"Тишина. Посвящение Эдит Пиаф". Спектакль Летней школы СТД увидели в Москве
Выпускники Международной летней школы СТД показали в Москве спектакль «Тишина. Посвящение Эдит Пиаф». Авторы постановки называют ее «сказкой для взрослых». Репортаж Анны Галинской.
Спектакль начинается будто бы на улице. Длинный коридор ‒ словно переулок в Париже, где выступала Эдит Пиаф. С микрофоном ‒ не по росту, но с огромным желанием петь, ведь самым страшным для нее была тишина ‒ не просто конец мелодии, но всей жизни. Спектакль-посвящение, рассказанный без слов. Но не в полной тишине ‒ под чириканье воробьев. Пять птиц ‒ пять главных мужчин в жизни Пиаф, и она сама ‒ вот и вся труппа. Это студенты Летней школы СТД, живущие в разных городах и собравшиеся вместе ради «Тишины». Спектакль показали впервые в 2016-м, еще в школе.
«То, что было в школе ‒ всего лишь прикосновение к ней, попытка ее почувствовать или ощутить: кто она для нас, интересна ли она нам. Сейчас у нас меньше людей, и мы можем глубже почувствовать ее», ‒ поделилась актриса Регина Хабибуллина.
«Я немножко боялся, кто сегодня в XXI веке помнит о ней, кому она интересна ‒ этот маленький воробышек. Оказалось, что ребятам она близка. Они знают ее песни, знают судьбу из ее дневников ‒ тонкие вещи подмеченные, которые стали сюжетом для нашей истории», ‒ рассказал режиссер Борис Константинов.
Борис Константинов ‒ главный режиссер Театра кукол Образцова ‒ во всех своих постановках склоняется к жанру сказки. Поэтому здесь ‒ тоже много выдуманного, загадочного, все-таки главное ‒ реальная жизнь Эдит Пиаф, ее взаимоотношения с отцом, мужем, продюсером, ее страсть к музыке и пению, и главные рассказчики ‒ это воробьи.
«Действительно, интересно наблюдать, когда ты как актер, который привык сам играть, вдруг понимаешь, что тебя нет, а есть воробей, и он намного интереснее, чем ты», ‒ признался актер Денис Казандайкин.
Драматическим актерам нужно было найти общий язык с куклами. Репетировать начали сразу после новогодних праздников. Эрик Дасни своего воробья впервые взял в руки 3 января. Не выпускает до сих пор.
«Первые два-три дня было гораздо сложнее понять, что тут двигается, и как это работает, потому что первое время я сам начинал дергаться, и кукла пропадала, я уже был. Но постепенно я себя ставил на задний план, кукла ‒ на переднем», ‒ пояснил актер Эрик Дасни.
В пространстве парижского кабаре «Жернис» обстановка камерная. Зрителей ‒ не больше 40 человек. Поэтому печальный, а иногда и страшный рассказ о жизни и смерти Эдит Пиаф воспринимается как что-то очень личное. Этот спектакль ‒ синтез театра кукол, пантомимы, музыки и танца, а еще встреча студентов спустя несколько лет после их выпуска.