Филиал Третьяковки в Самаре откроет выставка "На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве"
"На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве" – выставка, которая откроет филиал Третьяковской галереи в Самаре. В экспозиции 90 произведений мастеров XIX – начала XX вв. Специально для проекта специалисты Третьяковки отреставрировали десятки картин из собрания музея. За процессом упаковки экспонатов наблюдал Алексей Пименов.
Эта бумага задерживает воду, но пропускает воздух – позволяет картине "дышать". Гладкая поверхность не вредит позолоте рам. Одного слоя достаточно. Проверить натяжение, закрепить клейкой лентой и можно переносить в специальный короб. "Картины фиксируются плотно в ящиках. Современные технологии позволяют добиться практически отсутствия тряски, потому что фургон сам идет на пневмоподвеске, машина идет на пневмоподвеске", – пояснил художник-реставратор Государственной Третьяковской галереи Андрей Замковой.
Перед упаковкой обязательная проверка. Состояние шедевров вплоть до рамы, особенные приметы – специалисты записывают каждую мелочь. Документы отправляются вместе с картинами. Полотна, которые нуждаются в реставрации, проходят ее заблаговременно. "Это какие-то укрепления красочного слоя, возможно, уточнения старых тонировок. Соответственно, работы ведутся не только реставрационные. Идет подготовка вещей к транспортировке. Это новые монтажи, потому что рамы старые, монтажи старые. На какие-то вещи мы ставим новые стекла антибликовые", – рассказала художник-реставратор Государственной Третьяковской галереи Юлия Белозёрова.
Эта работа – "За завтраком" Зинаиды Серебряковой – среди тех, которые прошли обновление. Посетители самарской третьяковки увидят также "Охотников на привале" Василия Перова и другие картины с начала XIX века до наших дней, объединенные общей "вкусной" темой. "Выставка изначально задумывалась с учетом самого дома, в котором находится филиал. Это не случайно. Потому что это не новый построенный дом, а это дом, который прошел реставрацию. Это замечательный памятник архитектуры, памятник русского конструктивизма. Это здание фабрики кухни. Другими словами, это здание столовой", – отметила главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Татьяна Городкова.
Первую выставку в самарском филиале сотрудники музея готовили более двух лет. Около пяти продолжалось восстановление исторического здания. Проект поддержали в Государственной Думе. "Собственно, я и возглавил всю эту работу. Сначала связанную с защитой этого здания от сноса, а затем с наполнением его новыми смыслами и содержаниями", – подчеркнул депутат Государственной Думы РФ Александр Хинштейн.
Эти полотна покидают Третьяковскую галерею всего на несколько месяцев. Постоянной экспозиции в самарском филиале не будет. Проект предусматривает проведение нескольких выставок каждый год.