Феномен биомеханики Мейерхольда изучают в Галерее на Шаболовке
Музей Театра кукол имени Образцова отмечает 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда выставкой, посвященной его методу – биомеханике. Почему режиссёр должен быть кукольником? – в Галерее на Шаболовке увидела Алия Шарифуллина.
Мысль – движение – эмоция – слово. Именно такой цепочки, по мнению Мейерхольда, должны придерживаться актёры. Главный пункт здесь – второй, благодаря которому дальше и рождаются нужные чувства. Ведь согласно формуле американского психолога Уильяма Джеймса: "мы плачем не потому, что нам грустно, но нам грустно потому, что мы плачем". Мейерхольд хотел добиться от артистов математически точной пластики, и не надо "выпаливаться" до конца. "Зритель должен вечно ждать, что актёр вот-вот сорвётся, как ходят в цирк смотреть укротителя зверей: когда же его съедят". "На нашей выставке мы хотели рассмотреть феномен биомеханики в двух театральных измерениях – живой актёр и кукла. Очень много таких параллелей, узловых, смысловых точек. Например, Мейерхольд говорит, что когда работает кончик носа, работает всё тело. На самом деле, это главный принцип работы театральной куклы на сцене", – рассказывает куратор выставки Юлия Балдина.
Когда актёр начинает владеть своим телом в пространстве, он постигает прелести сценического ритма и хочет игры. Биомеханика – это и есть набор упражнений, помогающий актеру добиваться "выверенности" движений. Примером максимальной выразительности Мейерхольд указывал куклу Бибабо. Надетая на пальцы рук, она при одной и той же застывшей мимике может показать и радость, с распростёртыми руками, и печаль в опущенной голове. Мейерхольд хотел не превратить актёра в марионетку, как многие считали тогда, а раскрыть перед ним новые художественные горизонты. Его влекла не театральная кукла сама по себе, а тайна заложенная в ней: как кукла, управляемая скрытой в ней человеческой рукой, может выполнять различные движения, оставаясь при этом самостоятельной и живой? Ответ – в лаборатории "кукольного жанра", где искали свою выразительность. "От максимальной условности, то есть индонезийский кукольник просто передвигает фигуру и минимально она двигает руками. Всё! Приходим мы уже к кукле, которая может двигать всеми частями тела, как человек, она может мимировать, даже такие возможности есть за счет механики – движение глаз, рта", – говорит куратор выставки Гордий Салтыков.
На движение куклы и, более того, на её актёрские достоинства влияют материалы, используемые при её создании. В мастерских Театра кукол Образцова со второй половины ХХ века наряду с традиционными папье-маше, деревом, ватой, начинают активно применять новые синтетические материалы, например, поролон – для лёгкости. Эксперименты продолжаются и сейчас: над материалами, механикой, системой управления – всё для того, чтобы куклы смогли обрести максимальную внутреннюю свободу на сцене, как Мейерхольд всем завещал.