Редчайший тип актера: 100 лет со дня рождения Донатаса Баниониса
Нетипичный герой: сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения актера Донатаса Баниониса. Он не стремился поразить перевоплощением, а естественно существовал в любой роли, оставаясь собой. О нем говорили: "На его лице написана судьба". Юлия Кундрюкова продолжит.
"Никто не хотел умирать" первый фильм, где рассказали о так называемых "лесных братьях" – противниках советской власти в послевоенной Литве. Эта картина стала звездным часом для многих артистов, в том числе для Донатаса Баниониса. О своем персонаже, председателе Вайткусе, Банионис рассказывал: он знал таких лично, они оказывались в трагической ситуации не по своей воле.
Воспитанный театром, Банионис еще до команды "Мотор!" был уже полностью готов к роли. Жанна Болотова вспоминает: к моменту съемок фильма "Бегство мистера Мак-Кинли" слава Баниониса была настолько велика, что первой встречи с ним она ждала с волнением. "И вдруг Банионис... Я думаю: боже мой, да я превращусь в камень, как только его увижу. Я не смогу сказать ни слова. Как Пушкин, помните? "Но я, любя, был глух и нем". Это про меня", – поделилась народная артистка России Жанна Болотова.
Но стоило только познакомиться с ним и обменяться парой слов, становилось понятно: ни грамма напыщенности, ни малейшего налета звездности. Детская улыбка и ясный взгляд. "Я так легко почувствовала себя. Он убрал сразу эту границу, сразу стал вести себя так, как в сценарии. Как будто он в меня влюблен. По сценарию это человек, который боится жизни. Он хочет, чтобы у него было семеро детей, но думает: а как же ядерная война? То есть мы сейчас подошли к этому. Представляете? Фильм был снят пятьдесят лет назад", – продолжила Жанна Болотова.
Режиссеры видели в Банионисе внутренне сложных, молчаливых персонажей. Он обладал уникальной способностью транслировать глубину практически молча. "Он был чеховский артист: люди обедают, а в это время рушатся их судьбы. Это абсолютно про Баниониса", – отметил кинокритик Сергей Лаврентьев.
Съемки в "Солярисе" у Тарковского дались ему непросто. Банионис говорил, что ему даже не дали до конца прочесть сценарий. А режиссер требовал, чтобы он "жил в кадре". В воспоминаниях Андрей Тарковский писал: Банионис – редчайший тип актеров, в которых "всегда ощутима крупица тайны".