85 лет со дня рождения Саввы Ямщикова
Исполнилось 85 лет со дня рождения Саввы Ямщикова. Он был первым в истории реставратором, который получил почетную медаль Российской академии художеств. Он открыл новый жанр русской живописи и спас сотни памятников архитектуры. Из любимого Ямщиковым Пскова – репортаж Ксении Егоровой.
В день рождения реставратора, искателя, хранителя старины, собирателя и просто друга – дом его друзей распахивает двери и показывает не хрестоматийного, а вполне живого Ямщикова.
"Это его пепельницы, спички и чашечки, которыми он перед последними днями своей жизни всегда пользовался, такое чудо нам досталось", – рассказала директор Музея друзей Саввы Ямщикова Марина Лукомская.
Дом – воплощённая мечта Саввы Ямщикова. В прошлом – типография и база пожарного общества. Реставратор всея Руси придумал дом 1840-х годов восстановить, но не успел. Это сделали его друзья – два Валентина: Курбатов и Эльбек. Теперь тут каждый день экскурсии и ещё – гостевой дом.
"Он не мог жить без своих друзей. Мы решили, приехали в музей, здесь все могут всегда остановиться, выпить чашечку чая. На стены повесили картины, которые были подарены Савве Ямщикову. А вот эта у нас самая главная, которую мы очень охраняем и любим – это Великому Савве Ямщикову от архимандрита Алипия", – продолжила Марина Лукомская.
Тот самый архимандрит Алипий Воронов ещё в 70-е во время реставрационных работ в Псково-Печерском монастыре подсказал Ямщикову, где искать и тот обнаружил под слоем копоти древние фрески. Среди них проступил из XVI столетия лик святого Саввы . "Раз Савва, значит, тебе есть смысл поработать здесь", – заключил архимандрит. Ямщиков остался в городе, став для хранителей и реставраторов, в буквальном смысле – лучом света.
"Это лупа с подсветкой. Все реставраторы знают, что это такое, но у нас в самом начале, в 90-е, такого не было. Благодаря Савве Васильевичу удалось получить. Здесь ни разу не приходилось сменить лампу. Реставраторы ему обязаны – он поднял их престиж. Люди поняли, что это не тот, кто сидит и копается, а что это уникальная профессия", – пояснила зав. реставрационным отделом Псковского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Наталья Ткачёва.
Единственный и первый. "Великий Савва" – так полушутя называли его друзья, но в общем это не шутка. Ещё в 70-е и 80-е сделал первые выставки икон, вернув псковичам их собственное древнее искусство. Составил опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР. Увидел то, что ранее не было видно – это всегда про него.
"У него была особая любовь к церкви Бориса и Глеба XII века в местечке Кидекши под Суздалем, которую он мечтал привести в порядок, чтобы она была отреставрирована. Но он ушёл в 2009-м. Когда я стала в 2010 директором музея, то один из первых проектов, которые мы осуществили, это организация температурно-влажностного режима в этом храме, что позволило отреставрировать, найти фрагменты живописи XII века, которые ранее не были известны", – поделилась генеральный директор Псковского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Светлана Мельникова.
Вернул к жизни сотни произведений, открыл жанр провинциального портрета XVIII-XIX столетий. Отыскал и помог вернуть после войны из Германии святыню – икону Богородицы Псково-Покровской, сейчас она находится в Троицком соборе. В целом – подарил всем нам заново русскую провинцию – настоящую, живую, дышащую очарованием старины.
"Он был из тех людей, которые прикипев к какому-либо месту, это и Ярославль, любимый им горячо, это и Кижи, целый ряд других мест, это и Кострома. Он каждый раз возвращался туда, потому что всякий раз для него это была встреча с самим собой", – заметил директор музея-заповедника А.С. Пушкина "Михайловское" Георгий Василевич.
Хоть и вырос в Москве – в бараке на Павелецкой набережной. Кстати, недалеко от семьи Тарковских, всем сердцем любил и защищал Псков, как чистый образец старины. Здесь же и консультировал Тарковского на съёмках "Андрея Рублева".
Так Савву Ямщикова и изобразили. В самом центре Пскова: в руках посох – подарок легендарного директора Пушкинского заповедника Семена Гейченко. Такое вот посвящение в хранители наследия, но ещё и символ странничества – путешествия в пространстве и во времени.
Очарованный странник – Ямщиков похоронен в Пушкиногорье и будто растворен в этих пейзажах.