В Новой Третьяковке проходит выставка художников, которых выселяют из мастерских на Пречистенке
В здании Новой Третьяковки проходит выставка "Мир искусства". В ней приняли участие художники, которые пытаются спасти свои мастерские на Пречистенке и наследие реставратора Саввы Ямщикова. Кому помешал творческий квартал в центре Москвы, разбиралась Ксения Егорова.
Даже такие обширные залы Новой Третьяковки с трудом вмещают весь этот "Мир искусства". Развеска вплотную – более пятисот картин. Портреты, пейзажи, уютные московские дворики. Как эти полотна монументалиста Олега Филатчева – он изобразил свою мастерскую на Пречистенке и близких друзей. Здесь же, на Пречистенке, находилась мастерская реставратора Саввы Ямщикова. Но теперь это наследие под угрозой. Выставка – попытка спасения.
"Место, которое помнит отца, и будет очень, очень жалко... Собирается коллективное письмо, которое подписано многими художниками, деятелями культуры – письмо о том, чтобы спасти этот адрес, который связан с творческой деятельностью Савелия Васильевича", – сообщила Марфа Ямщикова, дочь С. Ямщикова.
Эта история началась зимой этого года. Мастерские в пределах "золотой мили", во дворике Поливановской гимназии, оказались в федеральной собственности. Ранее студиями можно было пользоваться безвозмездно – такую возможность давал город. С первого марта обитателям нашего Монмартра предложили платить коммерческую стоимость. Решения о создании мемориальной студии Саввы Ямщикова до сих пор нет, хотя в гостях у него здесь бывали художники, поэты, писатели: Мессерер, Алимов, Бархин, Ахмадуллина и многие другие. Да и сами исторические корпуса уцелели благодаря Ямщикову, как и многие другие места Москвы.
Дом Палибина – яркий образец московского ампира. Если бы не Савва Ямщиков, этого дома уже бы не было. Здесь хотели сделать его мемориальную комнату, но что-то пошло не так, с тех пор это тоже место несостоявшейся памяти о Савве Ямщикове на карте Москвы. Теперь во дворик не попасть, окна и двери наглухо закрыты.
Боятся той же участи и обитатели Пречистенского дворика, но пока сюда вход свободный. Уже сейчас мастерские художники занимают, получается, нелегально. Ждут от чиновников независимую оценочную экспертизу.
"В принципе это всё будет где-то от 100 до 150-180 тысяч в месяц, в зависимости от размера мастерской. Если мы не будем бороться за сохранение памяти этих людей, то грош нам цена", – заявила заслуженный художник России Елена Болотских.
"Реставратор всея Руси, он также очень любовно относился к иконам, как и к современной живописи. Я считаю, что все музейщики, все коллекционеры, все реставраторы и все люди, которые имеют отношение к культуре, нашей духовной культуре, в этом заинтересованы, обязаны сохранить его память", – отметил коллекционер, искусствовед Валерий Дудаков.
Настаивать на создании мемориальной студии Ямщикова художники всё же будут: коллективные письма и обращения к коллегам как последняя надежда на справедливость и сохранение исторической памяти. Будут ли эти аргументы решающими или маятник качнется в строну прибыли от аренды – решать уже не им, ну а горожане при смене арендатора просто рискуют лишиться открытого для всех гостеприимного московского дворика.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.