Картинка

Маяк. Москва 31.05.2013 - Как защитить детей в Интернете?

31 мая 2013, 16:00

Персоны

 

В школах ввели интернет-фильтрацию. Только любой современный школьник знает, как попасть на нужный сайт или скачать информацию. Как защитить детей, рассказывает исполнительный директор Лиги безопасного Интернета Денис Давыдов. Ведущий - Григорий Заславский.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - исполнительный директор Лиги безопасного Интернета Денис Давыдов. Говорить мы будем об уроке интернет-безопасности для школьников. Вот эта идея в игровой форме рассказать школьникам обо всех опасностях, которых их поджидают в Интернете, меня немножечко настораживает. Потому что если мне рассказать о том, какие интересные опасности подстерегают меня в Интернете, то я, думаю, выйду из этой комнаты и сразу же бегом в Интернет, и проверю все эти опасности, чтобы своими глазами увидеть всю эту «красоту».

ДАВЫДОВ: Да, действительно. Дело в том, что необходимо детям рассказать в игровой форме и сделать это так, чтобы не рассказывать о самих опасностях, а рассказывать только о способах, как избежать этих опасностей, как вести себя в той или иной ситуации. Вообще мы говорим даже больше не об интернет-безопасности, а о медиаграмотности, о сетевой грамотности, о сетевой культуре. Ведь именно этого сейчас так не хватает не только российским школьникам, что уж тут говорить, но и европейским. Многочисленные исследования и опросы показывают, что даже европейским и американским школьникам присуще это, есть такое явление, называется кибербуллинг.

ВЕДУЩИЙ: Что это такое? Первый раз слышу.

ДАВЫДОВ: Это кибертравля, киберунижение. Это когда дети собираются, например, какая-то группа людей, и начинают травить сознательно своих одноклассников.

ВЕДУЩИЙ: И одновременно снимается это всё?

ДАВЫДОВ: Нет, иногда это не снимается. Это просто в Интернете происходит, когда, знаете, на страничке в социальной сети вдруг обрушивается поток каких-то оскорблений, угроз. Некоторые дети принимают это всё близко к сердцу, реально, очень переживают, остальным смешно. Это присуще в основном, конечно, европейским и американским школьникам. Российские школьники, они более добрые, что ли. Вообще русские люди более добрые.

ВЕДУЩИЙ: Да? Приятно пребывать в этом иллюзорном состоянии. Если это действительно так, я только обрадуюсь.

ДАВЫДОВ: Но российские школьники в три раза чаще сталкиваются с опасностями в Интернете, чем их европейские сверстники. Потому что европейские сверстники как раз и знают о том, как правильно себя вести в Интернете, чтобы не стать жертвой мошенников, которые хотят выманить деньги, в том числе и деньги родителей. Как правильно себя вести, чтобы не попасться на удочку к какому-нибудь извращенцу, педофилу. И действительно необходимо вооружать такими знаниями, но не в лоб, не говорить, что не ходи на стройку, там опасно, плита может упасть, потому что ребенок после этого действительно побежит на стройку смотреть, откуда будет падать плита…

ВЕДУЩИЙ: Я когда был маленьким, проходил мимо строек, там написано: «Стройка - не место для…», и я всегда вот это «не» зачеркивал. И от этого было особое удовольствие, радость.

ДАВЫДОВ: Все бегали по стройкам, по катакомбам. И Интернет - это сейчас такая среда, в которой для детей небезопасно. Многие родители просто недооценивают степень опасности Интернета, многие родители даже не представляют, насколько эта среда может быть опасной. Потому что, когда школьник, дошкольник сидит за компьютером, родители думают, он сидит в своей комнате, пользуется компьютером, может быть, он в Интернете или играет в онлайн-игры, но ничего плохого с ним не произойдет. Пусть сидит, зато тихо, спокойно, на улицу не ходит, никто ему в глаз не даст. На самом деле, может быть, получить в глаз на улице или просто поиграть где-то и, может быть, поконфликтовать со сверстниками, но так легко, это было бы гораздо полезнее, чем пускать общение ребенка с Интернетом на самотек и оставлять ребенка наедине с компьютером. Опять же мы говорили о статистике, в три раза чаще наши дети страдают. Почему? Потому в том числе, что европейские родители имеют больше знаний об Интернете, об информационных технологиях, больше знаний, чем российские родители. Потому что у российских родителей функция другая, они на хлеб насущный зарабатывают и в основном больше об этом заботятся. Но и еще, самое важное: за рубежом компьютер, с которого ребенок выходит в Интернет, находится в общей комнате, и взрослые имеют возможность видеть постоянно, что происходит на мониторе, что происходит на экране, и вовремя защитить.

ВЕДУЩИЙ: У меня сразу же несколько вопросов. Первый. Не стоило ли начать проведение вот такого рода уроков с родителей, а не с детей? И второй сюда же. Какие-то аналоги такого рода уроков интернет-безопасности в Европе, в Америке были уже, что вы брали как пример, имея в виду, что те же самые европейские и американские школьники, они к такого рода опасностям готовы больше, то есть предупреждены и соответственно защищены?

ДАВЫДОВ: Действительно, в Европе есть даже целая программа Еврокомиссии, которая посвящена именно информированию как родителей, так и детей, школьников. И эти специальные программы, они финансируются из бюджета Европейской комиссии, они действительно такие масштабные и общеевропейские. Кампания прошла, и затем делаются замеры эффективности этой кампании. Возвращаясь к урокам, мы хотим превратить это в практику общерегиональных уроков или общероссийских уроков. Технологически у нас есть уникальная возможность: после оснащения избирательных участков камерами для контроля выборов президента Российской Федерации осталась инфраструктура, потому что, как правило, избирательные участки находились в образовательных учреждениях, в школах…

ВЕДУЩИЙ: А во всех школах, точно, да, избирательные участки были.

ДАВЫДОВ: Во всех школах точно есть инфраструктура, которая позволяет, если вдаваться в технические подробности, пропускать где-то 2 мегабита трафика. Если сравнить с прошлыми периодами, то это было где-то 128-256 килобит, то есть на порядок выросли скорости интернет-соединения в школах. И эту инфраструктуру мы собираемся использовать для того, чтобы сделать уроки интересными. Эти уроки обязательно должны быть интерактивными, потому что дети тянутся ко всему интересному. Мы проводили один такой урок с киберполицейскими, это сотрудники управления К, которые занимаются тем, что выявляют преступления в информационной сфере, в сфере компьютерных технологий. И вы бы видели, как дети реагируют на киберполицейских! Учителя-то по информатике они знают, знают его давно…

ВЕДУЩИЙ: Любви нет?

ДАВЫДОВ: Очень трудно, наверное, привлечь внимание или удержать внимание. А вот на киберполицейского реагируют просто…

ВЕДУЩИЙ: Да я бы тоже с удовольствием встретился с киберполицейским, просто посмотреть, что это за человек. Ведь он же наверняка не только компьютерно грамотен, но он же очень умный человек. А умных людей не так много. Хочется с таким поговорить. Тем более полицейский. Одна из главных, как мне кажется, проблем в том, что дети сами идут в сторону опасности. Например, недавно дочка одной моей приятельницы попросилась ко мне в друзья в одной из социальных сетей. И я тут же им позвонил и говорю: ты вообще проследи за дочкой, как-то это мне кажется неправильным. Но все те опросы, которые мы имеем, показывают, что все равно дети довольно легко обходят какие-то запреты, установленные родителями. В 2011 году 70% детей обходило вот эти самые запреты. Как добиться, чтобы дети к этим запретам относились серьезно, понимая, что территория, куда они заходят, грозит самыми неприятными последствиями?

ДАВЫДОВ: В первую очередь это авторитет родителей и доверие между родителями и детьми. Когда родители говорят, что там опасно, дети должны доверять и понимать, что там действительно опасно. А у нас такая интересная ситуация, когда дети не сообщают родителям о том, что они столкнулись с чем-то нехорошим в Интернете, потому что боятся, что родители отключат Интернет. И многие родители действительно так и поступают, то есть не решают проблему, а просто обрубают.

ВЕДУЩИЙ: А обрубать нельзя?

ДАВЫДОВ: Конечно нет. Необходимо воспользоваться фильтрами и специализированным программным обеспечением, которое позволит защитить ребенка.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Но как можно защититься от готовности ребенка знакомиться в Интернете, как та девочка, школьница 9-летняя, которая была убита в Краснодарском крае? Выяснилось, что она вела переписку с сотней, и это было год назад, когда ей было 8 лет. Тут нежелательного контента не было.

ДАВЫДОВ: Родительский контроль. Вообще, это проблема всего общества, и она должна решаться комплексно. Конечно же, это досуг детей. Когда детям некуда пойти, когда девочки не могут пойти в кружки кройки и шитья, домоводства, всего того, что было в школах, когда учились мы, и когда досуг детей - это просто общение с компьютером или общение с какими-то виртуальными персонажами, вот тогда действительно могут возникать проблемы. И действительно нужно решать эту проблему комплексно. В том числе количество негативного контента необходимо снижать, а тех людей, которые способны причинить вред ребенку в Интернете, нужно выявлять и отправлять в тюрьму или на лечение. Потому что это преступники, если мы говорим о нескольких трагедиях, которые буквально всколыхнули всё общество, всколыхнули всю страну. Но мы должны понимать, что это были плохие люди, которые сидели в Интернете…

ВЕДУЩИЙ: И которые ничего опасного и ничего такого, за что человека можно было бы привлечь и ухватить, не делали…

ДАВЫДОВ: А почему? Потому что в России нет уголовной ответственности за виртуальное совращение. Вот она есть в Соединенных Штатах, потому что в Соединенных Штатах о детях заботятся, потому что понимают, что дети - это будущее нации, дети - это будущее страны.

ВЕДУЩИЙ: Мы видим, как они «заботятся» о детях. Вон очередной ребенок убил 20 человек только детей. И поэтому говорить…

ДАВЫДОВ: А вот это тоже проблемы, связанные…

ВЕДУЩИЙ: Связанные с Интернетом напрямую, безусловно.

ДАВЫДОВ: …связанные с Интернетом и с играми.

ВЕДУЩИЙ: «Стрелялки», да, конечно. Немножечко вернемся назад. Когда были введены запреты, появились и списки запрещенных сайтов. Вот здесь какова ваша позиция? Насколько я понимаю, вы тоже были активными сторонниками этой идеи?

ДАВЫДОВ: Лига безопасного Интернета - вообще один из основных разработчиков этого закона. Мы очень долго вынашивали эту идею и очень трудно пробивали, и считаем, что это одно из наших главных достижений. Действительно, это очень важный закон для страны. Важный почему? Во-первых, он важный политически, потому что мы сделали первый шаг на пути построения информационного суверенитета. И второе - это защита детей и защита всего населения от негативной информации. По важности, конечно, это первый элемент, самый первый, самый важный. Потому что действительно создана система и создан механизм, который позволяет достаточно эффективно удалять вредную, запрещенную информацию с интернет-сайтов. Мы видим, что закон работает, что закон работает эффективно, что на более чем 20 тысяч заявок, обращений о включении в черный список было всего лишь две ошибки, которые были исправлены очень оперативно. И мы видим, что действительно идет процесс по удалению такой вот информации. То есть мы видим, что постепенно информационное пространство очищается. И это самое важное, потому что, действительно, как выпустить ребенка на улицу, если по улице льются огромным потоком нечистоты? Его просто смоет этим потоком. Мы сделали так, чтобы вот этот поток, он стал просто ручейком.

ВЕДУЩИЙ: Чтоб больше, чем по щиколотку, не испачкаться.

ДАВЫДОВ: Можно пройти и испачкать ботинки или брюки, но он не смоет и не унесет ребенка.

ВЕДУЩИЙ: Это, что называется, с той стороны экрана компьютера. А что по эту сторону? Что вы придумали такого, что после этих 45 минут общения в игровой форме может заставить ребенка… делать что? Как он начнет чувствовать опасность?

ДАВЫДОВ: Именно уникальность этих методик и уникальность этого урока, и помогали в подготовке этого урока лучшие учителя города Москвы… Дело в том, что ребенку же важно в игровой форме, не напугать его, то есть о страхах и об опасностях мы вообще не говорим…

ВЕДУЩИЙ: Потому что фильмы ужасов, триллеры, они же страшно популярны.

ДАВЫДОВ: …мы говорим, как вести себя в той или иной ситуации. Мы показываем модели правильного поведения и эти модели правильного поведения закрепляем. Если вы столкнулись с таким-то поведением, например, если вдруг вы начинаете получать оскорбительные записи на своей стене в социальной сети или вы начинаете получать их на электронную почту, на любое из средств коммуникации, сыплются просто потоком оскорбления, что делать в этой ситуации? И в игровой форме ребенок сам находит пути наиболее оптимальные. И главная задача ведущего этого урока, киберполицейского или учителя, показать, как можно вести себя в той или иной ситуации. Потому что если пожар, то открыли дверь и по пожарной лестнице побежали к выходу.

ВЕДУЩИЙ: Или, наоборот, закрыли дверь. Мне недавно рассказал как раз один из руководителей московского МЧС, как спаслись корейцы во время пожара в гостинице «Россия», того знаменитого, конца 1970-х годов. Они просто приперли матрасы к дверям, смочили полотенца. Те уроки по правилам безопасного существования, которые проводятся в южноазиатских странах, спасли их - в отличие от других, которые, к сожалению, тогда выпрыгивали из окон и погибали.

ДАВЫДОВ: Да. И здесь задача именно показать детям эти пути, дорожки. Как в самолете, когда выключено всё освещение, а аварийное освещение включается, оно показывает направление движения. Вот здесь то же самое. Мы должны детям показать это направление движения, что нужно делать, если вдруг вы сталкиваетесь с мошенниками. Причем мошенники на этих уроках, они такие карикатурные, естественно, и в случае, если ребенок сталкивается с ними в реальной жизни, во-первых, он будет к ним относиться как к карикатурным, не будет их представлять какими-то страшными существами, а во-вторых, ребенок будет знать, что нужно делать, он будет знать, куда можно обратиться, куда можно пожаловаться. Что первые, кому ребенок должен об этом сообщить, это родители, потому что родители должны принимать решение, и дальше родители должны сообщать в правоохранительные органы, сообщать администрации социальной сети или администрации ресурса, на котором ребенок подвергся оскорблениям.

Дети должны знать, что нельзя ходить на встречи с незнакомцами. Вы знаете, у меня перед глазами пример американский. Есть американская девочка, которая пострадала от такого вот виртуального насильника. Она пришла на встречу с интернет-незнакомцем, он ее похитил и измывался над ней где-то две недели, и его нашло ФБР. Девочку спасли. Она проходила очень долго курс реабилитации. И вот после этого она решила посвятить свою жизнь тому, чтобы ездить по американским школам и на своем личном примере рассказывать детям, как вести себя не надо. То есть она ездит и рассказывает старшим школьникам, как это опасно. Когда ребенок, да и любой человек, видит перед собой живой пример, он понимает, что лучше так не делать. Конечно же, вот эти уроки интернет-безопасности направлены на детей различных возрастных категорий. То есть пятиклассникам нужно показывать карикатурных интернет-преступников. А если мы говорим о девятиклассниках и даже десятиклассниках, то там, конечно же, уровень диалога должен быть совершенно другим. Но там вопросы, которые касаются больше экономической безопасности, потому что многие уже начинают пользоваться электронными деньгами или имеют возможность взять родительские средства платежные, те же самые банковские карты, и с помощью этих карт обогатить мошенников. Как раз на наших уроках младшим детям рассказывается, иногда в такой доброжелательной, смешной форме, иногда в форме стихов, о том, как правильно себя вести.

ВЕДУЩИЙ: Я помню, когда я служил в армии, был в увольнении, и в каком-то кафе ко мне подсел человек и стал предлагать пойти к нему в гости, познакомиться как мужчина с мужчиной. Я не пошел. Прошло несколько лет, и я понял, что это было (а тогда не подозревал), и подумал: боже мой, какое счастье, что не пошел! А сегодня мой сын, которому 12 лет, без конца мне задает вопросы, касающиеся сексуальных меньшинств. То есть количество информации, которую они вытаскивают из телевидения, из каких-то сериалов, которые идут в дневное время на тех телевизионных каналах, где идут и вполне себе семейные сериалы, просто зашкаливает. И я не понимаю, хорошо, что они так много знают про сексуальные меньшинства, про то, про другое, про третье, или, может быть, было бы лучше, чтобы какую-то информацию люди получили позже. Или вы считаете, пусть лучше узнают раньше и в этом смысле будут защищены?

ДАВЫДОВ: Конечно, чем позже, тем лучше. Очень многие поборники свободы распространения в Интернете информации говорят, дайте свободный доступ детям к информации, ведь они все равно потом с этим столкнутся. Но если дети сталкиваются с этим потом, когда им, например, 15, 16, 18 лет, это уже и не совсем дети, это люди с окрепшей психикой. А ребенок, которому 7, 8, 9, 10 лет, который сталкивается с порнографией, для него это страшнейший удар по психике.

ВЕДУЩИЙ: То есть нужно раньше?

ДАВЫДОВ: Нет, нужно позже, намного позже.

ВЕДУЩИЙ: Но так невозможно сегодня. Человек, который пользуется Интернетом, про порнографию знает всё просто потому, что на всех сайтах, которые являются файлобменникам, и на всех сайтах, на которых смотрят и «Сплетницу», и прочие сериалы, и «Шерлока Холмса», и всех «докторов хаусов», вместе взятых, на них на всех есть реклама именно порносайтов.

ДАВЫДОВ: Да. Вы заметили, что эта реклама порносайтов, она бывает только в российской зоне? На иностранных файлобменниках-форумах вы рекламу порнографии не увидите.

ВЕДУЩИЙ: Что с этим делать?

ДАВЫДОВ: Эта проблема вообще очень просто решается. Потому что тех людей, которые занимаются продвижением вот этих баннеров, тизеров и баннерообменных сетей, их считанное количество. На самом деле необходимо пригласить таких руководителей, менеджеров, владельцев этих баннерообменных сетей один раз в Министерство внутренних дел и просто переговорить, обсудить эту проблему и сообщить о том, что такая реклама на баннерах распространяться не должна, что порнографии на баннерах быть не должно.

ВЕДУЩИЙ: Да, потому что мы ограничили рекламу спиртного в Интернете, а вот это почему-то продолжается.

ДАВЫДОВ: И я замечу, что, может быть, кто-то и не знал, с 1 сентября уточнено понятие порнографии. И с 1 сентября достаточно легко правоохранительные органы могут привлекать к уголовной ответственности за распространение именно порнографии, это 242-я статья Уголовного кодекса. И насколько мне известно, правоохранительные органы как раз и получили установку выявлять и возбуждать уголовные дела по фактам распространения порнографии.

ВЕДУЩИЙ: Денис, я помню, как нынешний министр культуры Владимир Мединский был одним из авторов ныне действующего и принятого давно уже закона о рекламе. И по этому самому закону машины с рекламой, которые стоят в разных углах столицы, около Белорусского вокзала и так далее, - это нарушение закона, за это можно привлечь, и довольно серьезно. И это, тем не менее, не мешает ни одной из этих машин находиться в этих местах на протяжении месяцев и лет, никто их не убирает, никто этим не занимается.

ДАВЫДОВ: Это просто вопрос адекватного действия. Должен быть кто-то, кто просто придет и сделает. Вот Лига безопасного Интернета - это одна из таких структур, которые приходят и делают. Поэтому мы точно займемся решением этой проблемы. И я уверен, что сделаем. Потому что на самом деле всем известно, что 80% результата дают 20% усилий. То есть не так много нужно предпринять усилий для того, чтобы добиться осязаемого результата. И еще одна важная мысль и важная вещь, общество не должно оставаться равнодушным. Если видит кто-то, что распространяется порнография, вредоносный баннер, об этом можно уже сейчас сообщить в Лигу безопасного Интернета, и мы сделаем все для того, чтобы такая информация распространяться перестала, а те люди, которые распространяют такую информацию незаконно, были привлечены к уголовной ответственности. Но с этой бедой мы одни не справимся. Мы ориентируем наших кибердружинников на поиск, на выявление такой информации. И важно, чтобы каждый взрослый, каждый родитель понимал, что от него тоже что-то зависит, потому что вопрос очищения и оздоровления нашего информационного пространства, он наш общий. И мы сможем решить этот вопрос только сообща.

ВЕДУЩИЙ: Конечно, вопрос главный, мы о нем уже говорили, это педофилы, которым сегодня дают 6-8 лет лишения свободы. И вот по детской порнографии в этом году было возбуждено 309 дел. Вы как-то считаете, сколько из них возбуждено с вашей подачи, и вообще сколько, на ваш взгляд, их должно быть возбуждено, имея в виду ваше прекрасное знание о том, что творится в Интернете?

ДАВЫДОВ: Да, наша заслуга, конечно же, в этом есть. Мы информацию передали в Министерство внутренних дел. По этой информации возбуждено 147 уголовных дел.

ВЕДУЩИЙ: 50% почти.

ДАВЫДОВ: Это информация, которая была собрана нашими кибердружинниками и которую мы обработали и передали в правоохранительные органы. Иногда получается так, что для того, чтобы было возбуждено то или иное уголовное дело, необходимо вмешательство чуть ли не министра внутренних дел, или начальника Бюро специальных технических мероприятий, или руководителя Следственного комитета. В чем дело? Если посмотреть очень пристально на эту проблему, мы понимаем, что люди, которые распространяют детскую порнографию, это люди, которые причастны в той или иной степени к совершению сексуальных преступлений в отношении детей. Вот эта цифра в 300 уголовных дел, она, на наш взгляд, реально составляет - потому что это высоколатентная категория преступлений, - составляет цифру на несколько порядков больше, если взять по стране, или на один порядок, наверное, все-таки, потому что очень большая проблема касается детских домов и детских учреждений, где дети, которые и так остались без родителей, которые и так страдают, они подвергаются сексуальной эксплуатации со стороны руководителей этих детских учреждений, сотрудников. Затем это всё снимается, продается, потому что есть потребители этой информации. Потребители, как правило, находятся за рубежом и пользуются российским законодательством, потому что, например, в России хранение детской порнографии не является преступлением.

ВЕДУЩИЙ: Почему? Хранение наркотиков - это является преступлением.

ДАВЫДОВ: Во всем мире хранение детской порнографии является преступлением, только не в России.

ВЕДУЩИЙ: Ну да, мы помним историю таиландскую.

ДАВЫДОВ: И это странно, по меньшей мере. Насколько мне известно, в июле депутаты Государственной Думы внесли законопроект, который устанавливает как раз уголовную ответственность за хранение детской порнографии. Но что-то как-то с ним всё очень туго.

ВЕДУЩИЙ: Вот есть такой урок москвоведения, который проходит каждый год в День знаний, 1 сентября. Как вы предполагаете, уроки интернет-безопасности какое место должны занять в школьной программе, насколько регулярно и в каких классах, и должно ли это стать обязательной частью уроков по информатике, программы по информатике?

ДАВЫДОВ: Вопросы интернет-безопасности и вообще, если смотреть более широко, медиаграмотности, сетевой культуры, они должны быть включены в федеральный образовательный стандарт. Это очевидно, потому что Интернет - это достаточно большая часть нашей жизни. И Российская Федерация с ее 70 миллионами пользователей Интернета находится на первом месте среди европейских стран по количеству интернет-пользователей. Это количество будет расти. И, конечно же, очень важно уделять пристальное внимание этому с первого класса. Начиная с первого класса необходимо детям рассказывать о том, как правильно пользоваться Интернетом, о том, что оскорблять друг друга в Интернете нельзя, о том, что такое хорошо и что такое плохо. И действительно нужно не сосредотачиваться на уроках информатики, потому что достаточно большую часть информации можно давать на уроках ОБЖ, на уроках обществознания. То есть каждая дисциплина должна что-то вносить, должна давать знания об Интернете. На уроках информатики - это технические знания, знания о том, как устроена сеть. На уроках ОБЖ - о том, как вести себя безопасно.

ВЕДУЩИЙ: А вам не кажется, что в принципе можно было бы установить какие-то границы? Может быть, было бы правильнее, чтобы с Интернетом школьники знакомились не в 5, 6, 7 лет, а, например, с 3-го класса, в 9 лет?

ДАВЫДОВ: Это очень сложно, практически невозможно. Потому что я вижу по своим четырехлетним, трехлетним и младше, они уже стремятся к информации, они уже пользуются планшетами, и им интересно быть в Интернете, то есть они знают, что можно в Интернете смотреть мультфильмы, например, или можно с помощью Интернета загрузить приложение с какими-нибудь раскрасками. Технологии достаточно глубоко проникают в нашу повседневную жизнь.

ВЕДУЩИЙ: Это потому, что мы не знаем всех опасностей. И если, например, спустя некоторое время мы поймем, что опасностей на самом деле намного больше, чем того положительного, что получают, то мы поймем, что мы сегодня сродни тем дикарям, которые не понимали, что в курении есть вред, и детям тоже давали курить, когда не знали, насколько это опасно. И сегодня мы в этом отношении мало чем отличаемся от тех самых диких племен африканских, которые еще не знают всех вредных сторон этих самых плодов цивилизации.

ДАВЫДОВ: Думаю, что этот вопрос нужно поисследовать еще и поизучать, именно о влиянии Интернета и информационных технологий на детей. Если авторитетные ученые однозначно скажут, что это очень вредно для развития ребенка, для развития его мозга, для развития его психики, то, конечно, нужно будет ограничивать общение ребенка с Интернетом.

ВЕДУЩИЙ: Но пока хотя бы начать с интернет-безопасности?

ДАВЫДОВ: Да.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, что вы будете считать положительным результатом этих своих уроков? Можно ли из одного урока вообще какую-то пользу извлечь?

ДАВЫДОВ: Из одного, конечно же, нет. Вообще интернет-активность, она предполагает некое тестирование и определение уровня знаний. То есть, проведя только один урок общемосковский, мы поймем, как усвоили информацию дети, в каком округе Москвы знания об Интернете и о безопасности в Интернете, о том, как вести себя в Интернете, более глубокие, а в другом более поверхностные. Может быть, мы увидим какую-то статистику, которая нас впечатлит, или поразит, или удивит. Но тем не менее сбор такой информации статистической позволит нам видеть в динамике процесс изменения отношения детей к интернет-безопасности, интернет-грамотности. И наша основная задача, вот что будет на выходе - на выходе мы увидим, что это должны быть дети, которые знают, что общаться в Интернете нужно точно так же, как и в обычной жизни, что оскорблять друг друга - это плохо, что Интернет - это точно такая же среда, как и наша обычная жизнь.

ВЕДУЩИЙ: Понятно. Хотя пока что меня больше потрясают другие показатели, другие данные, которые уже известны, что 73 с лишним процента родителей не знают и не подозревают о том, что их дети получают доступ к нежелательному контенту. что 43% детей смотрят сцены насилия. Надеюсь, что после ваших уроков эта статистика будет меняться. Спасибо, что пришли.

Маяк. Москва. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация