Ретроспектива Антонио Лигабуэ открылась в Болонье
Пещерный человек и любитель мотоциклов. Ретроспектива Антонио Лигабуэ открылась в Болонье. Творчество одного из главных примитивистов XX века долго оставалось в тени: и потому, что наивную живопись не считали искусством. И потому, что сам художник, по воспоминаниям очень немногих его знакомых, не любил людей, видя в них лишь животные инстинкты, и жил отшельником. Алия Шарифуллина продолжит.
Рычащие звери буквально выпрыгивают из полотен. Ощетинившись, защищаются от враждебного мира. Они словно альтер эго Антонио Лигабуэ. Художник даже рычал и выл, входил в образ зверя. Работая над полотнами, наносил себе увечья, следы которых видны на автопортретах. "Живопись Лигабуэ – это метафорическое отображение бурлящего мира жестокости. Звери – олицетворение свободы, энергии, стремящейся вырваться из тесных рам. Фантазия талантливого художника преображала леса долины По в настоящие джунгли, где шла борьба за выживание. Лигабуэ сопереживал животным, поэтому, когда писал картины, он рычал, пытаясь понять и передать то, что могут чувствовать звери", – рассказывает куратор выставки, сын владельца галереи художника Франческо Негри.
Работы Лигабуэ напоминают картины Анри Руссо. Но чаще художника сравнивали с ван Гогом за экспрессивность, манеры письма и буйство красок. С ван Гогом они были похожи и судьбами: оба одиночки и изгои, весь накал своих страстей изливавшие на холст. Но жизнь Лигабуэ была куда трагичнее. Он родился у нищей итальянки. Отец неизвестен. В двухлетнем возрасте его усыновила бездетная пара из Швейцарии. Учёба Лигабуэ не давалась, со сверстниками он не ладил. И в 18 лет Антонио попал клинику для душевнобольных, куда возвращался не раз. "В 1919 году без языка, профессии и денег Лигабуэ переезжает из Швейцарии в Италию. Он ночевал где придется, а днём бродил по заболоченным берегам По и рисовал, как мог и на чем попало, пока не встретил скульптора Марино Маццакурати, разглядевшего в нём талант и научившего работать маслом", – комментирует историк искусства, куратор выставки Франческа Вилланти.
Подобно ван Гогу, художник искал в искусстве выход из болезненного состояния. Для него оно было терапией от душевного расстройства и единственным способом наделить безумие смыслом. "Некоторые его автопортреты довольно натуралистичны: окровавленный висок, поцарапанный нос. В отличие от с, прикрывавшего повязкой ухо, Лигабуэ не стыдился увечий. Вероятно, это те повреждения, которые он наносил себе в моменты помутнения рассудка. Его даже называли "эль Матт" – "безумец", – делится Франческо Негри.
В конце 50-х годов к Лигабуэ неожиданно пришёл успех. Его стали выставлять, покупать работы. На полученный доход художник купил себе лимузин и 12 мотоциклов! Они его и погубили: Лигабуэ попал в аварию, его парализовало. Через два года он умер. А дальше началась уже другая история настоящего признания художника.