Результаты экспертизы условий экспонирования картин Рерихов на ВДНХ
После того, как музей Николая и Святослава Рерихов переехал на ВДНХ, представители общественных организаций стали выражать беспокойство по поводу условий, в которых хранятся и выставляются картины. Министерство культуры провело экспертизу. О ее результатах сообщили на пресс-конференции. На ней побывал Антон Николаев.
В тринадцатом павильоне на ВДНХ в советские годы располагался павильон «Армения», затем «Здравоохранение СССР». Весной этого года сюда переехал музей Рерихов. Несколько недель назад общественные организации, обеспокоенные сохранением наследия Рерихов, выразили претензии. А сегодня на встрече с представителями Министерства культуры смогли сделать это лично. В музее, по их словам, отсутствует система пожаротушения, а также не соответствует норме температурно-влажностный режим.
«Стена перемежается огромными оконными проемами, прикрытыми небольшим слоем гипсокартона. И картины висят на стекле. Где, в каком музее это возможно?» – спрашивает председатель общественной организации Елена Ещенко.
В ответ на обращение общественных организаций была создана экспертная комиссия для мониторинга температурно-влажностного режима.
«Здесь поддерживаются довольно ровный климат – около 18 градусов и влажность – около 40 процентов. Чуть больше, иногда чуть меньше. Да, этот параметр не соответствует нашей любимой музейной инструкции 85-го года, где указана влажность 50 процентов, но это не является большой проблемой», – говорит директор Государственного научно-исследовательского института реставрации Дмитрий Антонов.
Еще одна претензия – гардероб в новом музее Рерихов расположен в непосредственной близости от картин. Среди недостатков назвали и такой. «Здесь постоянно идет конвенция. Вам любой физик, даже просто специалист, зайдя сюда и побыв здесь, скажет, что этот воздух распространяется и заходит в галерею с картинами», – пояснила заместитель председателя общественной организации Натэла Хубулава.
«На случай каких-то погодных катаклизмов – завтра, например, минус 50 в Москве – мы примем тогда необходимые решения, мы переместим те вещи, те картины, которые будут находится в тех потоках, несуществующих сегодня, теоретических. Мы не допустим никакого вреда для наследия Рерихов. Я хочу, чтобы вы понимали отчетливо, что мы несем ответственность за свои собственные федеральные музеи. Почему вы считаете, что только общественность беспокоится об этом, а государство абсолютно не беспокоится об этом?» – добавила статс-секретарь-заместитель министра культуры РФ Алла Манилова.
Собрание картин Рерихов принадлежит музею Востока. В павильон на ВДНХ полотна разместили после того, как усадьба Лопухиных, которую музей Рериха занимал до этого, была передана ГМИИ имени Пушкина.
Антон Николаев