9 февраля 2024, 18:37 9 февраля 2024, 19:37 9 февраля 2024, 20:37 9 февраля 2024, 21:37 9 февраля 2024, 22:37 9 февраля 2024, 23:37 10 февраля 2024, 00:37 10 февраля 2024, 01:37 10 февраля 2024, 02:37 10 февраля 2024, 03:37 10 февраля 2024, 04:37

О творческих экспериментах Всеволода Мейерхольда

  • Картинка
  • О творческих экспериментах Всеволода Мейерхольда
  • Картинка
    О творческих экспериментах Всеволода Мейерхольда
  • О творческих экспериментах Всеволода Мейерхольда
Мейерхольд-режиссер был открыт не только художественным веяниям своей эпохи, но и техническим: кинематографу, радио. Сами спектакли он ставил в духе времени, а иногда и опережая его.

В поисках новых форм Всеволод Мейерхольд использовал не только театральный язык, но и недавно возникшие медиа. Эта часть аудиовизуального наследия мастера, к сожалению, почти утрачена, но информация о творческих экспериментах сохранилась. Подробности – у Станислава Анисимова.

Мейерхольд-режиссер был открыт не только художественным веяниям своей эпохи, но и техническим: кинематографу, радио. Сами спектакли он ставил в духе времени, а иногда и опережая его. "Опускается интермедиальный занавес и на просцениуме остаются персонажи, которые продолжают вести диалог этой сцены, возникает как бы крупный план. Крупный, средний и общий планы, он этим очень виртуозно пользовался", – рассказывает зав. сектором изучения и публикации наследия Мейерхольда Института искусствознания Вадим Щербаков.

В Госфильмофонде хранится пленка с фильмом Якова Протазанова "Белый орел", в котором Мейерхольд исполнил одну из своих самых больших ролей в кино. А почти за 10 лет до этого он сам снял ленту, которую Протазанов даже цитировал в своих работах. "С большой долей вероятности, кадр с Германом под фонарем, который в свою очередь мы можем легко посмотреть, это пародия-цитата-отсылка к фильму Мейерхольда, который мы посмотреть не сможем", – говорит и.о. заведующего кафедрой истории театра и кино Института филологии и истории РГГУ Артем Сопин.

Речь идет об утраченном фильме 1915 года "Портрет Дориана Грея", рекламные материалы к которому хранятся в музее кино. В главной роли – Варвара Янова. Сам Мейерхольд примерил на себя образ Лорда Генри. Немая лента удивляла нестандартными визуальными находками и световой композицией. "Одно из величайших мейерхольдовских открытий, которое сильно повлияло на его театральную работу, открытие мира музыки, как мира организации ритма", – отмечает Вадим Щербаков.

В 1937-м Мейерхольд работал над постановкой пушкинской "Русалки " для радио. К тексту первоисточника он добавлял свои авторские "звуковые" пометки, а так же указывал в каких местах использовать найденный музыкальный лейтмотив. Аудиозаписи радиопостановок до нас не дошли. Полностью режиссерский сценарий "Русалки" хранится в РГАЛИ.

В этой публикации говорится о телетрансляции спектакля "Горе уму". Было ли это началом сотрудничества с экспериментальным телевещанием, сказать точно, сложно. Но звуковая партитура была проработана еще на этапе постановки в театре. "Мы подбираем актеров, как музыкантов оркестре. В частности, он не хотел чтобы Молчалин говорил высоким голосом, как это традиционно было принято. Он считал, что этот голос должен был быть низкий, бас", – делится музыковед Андрей Устинов.

До наших дней дошла запись реплик из спектакля "Ревизор". Хлестаков – Эраст Гарин. Анна Андреевна – Зинаида Райх. А для съемки в кинохронике Мейерхольд изменил освещение этой постановки и скорректировал мизансцены. Актеры "Ревизора" работают на зрителя по ту сторона экрана. "Актер, по мнению Мейерхольда, работая на театральной сцене, должен знать каким ракурсом он расположен по отношению к зрителю. И всегда учитывать этот самый ракурс: зрительное сокращение и перспективу", – пояснил Вадим Щербаков.

Новые медиа открывали перед Мейерхольдом необозримое пространство эксперимента в области синтетических искусств.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация