30 сентября 2024, 10:43 30 сентября 2024, 11:43 30 сентября 2024, 12:43 30 сентября 2024, 13:43 30 сентября 2024, 14:43 30 сентября 2024, 15:43 30 сентября 2024, 16:43 30 сентября 2024, 17:43 30 сентября 2024, 18:43 30 сентября 2024, 19:43 30 сентября 2024, 20:43

Мастерица из Волгоградской области показала, как сделать русскую куклу-оберег

  • Картинка
  • Мастерица из Волгоградской области показала, как сделать русскую куклу-оберег
  • Картинка
    Мастерица из Волгоградской области освоила плетение традиционных русских кукол
  • Мастерица из Волгоградской области показала, как сделать русскую куклу-оберег
Ремесло, которое уходит вглубь веков, передают молодому поколению. В Иловлинской детской школе искусств ученики с удовольствием изучают мастерство изготовления кукол. Как наши предки делали традиционную русскую куклу и какой смысл вкладывали в это творчество?

Едва ли не каждая куколка мастерицы умещается в ладошке. Она делалась специально – "на счастье". Здесь смысл такой же, как в мудрой притче про веник: в косе не только краса, но и сила семьи.

"Сломай его – это невозможно, разбери по ниточкам – и веник ломается. Вот так, что коса, что веник! В единстве наша сила", – говорит мастерица Наталья Козловцева.

Наталья Козловцева по профессии музыкант. Раньше обучала игре на деревянных духовых инструментах, но пришлось переквалифицироваться. К сожалению, популярностью они не пользовались.

"Приехала преподавательница, которая вела прикладное. Я загорелась. Научилась вязать крючком, связала себе кичку к казачьему костюму. Кичка – это головной убор казачий, они собирают куль и прячут под вязанной шапочкой", – рассказывает мастерица Наталья Козловцева.

Теперь уже почти четверть века она ведет класс декоративно-прикладного творчества в Иловлинской детской школе искусств. Делится с ребятами всем, что открыла сама. Как делали предки традиционную русскую куклу, а еще какой смысл вкладывали в казалось бы нехитрое творчество. Такая игрушка – не просто развлечение, а значимый оберег, сообщает ГТРК "Волгоград-ТРВ".

"Кукла "день – ночь" делалась. Кто первый вставал, белым наверх поворачивал, кто последний ложился – темным. Мужчины были либо на пахоте, либо на войне. Чтобы дом защитить, дети и старики оставались дома, и эта кукла тоже защищала дом. Брали палочку, тряпочкой привязывали, делали руки, и она пошла. Нарисовали угольком веселое лицо – она веселая пошла, горе у нее – помыли, угольком нарисовали. Глаза – это зеркало души, а кукла – это, наверное, зеркало сердца. В плохом настроении вообще нельзя никаким рукоделием заниматься – нитки будут рваться, кукла убегать", – поделилась Наталья Козловцева.

Теперь это и профессия, и увлечение. Мастерица освоила самые разные материалы. В прежние времена для изготовления шла любая тряпочка да ниточка, на кукол и солома годилась. Исходный материал – рожь – Наталья специально выращивает в огороде.

Соломенные трубочки замачиваются, становятся податливыми. Можно сделать аппликацию. Или "карусель" на детскую колыбельку.

"Ребенок так гулил, махал ручками и ножками, она крутилась", – говорит мастерица Наталья Козловцева.

Кукол хранили в сундуке и подвешивали в красный угол. По их набору в доме можно было узнать состав семьи. Между родителями – детки.

"Вязанное – подарок домовому. Еще лапотки, лапти, вешаются на двух гвоздиках, потому что на одном он будет шалить и ругаться. И вот задобрить его – кашки, денежки, божья коровка", – отмечает мастерица Наталья Козловцева.

Мастерице в помощь швейная машинка – заслуженная, еще бабушкина. В последнее время Наталья увлеклась еще "лоскутной пластикой".

Становится популярной техника, при которой лоскутки не подбираются по цвету, а настрачиваются хаотично. Кажется, на такое изделие можно засматриваться часами.

"Не скучно жить, не хватает времени. Как ни гляну – полпервого. Сейчас еще огород и закрутка. У меня сегодня банка взлетела с огурцами", – делится мастерица Наталья Козловцева.

Имея сноровку, традиционную куклу-"закрутку" можно смастерить за считанные минуты. Два лоскутка – один на другой.

"В центр ватку положим, формируем голову. Добавим побольше – маловато мозгов", – смеется мастерица Наталья Козловцева.

Потому и закрутка, что каждый элемент не сшивается, а прикручивается красной ниткой: три оборота – три узла.

"У меня мальчик учился, он так вязал хорошо. Потом окончил медицинский. Когда работал на скорой, во время дежурств вязал", – рассказывает мастерица Наталья Козловцева.

Ручки связываются, а в них узелок – обязательно в клеточку. Это – кукла-"подорожница", которую брали с собой в путь. Ее хранили в торбочках и чемоданах, чтобы оберегала от беды.

"Чтобы подолом не мела грязь, подкруглим. И вот она кукла. Несколько тряпочек, десять минут, а сколько нежности, сколько смысла. Вот она, пошла в дорогу", – говорит мастерица Наталья Козловцева.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация