Метод мастера: 80 лет со дня рождения Сергея Соловьёва
80 лет со дня рождения Сергея Соловьёва отметили на фестивале "Короче". Гостями вечера памяти режиссера стали студенты его последней мастерской. Среди показанных лент была и первая сценарная работа Сергея Соловьёва – документальный фильм "Взгляните на лицо". Подробности у Станислава Анисимова.
Лица тех, кто пришел на вечер памяти Сергея Соловьёва: фестивальная публика, режиссеры, актеры. Среди них те, кто учился на последнем курсе Сергея Александровича. Можно ли узнать, угадать его студентов? САС – так называли своего мастера ученики. И для многих, в том числе и для зрителей, эта аббревиатура – своеобразный пароль. Буквы, за которыми не только фильмы. Собственно, первая лента Соловьёва формально не его режиссерская работа. Это "Взгляните на лицо" – документальная короткометражка 1966 года. Ее снял Павел Коган вместе с оператором Петром Мостовым. А вот сценарий уже принадлежит Сергею Александровичу. "Когда я в первый раз увидел эту работу, мне было очень интересно, что он написал сценарий, потому что по факту работа документальная, то есть сценария там быть не могло – он придумал идею", – поделился ученик С. Соловьёва Никита Троценко.
"Для меня это всегда была работа Сергея Александровича, поэтому мне тяжело сейчас разделить режиссера и Сергея Александровича", – призналась ученица С. Соловьёва Гаухар.
Этот фильм соловьёвский по духу, хотя может удивить тех, кто знает режиссера по его самым знаменитым работам: "Сто дней после детства", "Асса". Посетителей Эрмитажа снимают скрытой камерой у "Мадонны Литта" Леонардо да Винчи. И перед нами – неуловимая микродраматургия: изменение выражений лиц, эмоций. В этом уже угадывается почерк будущего режиссера и его понимание искусства кино. В идее, попытке запечатлеть ускользающее или вовсе недоступное для нас. "Это не было мастерство, это не были лекции, это не были занятия, он никогда нам ничего не объяснял. Он просто говорил с нами", – рассказала ученица С. Соловьёва Майя Гитер.
"То, что можно сформулировать одним словом "баловство". Например, во время занятия Сергей Александрович мог начать петь, мычать, хрюкать или свистеть – и сразу всё меняется, появляется другая энергия в аудитории, витальность", – добавила ученица С. Соловьёва Полина Капантина.
В идее этой ленты виден уже и метод Сергея Соловьёва. Не буквальный: документалистика его не интересовала. Но его игровые фильмы не зря называют капсулами времени. В них воздух эпохи, как-то пойманный и понятый режиссером, и зафиксированный на пленку. "Вдохновение для меня, честно, то время, которое у нас было с ним, не так много, но, мне кажется, он стал нашим главным мастером на курсе", – подытожила ученица С. Соловьёва Анна Аун.
Наверное, сегодня многих может смутить эта трепетность соловьёвского киноязыка. Слишком уж она нездешняя и несовременная. Но вот парадокс: молодой зритель, как никто другой, слышит это особенное звучание лент Сергея Александровича, понимание которых придет позднее.