Лучшие работы Гелия Коржева впервые собраны в единой экспозиции в Третьяковской галерее
В Третьяковской галерее на Крымском валу открывается выставка работ Гелия Коржева. Идея ретроспективной экспозиции возникла давно, но как именно представить творчество мастера современному зрителю – стало понятно только сейчас. Эту выставку уже называют одним из самых острых и парадоксальных проектов года.
Один из главных мастеров советского соцреализма, автор серии удивительных картин на библейские сюжеты, создатель ужасающих памфлетов в духе Гойи. Кажется, это не может быть один и тот же художник. Но Гелий Коржев оставил очень противоречивое наследие. Впервые лучшие картины живописца собрали в единую экспозицию. Здесь и знаменитый триптих «Коммунисты» – образы, которые пережили свое время.
«В поздние годы он уже говорил, что цвет знамени для него не имеет значения. Это может быть знамя любой страны. Если человек считает возможным перед смертью поднять его и донести до своих последних минут – значит, это выбор этого человека и показ его», – рассказывает куратор выставки Наталья Александрова.
Гелий Коржев отказался от так называемого «соцреализма с аплодисментами» в пользу настоящей правды жизнь.
В шестидесятых он напишет целую серию картин «Опаленные огнем войны».
«Здесь в образе строго солдата он изобразил своего отца – известного архитектора – конструктивиста Михаила Коржева. А девочка – это его дочка Ирина, – показывает генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – Это не пафосные плакатные образы, это переживание того, что было. И именно поэтому многие из этих образов связаны с близкими для художника людьми».
В масштабных полотнах, будто вся история XX века: битвы, прощания, раны и, наконец, – возрождение. О создании самой известной картины из цикла сам художник рассказал незадолго до смерти в 2010 году: «У нас был педагог с обгоревшим лицом. Танкист. Мне казалось, что это и есть в какой-то мере лицо войны. Вообще за эту картину мне попало довольно здорово. И я помню, как какой-то генерал на обсуждении выставки кричал: "Что мы будем солдат воспитывать вот на этом обгоревшем парне?"».
В каждой картине видно, что мастер любил страну и жил ее драмами.
В середине восьмидесятых картины Гелия Коржева и вовсе стали страшными. Предчувствие распада СССР и страшная, сумбурная реальность девяностых отразились в фантасмагорическом цикле «Тюрлики». Большинство картин посетители выставки увидят впервые.
Совсем другой Коржев в нежном, лирическом цикле «Дон Кихот». Черты одинокого рыцаря разглядел в своем отце.
А вот автопортреты художника – глубоко трагичны.
«На развалинах советской власти он изображал себя как трубача, а другие трубачи – это скелеты, черепа. А он продолжает дудеть в свою трубу, он не отказывается от идеалов своей молодости. Хотя все прекрасно понимает, об этом говорят его библейские циклы», – отмечает заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский.
Третьяковская галерея представит работы Коржева из собственной коллекции, Русского музея и частных собраний США.
Выставка «Гелий» – это совершенно новый взгляд на советского художника, экспрессивная живопись которого кажется сегодня невероятно современной.
Читайте также:
Сегодня в Третьяковской галерее открывается масштабная выставка Гелия Коржева
Открытию выставки Гелия Коржева был посвящен эфир программы "Наблюдатель" 22 марта 2016 года>>>