"В его музыке всегда кислород". Вспоминая Фаустаса Латенаса
В Вильнюсе на 65-м году скоропостижно скончался литовский композитор Фаустас Латенас. Он много писал для кино и театра. Эймунтас Някрошюс и Римас Туминас считали его полноправным соавтором своих спектаклей. В Вахтанговском, где композитор много работал, его музыку называют «голосом театра».
Непривычная тишина сегодня в Театре Вахтангова, такую сам Фаустас Латенас именовал «страшной» и всегда помогал актерам заполнить ее.
«Он не был композитор, который пришел на репетицию и ушел, он был всё время здесь, даже когда он был в Литве, он был всё время здесь», - заявил народный артист России Владимир Симонов.
«Вот буквально перед отъездом в Литву он написал такую музыку ироничную, похоронную», - отметил режиссëр Уланбек Баялиев.
Музыка в его жизни началась с народных литовских песен и звуков аккордеона. Фаустас Латенас из простой семьи: мама - медсестра, отец - шофер. С первого класса он учился в небольшом литовском городке Заросай будущему мастерству на французских, итальянских, польских мелодиях для аккордеона. Их потом уже можно будет уловить в его композициях.
«Все спектакли последнего времени, которые поставил Римас Туминас, были в компании с Фаустасом, они были запоминающиеся. Музыка…до сих пор у меня звучит музыка из спектакля «Царь Эдип», музыка рока, такое ощущение надвигающейся катастрофы», - заметил народный артист России Евгений Князев.
«Он очень чувствовал воздух вокруг, удивительным образом чувствовал ситуацию, вот эта его интуиция, его чувствилище невероятное было», - поделился главный режиссёр Театра им. Вахтангова Юрий Бутусов.
Он работал для кино и театра, наполнил звучанием более 200 спектаклей. Это было сотворчество, основанное на глубоком понимании и глубинной интуиции. О значении своей музыки в театре не говорил серьезно.
«Для чего режиссеру твое мнение, он ставит спектакль, а ты только один из этих помощников, а если ты это сделал так, что на тебя обратили внимание - это хорошо», - говорил композитор.
Хотя много работал для Някрошюса, пытался отойти от его глобальной серьезности, заявляя, что в литовской деревне философом никогда не станешь. В своих композициях скорее стремился к реальности и использовал шорох платьев, звон посуды, шум движения - то, что называют атмосферой.
«Оно существует все время, мы и по жизни вот тут сидим и тут слышим, как что-то за окном бренчит, и уже на нас действует, так и зрителю, иногда даже не чувствуешь, что лежит красивый аккорд, еще что-то», - отмечал музыкант.
«Перед своим отъездом Римас мне показал два диска, сказал, вот это мне передал Фаустас уже с музыкой к «Войне и миру», так что мы с вами, я надеюсь, услышим, к сожалению, уже больше не увидим Фаустаса, но музыку его в спектаклях театра мы услышим», - заключил директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок.
Творчество Фаустас Латенас называл тайной и сочинял дома только тогда, когда его никто не видит. И, как говорят его коллеги, в его музыке всегда был кислород, которого часто теперь не хватает, и много степеней свободы для главного адресата - слушателя.