"НЭП: хлеба и зрелищ!" – выставка в петербургском Музее театрального и музыкального искусства
"НЭП: хлеба и зрелищ!" – выставка в петербургском Музее театрального и музыкального искусства. О лёгких жанрах, эстрадных антрепризах и частных театрах 20х -30-х годов – Екатерина Грициенко.
Выставочные стенды оформлены как витрины магазинов. 1921 год. Большевики принимают Новую экономическую политику. В стране снова продают и покупают. Пышным цветом расцветает эстрада. Предприниматели открывают частные театры. А в 1928 году в Ленинграде появляются мюзик-холлы, где искусные конферансье объединяют танцевальные, вокальные и цирковые номера.
"В конце 20-х годов появляется, наконец, наша советская первая оперетта, которая была представлена советскими композиторами, один из них Николай Стрельников, которого мы знаем меньше, а второй – Исаак Дунаевский, которого мы знаем просто все", – пояснила куратор выставки Елена Грушвицкая.
Чтобы завлечь нового зрителя, оперетту ставили и в Малеготе – Малом оперном, теперь Михайловском театре. Значительная часть репертуара – классические и современные музыкальные комедии. В них всё – политические параллели, буффонада, броские декорации, непредсказуемая режиссура. А в 1928 впервые показали джазовую оперу "Джонни наигрывает". Конечно, спектакль вызвал фурор. Мультипликационные фрагменты и кинокадры – такая интеграция в театральную среду и сейчас может удивить. Что говорить о всевозможных технических экспериментах почти столетней давности.
"Это разводной мост, который реально на сцене разводился. На сцену выезжал настоящий автомобиль, на сцену выезжал настоящий локомотив. Одна из интриг строилась: там герой хотел покончить с собой после измены возлюбленной. Но он слышал песню, которую она поет по радио. То есть там было настоящее радио", – поделилась куратор выставки Ольга Краева.
Из-за потертых стекол смотрят на зрителей куклы – это нэпманки и нэпманы – с невозмутимыми лицами новых господ. Впрочем, время веселых и предприимчивых вскоре завершилось.
Конец прекрасной эпохи символизирует балет "Болт" Дмитрия Шостаковича. Постановку запретили сразу после генеральной репетиции в 1931 году. История о ленивом работнике, который хочет совершить саботаж на заводе, рассказана языком экспериментальной хореографии и яркой музыки.
Так говорить на несерьезные темы – например, о вредителях на производстве, было уже нельзя. С окончанием НЭПа запретили и цыганский романс, и уличные песни. В 1937 году мюзик-холлы были закрыты как носители буржуазного искусства. И все же зародившаяся массовая культура никуда не исчезла, а стала основоположницей вполне элитарных жанров.