В ГМИИ им. Пушкина реставрируют скульптуру работы Донателло
В Пушкинском музее международная команда реставраторов работает над восстановлением шедевров итальянского Ренессанса, пострадавших в годы Второй мировой войны на территории Германии. Репортаж Станислава Анисимова.
Бронзовую скульптуру Иоанна Крестителя работы Донателло восстанавливали по ее гипсовой копии из коллекции Пушкинского музея. В фонд перемещенных ценностей она поступила сразу после Великой Отечественной Войны.
«Эти предметы поступили в ГМИИ летом 1946 года, когда в Москву приехал поезд из Берлина, так называемый Берлинский эшелон», ‒ рассказал хранитель фонда скульптуры ГМИИ им. Пушкина Василий Расторгуев.
В этом поезде в столицу привезли трофейные произведения искусства. В самом начале войны власти Берлина перевезли музейные фонды в многоэтажный бункер парка Фридрихсхайн. Однако уберечь шедевры из коллекций немецких музеев не удалось. В бункере произошел пожар. Историки и искусствоведы до сих пор не решаются оценить масштаб потерь. Василий Расторгуев объясняет: «Мы говорим об огромных полотнах Караваджо, Рубенса, Луки Синьорелли, все эти предметы достаточно классические для тех, кто изучал искусство, писал книжки и публиковал их, вдруг перестали существовать».
Под слоем пепла советские военные и археологи собирали уцелевшие произведения. Работа Донателло пострадала серьезно, в Москву ее привезли по частям.
«У нее отсутствовали обе ноги, не было правой и левой руки, а также отсутствовал фрагмент плаща. Все эти десятилетия она пролежала в специально изготовленном ящике», ‒ говорит заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ им. Пушкина Игорь Бородин.
Для уточнения методики реставрационных работ скульптуру Донателло отправили в Курчатовский институт. После анализа состава металла специалисты-реставраторы приняли решение укрепить работу. Для этого изготовили поддерживающую конструкцию. Две опоры ‒ в ногах, третья ‒ в плаще. Правая рука и обе ноги оригинальные, они нашлись в фондах музея. А вот плащ Иоанна Крестителя обнаружить так и не удалось. Его пришлось восстанавливать заново.
«Плащ снимался при помощи формы из искусственного каучука, он называется пантэласт. Он мягкий и находится в гипсовом коробе для того, чтобы сохранить его пространственную скульптуру», ‒ пояснил художник-реставратор Михаил Тулубенский.
Как результат ‒ статуя Иоанна Крестителя вновь имеет тот облик, который можно было представлять только гипсовой копии. Оригинал Донателло планируют включить в основную коллекцию Пушкинского музея. А пока его можно будет увидеть на выставке, которая открывается в сентябре.