле возникает только после возбуждения уголовного дела. А все остальное - это доследственная проверка. И никто свидетелей опрашивать не будет. Только заявителей опросят и организаторов. Те скажут, что все в порядке.

ВЕДУЩИЙ: Ну, я тогда понимаю, что эти самые 100 человек просто должны прийти к зданию прокуратуры и сказать: опросите нас, мы точно были против.

КРОХИН: А это уже митинг, это немножко другая форма защиты прав.

ВЕДУЩИЙ: А вот такая форма, она действенна?

КРОХИН: К сожалению, если брать Москву, именно такая форма действенна. Когда в Митине, если вы помните, недавно люди вышли и сказали, что они против строительства определенного объекта культового назначения, только тогда власть это прекратила. Но по бумагам же все было в порядке. Но это неправильно, не должны люди выходить на митинг, чтобы решать эти процедурные вопросы. И жителям что бы я посоветовал? Обращайтесь к своим депутатам. У нас есть районные, у нас есть городские депутаты, они - субъекты законодательной инициативы в Московской городской думе. Пусть примут закон, по которому слушания проходят по процедуре, аналогичной выборам. Когда слушания прошли, протокол должны подписать члены счетной комиссии, и в счетную комиссию должна входить общественность. Вот тогда, вы правы, можно к прокуратуре апеллировать. Когда член счетной комиссии говорит: господа, меня не было, это не моя подпись, - тогда уже можно возбуждать дело. А сейчас нет четко прописанной… Можно всегда сказать: ой, вы знаете, ошибся. Очень хотел сделать хорошо, виноват, ошибся.

ВЕДУЩИЙ: Помните, шла такая кампания, что везде должны быть ТСЖ, люди же через суд опротестовывали создание ТСЖ, удавалось же?

КРОХИН: Это было меньшинство. Большинство исков сейчас подала сама городская власть. И ликвидирует так называемые липовые ТСЖ сама городская власть.

ВЕДУЩИЙ: Я думаю, что городская власть просто встроилась в процесс.

КРОХИН: Да, потому что было большое сопротивление.

ВЕДУЩИЙ: Да, там был большой резонанс, и люди действительно через суды сами это все опротестовывали с грамотными юристами.

КРОХИН: Я вам хочу сказать, если брать количество созданных товариществ, около 10 тысяч, то судов было с решениями по докладу Музыкантского, это омбудсмен московский, всего лишь семьдесят. То есть семьдесят дошло до суда. Но там были явно криминальные вещи, там была подделка документов, понимаете. Вот когда идет уголовное преступление, криминальное, подделка документов, тогда механизм работает. В основном люди не доходят до этой стадии, а всякие жалобы заканчиваются отписками, что нет состава преступления.

ВЕДУЩИЙ: Переходим к тому, как воздействовать на наши обслуживающие организации жилищно-коммунального хозяйства. Любимая тема. Начнем с отопления. Вот уже стало совсем холодно. У кого-то тепло есть, у кого-то тепла нет - им что делать?

КРОХИН: Если говорить о городе Москве, существует горячая линия правительства Москвы по вопросам отопления. Можно звонить по телефону, можно отправлять сообщения, скорее всего жалобы, в электронном виде. И, конечно же, на уровне округа есть такие же службы и на уровне района. Также у нас есть жилищная инспекция, которая с прошлого года является главным надзирающим и контрольным органом за управляющими компаниями. Если что-то происходит с температурно-влажностным режимом, то есть отопление вроде есть, но не тепло, также горячая вода может быть не горячей, или вообще не включили, надо обращаться туда.

ВЕДУЩИЙ: А какой зазор временной? Многие службы могут сказать: только сегодня холодно стало, вы что тут? Хотя, как мне кажется, какие-то пробные пуски должны были сделать уже давным-давно, чтобы понять…

КРОХИН: Они сделаны.

ВЕДУЩИЙ: Вы знаете, у нас не сделаны, например. Могу отвечать за собственный дом.

КРОХИН: Я вам сейчас про дома скажу. У нас особое внимание всегда - социальной сфере. То есть в первую очередь пуск происходит на объектах социальной сферы, это больницы, школы, дошкольные учреждения. И потом в жилых домах. Но жилые дома управляются разными управляющими организациями. Для того чтобы подать тепло в дом, необходимо провести опрессовку и сдать эти испытания сетевым организациям. Если в вашем доме этого не произошло, а это есть результат плохой работы эксплуатирующей организации, то, скорее всего, вам тепло и не дадут. Вот в этом случае вам необходимо жаловаться.

ВЕДУЩИЙ: Я спросила про временные рамки. Сегодня уже стучаться во все двери или сегодня-завтра погодите, со среды начинать стучаться, если тепло не дадут?

КРОХИН: Подключение тепла происходит следующим образом. Главный критерий - это среднесуточная температура на протяжении трех дней 8 градусов.

ВЕДУЩИЙ: Получается, что пока мы еще не вышли в этот режим, пока еще не три дня подряд среднесуточная температура 8 градусов.

КРОХИН: Несмотря на это, уже прошла телефонограмма и по городу есть команда включать отопление там, где готовность есть. И на сегодняшний день большая часть домов уже подключена к отоплению. Но 8 градусов - это такой критерий, он и в прошлом году, и в этом году, это некий критерий, чтобы вы знали, когда должны включить отопление. Но при этом городская служба может дать команду включить и раньше, если того требуют обстоятельства и специфика.

ВЕДУЩИЙ: Так все-таки в среду биться во все двери или уже сегодня нужно начинать?

КРОХИН: Вы знаете, в моем доме тепло. И во многих домах отопление включено. Я вот ехал когда на программу, мне позвонили, это Центральный округ - Арбат, я хочу об этом сказать, Поварская, дом 29/31. Жители звонят, говорят, что мы уже целый месяц пишем и мэру Собянину, и в управу, и в префектуру, но нам никак не проведут опрессовку и не включат отопление. И я примерно тот же список им назвал. Говорю, звоните туда и пишите туда. Они говорят: мы туда написали, все приходит в управу, а управа нас заставляет подписать бумагу, что претензий не имеем. Поэтому на сегодняшний день я не могу сказать, что, господа, достаточно, чтобы вы это сделали. Всегда на местах найдутся какие-то люди, которые не исполняют свой долг. Ведь что такое опрессовка? Это деньги, это нужно провести. А что может после опрессовки произойти? Где-то может рвануть, и надо устранить аварию. И вот, исходя из шкурных интересов, некоторые управляющие компании ее не проводят. Но это путь в никуда, это тупик. Такие организации надо выявлять, чтобы о них знали надзорные органы, такие как жилищная инспекция, прокуратура, наказывать, есть штрафы за это. Людям нужно знать, что за это есть штрафы, их жалоба не просто так канула в Лету, она может привести к таким последствиям. И в итоге мы будем избавляться от таких управляющих и эксплуатирующих организаций, которые не дают тепло. Потому что это безобразие.

ВЕДУЩИЙ: Меня-то волнует не только то, что тепло никак не дают, - в конце концов, можно продержаться 2-3 дня, по-настоящему холодно стало только сегодня, - но и то, что у нас позже начинается отопительный сезон, закончился он, насколько я знаю, тоже раньше, чем обычно. Но цифры в платежке у нас не уменьшаются, а увеличиваются. И вот эта система, когда плата растягивается на год и нам говорят, что делают это для того, чтобы мы не платили слишком много в отопительный сезон, фактически приводит к тому, что мы даже не можем проконтролировать, сколько этих самых калорий мы потребили. Потому что, по моим ощущениям, с каждым годом мы их потребляем все меньше и меньше, а счета становятся все больше и больше. Как-то это можно проконтролировать?

КРОХИН: К сожалению, нам в наследство остался очень серьезный монополизм. И вот его на протяжении 20 лет российских пытаются победить, но 2 октября на форуме «Россия зовет!» президент Владимир Путин дал очень точный диагноз, так компетентно, что происходит у нас с ЖКХ. Он сказал, что, к сожалению, «несмотря на все наши усилия, власть не смогла предложить вариант реформирования, который бы устроил граждан». То есть это говорит о том, что проблема остается, и вот этот монополизм, особенно в сфере коммунального ресурса, там, где вырабатывается теплоэнергия, он до сих пор неизменный.

Ведь что происходит? Вот вы, например, поставили счетчик воды. Вы стали потреблять меньше. Какая мысль при этом у поставщика? Потребляя меньше, вы платите меньше. Как вернуть ему выручку, к которой он привык? А это же все, заметьте, в основном акционерные компании, инвесторы, IPOи так далее, им нужно показывать выручку. Выход один - увеличивать тариф. И они это делают. Как увеличивается тариф? Его устанавливает и регулирует энергетическая комиссия. А как эти умные люди это делают? Когда мы изучали на экспертных советах в Торгово-промышленной палате эти проблемы, то выяснилось, что это экспертным путем, то есть, между нами говоря, как бы с потолка. То есть приходит этот поставщик тепла и говорит: у меня инвестиционная программа, мне надо отремонтировать там сеть, там, там, а еще у меня футбольный клуб, а еще у меня самолет… И вот это всё мы с вами должны включить в тариф. То есть тарифы растут, на мой взгляд, необоснованно, потому что в нашей стране, где ресурсы мы добываем из недр в отличие от Англии, Франции, Германии, которые должны покупать, у них есть себестоимость в виде покупки у нас того же газа, а у нас этого нет.

ВЕДУЩИЙ: Мы тоже газ покупаем, нам газ не раздают бесплатно. Мы его покупаем у «Газпрома» или у других компаний.

КРОХИН: По какой цене? Вопрос в том, почему мы покупаем по рыночной цене, как те страны, которые его не добывают? То есть получается, что вот этот монополизм, он серьезно влияет на тарифы. И, к сожалению, на сегодняшний день монополизм не побежден. Это главная причина, почему мы с вами платим круглый год. Но справедливости ради я хочу вам сказать, что сегодня сделаны шаги для прозрачности. Первый этап - это закон об энергосбережении, который с 2013 года обязывает вести расчеты по счетчикам.

ВЕДУЩИЙ: В том числе и тепла, да?

КРОХИН: Конечно, конечно. Только по общедомовым. Но это шаг вперед. Теперь уже не норматив какой-то непонятный, в котором вы не разберетесь, - нет, по счетчикам. Второе - по фактическому потреблению. Это значит, что прошел год, вы вправе посмотреть фактическое потребление и сделать перерасчет. И в Москве такие перерасчеты проводятся. Поэтому, да, поэтапно, но мы к этому идем. Потихонечку все это ведет к тому, что мы уже платим в этом году за тепло суммарно меньше, чем в прошлом, если бы не рост тарифов. Потому что счетчик дает уменьшение потребления в объеме, но так как цены растут, в деньгах мы это не особо чувствуем. Поэтому, я считаю, второе решение, которое государство обязано принять (это моя точка зрения, и я надеюсь, что к этому прислушается Минрегион), это то, что тарифы на коммуналку не должны расти выше инфляции.

ВЕДУЩИЙ: Если я не ошибаюсь, правительство постоянно об этом говорит. И президент об этом постоянно говорит.

КРОХИН: Только в этом году сделали.

ВЕДУЩИЙ: Говорили, во всяком случае, что тарифы на коммунальные услуги должны расти не выше инфляции.

КРОХИН: И в этом году только впервые сделали. А все 19 лет - 25-30%, а в некоторых - 45% в год, почти наполовину. Ну, это же ни в какие ворота не лезет.

ВЕДУЩИЙ: И все это сопровождается разговорами о том, что вы до сих пор не платите 100% за ЖКХ. Пару недель назад был кто-то из представителей с той стороны, который уверял, что мы до сих пор не платим 100% за коммунальные услуги, и это подтверждается тем, что государство субсидирует нашу плату. Во всяком случае в Москве, я прошу прощения, не государство, городская власть субсидирует тарифы.

КРОХИН: Москва - единственный регион, где субсидируются тарифы. И это очень плохо, потому что это позволяет монополистам в мутной воде все время нас упрекать при высоких тарифах, что мы должны. И более того, я не говорю о неэффективности использования. Приведу очень простой пример. Пенсионерка бабушка, у которой квартира 35 метров, малогабаритная, получает эту субсидию на 18 квадратных метров, условно говоря.

ВЕДУЩИЙ: На половину, да.

КРОХИН: И человек, у которого 100 квадратных метров, тоже получает субсидию. Вопрос: адресная помощь должна быть направлена малоимущим, а не всем подряд? Не говоря уже о том, как эта помощь вообще доходит, насколько эффективно ДЕЗы осваивают вот эту субсидию. А это, кстати, десятки миллиардов рублей в год. Я считаю, что надо отменить это субсидирование и оставить эти десятки миллиардов в год в бюджете, а помогать только малоимущим. Я хочу сказать, что у нас очень горячие споры сегодня, ожесточенные споры идут с поставщиками, с монополистами. Они борются до последнего за свои тарифы. Но если брать чистый знаменатель, то это все от лукавого, тарифы не должны превышать инфляцию. И вот только с этого года мы эту практику увидели в жизни.

ВЕДУЩИЙ: Дай бог, чтобы это все выдерживалось, потому что там находят какие-то ходы, чтобы в итоге повышать не на величину инфляции, а больше. Но посмотрим. Теперь перейдем к тому, о чем вы упоминали, к счетчикам воды. Счетчики воды, нам рассказывали, как это хорошо, это делать нужно. Очень многие это сделали. Действительно экономия, счетчики окупаются довольно быстро, я должна сказать, именно счетчики воды. Но тут появляется какая-то странная вещь в виде так называемого платежа за техническое обслуживание, который составляет несколько сотен рублей, пусть в год, но несколько сотен рублей. То есть та самая экономия зачастую просто съедается. И у многих возникает вопрос, поскольку мастера-то видели один раз, когда счетчик ставили: а в чем заключается это техническое обслуживание? Раскройте тайну, может, вы знаете?

КРОХИН: Дело в том, что техническое обслуживание - это вполне определенные процедуры, которые описаны должны быть в договоре, то есть их можно увидеть. Первая и самая простая процедура - осмотр. Вторая процедура - это так называемые протирки, над которыми многие смеялись. Ну действительно, любой прибор, имеющий стеклянную, внутреннюю часть, кожух, он должен протираться составом специальным. То есть осмотр, выявление дефектов, если они есть, выявление дефектов по точности, насколько это возможно на данном этапе, протирка и обеспечение сохранности, опломбированности. Это очень простые операции. И по большому счету, большинство приборов не требует вмешательства. Но человек раз в полгода или раз в год, как написано у вас в договоре, должен прийти и посмотреть. То есть оплачивается его приход, его визит.

ВЕДУЩИЙ: А если никто ни разу не приходил, а счета вам присылают, что делать?

КРОХИН: К сожалению, в нашем ЖКХ до сих пор присутствует очень много приписок. Если к вам никто не приходил и этот счетчик не осматривал, вам услугу не оказали, и вы не обязаны ее оплачивать, понимаете. Здесь очень простая позиция…

ВЕДУЩИЙ: Если к нам никто не приходил, то мы не платим?

КРОХИН: Да, да. Сегодня, я хочу отметить, вы же вольны, вот вам приходит квитанция, вы же не обязаны все десять строчек оплачивать. Если вы с чем-то не согласны, вы смело вычеркиваете, идете в Сбербанк или иной банк…

ВЕДУЩИЙ: И платите другую сумму?

КРОХИН: Конечно. Вас никто не заставляет. И многие так делают. Поэтому сегодня вы - потребитель, защищенная сторона, есть закон о защите прав потребителей, и вообще платежи вы сами выбираете, вы можете электронно платить, не по платежке, это же раньше был один Сбербанк и одна квитанция, теперь не так. Поэтому, если вы считаете, что вам услуга не оказана, пожалуйста, ее не оплачивайте.

ВЕДУЩИЙ: Если вдруг кто-то захочет вам выставить претензии…

КРОХИН: Пусть в суде доказывают. Пусть он докажет, что он приходил к вам в квартиру и что вы подписали акт. Ведь любая услуга оканчивается актом, если он вам протирал этот прибор…

ВЕДУЩИЙ: И вообще приходил. Я так понимаю, что те счета, которые выставляются, это такая ловля на дурака, да? Кто-то поведется, пойдет и заплатит.

КРОХИН: Да. Большинство людей невнимательные. Большинство людей не привыкли считать. По телевизору сказали, значит, правда. Квитанция пришла, значит, должен платить. Но теперь люди стали внимательные. Это ваши деньги, следите за ними.

ВЕДУЩИЙ: Еще замечательная, видимо, разводка, когда присылают извещение о том, что вы обязаны по закону сделать поверку вашего счетчика горячей воды. Мне такое пришло. Но поскольку я знаю, что это делается не раньше чем через четыре года, а у меня прошло три года, я очень сильно удивилась, глядя на эту квитанцию. Естественно, никого вызывать не стала и поверку делать не стала. Но получается, что это тоже такая разводка, это тоже мошенничество?

КРОХИН: Это тоже мошенничество. Раньше очень много было случаев, когда в почтовые ящики бросали квитанции даже с неправильными реквизитами. И вот это остается в нашей жизни, надо быть внимательными. В отношении приборов учета я скажу следующее. В договоре и в паспорте на этот прибор сказано, когда должна быть поверка. Да, действительно, первое время были счетчики, где указывался срок раз в год, раз в два года. Нынешние модели, вот те, которые на рынке представлены сегодня, это в среднем 4 года, я видел даже 6 лет. Поэтому вам, как говорится, беспокоиться не стоит.

ВЕДУЩИЙ: Некоторые говорят о том, что это время должно считаться с момента выпуска счетчика, а не с момента установки, а счетчик может быть выпущен за год до того, как вам его поставили. Что с этим?

КРОХИН: В этом случае вам необходимо изучить паспорт. У каждого прибора есть полезный срок службы, эксплуатационный, с момента, как вы начали его эксплуатировать. Надо смотреть внимательно. Очень много моделей. Не скажу однозначно, потому что есть импортные модели, есть наши, производимые в России.

ВЕДУЩИЙ: Когда вам придут счетчик менять или когда вы будете ставить счетчик, изучайте паспорт, и когда вы вызываете, приглашаете представителя компании, то имеет смысл поинтересоваться, какой модели счетчик, сколько времени до поверки, когда он выпущен. То есть расспросы в этом направлении вести, не просто выяснить, сколько стоит установка или смена, но и сколько потом будет служить этот счетчик.

КРОХИН: Конечно. Учитывая такое разнообразие, сейчас ведь на рынке не один-два счетчика, десятки, и разобраться не так просто.

ВЕДУЩИЙ: Теперь еще одна история. Видимо, тоже о мошенничестве в отношении наших граждан. Кто-то счетчик поставил, а кто-то ставить не стал просто из-за отсутствия денег, не понимая, что, когда он платит огромные деньги за воду, которую он не потребляет, он тоже эти деньги теряет. Тем не менее человек не может разово собрать несколько тысяч рублей. И вдруг видит объявление в подъезде со словами: вы обязаны поставить счетчики воды до конца 2012 года; если вы этого не сделаете, с 1 января 2013 года вас будут штрафовать. Это правда или неправда?

КРОХИН: Дело в том, что у нас принят федеральный закон об энергосбережении, который был призвал стимулировать собственника устанавливать приборы учета. Одновременно с принятием закона те ведомства, которые курируют этот вопрос в правительстве (это Фонд содействия реформированию ЖКХ, Минрегион), они рассматривали концепцию, согласно которой, если вовремя не будет установлен такой счетчик, будут штрафовать собственников. Но общественность, эксперты воспротивились такой мере, так как она была очевидно неконституционной. И эта мера не была утверждена законом или постановлением правительства. Поэтому то, что сейчас кто-то об этом говорит или пугает, это отголоски вот той концепции.

Концепция на самом деле нежизнеспособна. Это противоречит всему возможному законодательству. Поэтому гражданам не надо бояться, никто их за это штрафовать не будет. Но устанавливать счетчики советую, потому что это выгодно.

ВЕДУЩИЙ: Главное, вы обратили наше внимание на то, что нужно действительно рынок изучать. Получается, нужно изучать рынок счетчиков. Это недешевая вещь, и нужно учитывать такие моменты, как: сколько времени он служит, как проводить поверку. Но самое главное, не оплачивайте все квитанции, которые вам присылают, изучите, что это такое. Более того, если вам никто никакую услугу не оказал, за что вы, собственно, платите? Кстати, если вам присылают такую платежку, а потом вы понимаете, что через несколько месяцев должны поверку счетчиков проводить, просто вызывать другую компанию?

КРОХИН: Конечно, сегодня есть разные предложения, с удовольствием придут и вас обслужат. Поэтому выбирайте. Я вам больше скажу, даже та компания, которая вас обслуживает, если вы грамотно построите свои отношения и будете задавать правильные вопросы, даже она, видя, что вы человек грамотный, не будет вам подсовывать вот эту липу и всякие дохлые номера.

ВЕДУЩИЙ: Я благодарю нашего гостя.

Маяк. Москва. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация