28 сентября 2024, 12:23 28 сентября 2024, 13:23 28 сентября 2024, 14:23 28 сентября 2024, 15:23 28 сентября 2024, 16:23 28 сентября 2024, 17:23 28 сентября 2024, 18:23 28 сентября 2024, 19:23 28 сентября 2024, 20:23 28 сентября 2024, 21:23 28 сентября 2024, 22:23

РАН: в учебниках большинства стран СНГ Россия представлена в негативном свете

Россия в учебниках истории большинства стран постсоветского пространства представлена метрополией, которая угнетала народы присоединенных территорий.

Такой вывод сделали исследователи Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН). Они проанализировали учебники истории стран Ближнего Востока, постсоветского пространства и Китая.

Продвижение искаженных исторических фактов формирует негативное отношение к России и может стать базой для развития русофобии в будущем, отмечает младший научный сотрудник отдела Ближнего и постсоветского востока ИНИОН РАН Разиль Гузаеров в интервью РБК. МИД России раскритиковал в августе армянский учебник по истории для восьмого класса. Одна из глав в нем называется "Насильственное присоединение Восточной Армении к России". В ней события на Южном Кавказе конца XVIII — начала XIX веков представлены в искаженном виде. МИД увидел в школьном учебнике попытку пересмотреть итоги Русско-персидской войны 1826-1828 годов, где Туркманчайский мир назван "аннексией" Восточной Армении. Армянское министерство образования, науки, культуры и спорта заверило, что после критики эта глава будет отредактирована.

В учебниках истории для восьмых классов школ Казахстана Российская империя описана как страна, стремившаяся использовать Казахстан для реализации своих военных и экономических интересов, проводя "колониальную политику". Установление советской власти в Азербайджане названо в учебниках истории для азербайджанских школ "военным вторжением" при поддержке "предательских сил" внутри Азербайджана.

Присоединение Средней Азии Российской империей нанесло вред как национальной идентичности, так и экономике Узбекистана, утверждается в пособии по истории для учащихся академии МВД Узбекистана. Авторы узбекской учебной литературы даже оспаривают аргументы о постройке в Средней Азии железной дороги, телеграфа, ряда промышленных предприятий. В учебной литературе Израиля СССР и Российская империя описываются как антисемитские государства, несмотря на то, что без твердой позиции Советского Союза создание Израиля в 1947 году было бы невозможным. В иранских учебниках утверждается, что Россия часто вмешивалась во внутренние дела страны, а поддерживаемая СССР партия привела к дестабилизации иранского общества, вызвав угрозу начала гражданской войны.

Влияние России в Таджикистане и Киргизии оценивают более положительно. В киргизских учебниках отмечается, что вхождение страны в состав СССР поспособствовало развитию промышленности, народного хозяйства и образования, а также к переходу киргизов к оседлому образу жизни. Советские войска были основной силой, защищающей таджикское население от басмачей во время гражданской войны, подчеркивается в учебной литературе Таджикистана.

Обеспокоенность вольными трактовками и тем, как история России описывается в зарубежных учебниках, выразил первый замглавы думского комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин. Минпросвещения и МИД России обязаны реагировать на все "недружественные явления" в жизни соседних государств, считает он.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация