3 октября 2024, 11:31 3 октября 2024, 12:31 3 октября 2024, 13:31 3 октября 2024, 14:31 3 октября 2024, 15:31 3 октября 2024, 16:31 3 октября 2024, 17:31 3 октября 2024, 18:31 3 октября 2024, 19:31 3 октября 2024, 20:31 3 октября 2024, 21:31

Выставка к 175-летию археолога Николая Веселовского – в Эрмитаже

  • Картинка
  • Выставка к 175-летию археолога Николая  Веселовского – в Эрмитаже
  • Картинка
    В Эрмитаже подготовили новую выставку
  • Выставка к 175-летию археолога Николая  Веселовского – в Эрмитаже
Новые исследования и современные технологии подарили возможность узнать подлинную историю каждого экспоната.

Выставка к 175-летию со дня рождения исследователя Азии, археолога Николая Веселовского проходит в Эрмитаже. В конце XIX века он показал миру культуры и эпохи, о которых никто не знал. В экспозиции – артефакты из фондов музея, в том числе и ранее не выставлявшиеся. Жанна Скворцова – подробнее.

Невзрачные полоски на самом деле – корона скифский царей. Реконструкцию сделали специально для зрителей. Но только эксперты заметят на золоте следы сражений – кочевники VII века до нашей эры не раз перешивали знаки царской власти. 200 уникальных экспонатов, в том числе и золотой олень, который прославил Николая Веселовского на весь мир. Эталонный образец раннескифского звериного стиля из Костромских курганов. Панафинейская амфора и панцирь с изображением Медузы Горгоны из Елизаветинских. Или найденный в уже разграбленном захоронении золотой гребень.

Выставку в Эрмитаже готовили к юбилею со дня рождения выдающегося русского востоковеда, но не успели. И только год спустя удалось отреставрировать экспонаты из запасников, которые более сотни лет видели только исследователи. "Техника их изготовления она выше всяких похвал, смотришь такие помятенькие, не очень эффектные просто серьга в виде лодочки и к ней корзиночка с подвесочками, а техника пайки, которая использована при изготовлении этих серег, сейчас не может быть повторена, настолько она совершенна и уникальна", – говорит научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа Татьяна Рябкова.

За 29 полевых сезонов Николай Веселовский совершил невозможное. Он не просто явил миру археологические памятники майкопской и скифской культур, древности Золотого кладбища. Своими раскопками он положил начало исследованию самых первых городов средней Азии. На руинах древнего Самарканда – в городище Афрасиаб открыл эллинистическое искусство домусульманского периода. "Это классический памятник исламского средневековья, орнаменты, которые есть на этой двери, мы можем видеть и на других архитектурных памятниках эпохи Тимура и Тимуридов", – поясняет ведущий научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа Асан Торгоев.

Эти ореховые двери, инкрустированные костью и оловом, веками охраняли вход в мавзолей Гур-Эмир – гробницу Тамерлана. Первое научное описание архитектурного памятника сделано под руководством Веселовского. Он часто бывал в Самарканде – в конце XIX века это самый крупный рынок древностей. То, как Николай Веселовский проводил раскопки, критиковали еще при его жизни. Большие бригады работали быстро. О фиксации тогда ничего не слышали. Но археолог торопился – спасти историю от стихийных бедствий и человеческой жадности. И выезжал сразу, как расхитители появлялись у очередного кургана. "Он стоял у истоков такого понятия, как охрана археологических памятников археологического наследия России, хотя тогда такого понятия еще не было в конце XIX – начале XX веков", – комментирует научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа Сергей Воронятов. Когда раскопали захоронение эпохи сарматов, Веселовский лишь успел расспросить очевидцев и невольно тогда ошибся с выводом.

Новые исследования и современные технологии подарили возможность узнать подлинную историю каждого экспоната. И доказать, что археология не только точная наука, но и живая.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация