Ушел из жизни Гюнтер Грасс
На 88-м году жизни ушел Гюнтер Грасс. Он стал первым немецким писателем после Второй мировой войны, который был удостоен международного признания. Среди его самых известных произведений - «Данцигская трилогия». В 1999 году Грасс получил Нобелевскую премию - с формулировкой: «Его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории». Последний роман Грасса – «Слова Гримм» - вышел в 2010 году и не был переведен на русский язык.
На его долю выпала война, американский плен, работа на рудниках. Сразу после Второй мировой Грасс поступил в Дюссельдорфскую академию искусств, затем посещал институт изобразительных искусств в Берлине. Занимался живописью, графикой, скульптурой. Уже став известным писателем, продолжал рисовать, часто оформляя обложки собственных книг. Кстати, по его эскизам была создана Национальная немецкая книжная премия. Литературный дебют Грасса состоялся в 1955 году – он писал стихи и абсурдистские пьесы. Почти молниеносно известным за пределами Германии Грасс стал в 59-м – после выхода романа «Жестяной барабан», в котором описал свое детство. «Под местным наркозом», «Из дневника улитки», «Камбала» – бестселлерами становились почти все его произведения. Многие книги Грасса были о войне. В 1944 году – в 17 лет – он был призван на службу в войска СС. Грасс впервые рассказал об этом в только 2006-м, что привело к большому скандалу и дискуссии в обществе. Ответ был истинно писательским. Грасс опубликовал автобиографическую книгу «Луковица памяти», рассказывавшую о том непростом страшном времени. Он вообще не боялся касаться больных для истории Германии тем, говорил то, что думал и чувствовал. Часто выступал с резкими политическими суждениями. Трепетно Грасс относился к тому, как прочтут его книги люди других языков. Переводчик Борис Хлебников познакомился с Грассом в конце 80-х, с тех пор перевел не одну его книгу.
«С 77-го у Грасса была традиция - написанную рукопись он рассылал своим переводчикам, те читали, готовились. Затем встречались с автором. На протяжении недели книгу от первой страницы до последней читали все вместе с автором, и он сам читал много вслух. Потом были бесконечные разговоры о книге. Это все продолжалось по 20 часов в сутки, он был неутомим», - вспоминает переводчик Борис Хлебников.
В своем творчестве Гюнтер Грасс сумел воплотить и переосмыслить весь XX век – со всем его кошмаром апокалиптических социальных потрясений. На одной из публичных встреч в Москве он сказал: «Мы, писатели, не просто современники своей эпохи. Сама профессия заставляет нас осмысливать и прошлое». В 2013-м Грасс заявил, что больше не будет писать романы: закончить ещё одно большое произведение, работа над которым занимает пять-шесть лет, ему не позволят возраст и здоровье. С тех пор его главным занятием вновь стали любимые акварели.