Архангельские мастера центра Грабаря отреставрировали уникальный слюдяной фонарь 18 века
Раритетам экспозиции «Культура Поморья 16-17 веков» Архангельского краеведческого музея пришлось подвинуться. Новенький — это старинный слюдяной фонарь. Уникальный предмет 18 столетия выполнен из дерева и металла, украшен росписью, внутри — чаша под свечу.
Андрей Ружников, старший научный сотрудник отдела хранения и изучения музейных предметов Архангельского краеведческого музея: «Это как раз то время, когда беломорские слюдяные промыслы были на пиковом подъеме. В этом зале у нас очень много предметов, которые касаются церковного имущества, многие из которых — того же периода».
В собрании музея три выносных фонаря, два — уже в экспозициях. Их удивительная конструкция по форме и декоративным элементам символизирует «Небесный Град Иерусалим». На Севере их именовали «ходовыми». Использовали в храмах во время крестных ходов.
«Праздничный фонарь, он не на повседневные, а на торжественные выходы».
Известно, что этот отреставрированный слюдяной светильник принадлежал Надвоицкой церкви. Она стояла на реке Выг в Карелии. В 19 веке храм сгорел, пострадал и позолоченный фонарь, но уцелел. Его обновили и отправили в Архангельское епархиальное древлехранилище. Затем раритет был передан в краеведческий музей.
Андрей Ружников, старший научный сотрудник отдела хранения и изучения музейных предметов Архангельского краеведческого музея: «Слюдяных фонарей осталось не так много по России. Стекло уже в 19 веке активно вытеснило слюду. Хотя у нас в Архангельской губернии слюда в поморских становищах в окнах применялась и до конца 19 века».
В прошлые века слюду добывали на карельском берегу Белого моря. За границей ее называли «московицкое стекло». Минерал отличается прочностью и термостойкостью. Хорошо пропускает свет. Именно со слюдой у архангельских реставраторов Всероссийского центра Грабаря возникла загвоздка.
Светлана Синицына, корреспондент: «Слюду для реставрации отыскали с большим трудом, в Иркутске. На фонаре ее установили — там, где она была раньше. Также реставраторам удалось сохранить и авторскую слюду».
На реставрацию раритета у мастеров Алексея Чекина и Татьяны Турыгиной ушло более года. Укрепили древесину и красочный слой, обработали металл и восполнили утраты.
«Крест был не полностью. Появилась верхняя часть. Нижняя была, а верхнюю сделали».
Правда, неясным для специалистов осталось, каким образом на фонаре были закреплены металлические пластины, которые сейчас торчат в разные стороны.
«Чертежей нет, металлические детали с того времени, и пока не удается найти в архивах описание, как конкретно они должны быть. Поэтому реставраторы решили — так оставим, не знаем, лучше не трогаем».
По словам реставраторов, их задача — все, что сохранилось, сохранить и главное — не навредить.