Самарскую версию "Мастера и Маргариты" представили в Большом театре
"Мастер и Маргарита" – на сцене Большого. Оперу Сергея Слонимского представил на фестивале "Видеть музыку" Самарский театр оперы и балета. По признанию режиссёра Юрия Александрова, эта постановка стала одной из самых сложных за всю его творческую карьеру. Лидия Алешина делится впечатлениями.
Адаптируя спектакль для исторической сцены Большого, труппа Самарского театра оперы и балета внесла небольшие коррективы, сократив расстояние между сценой и зрителем. Первые минуты спектакля. Петь начинают артисты хора, скрытые от глаз зрителей за кулисами. Здесь вблизи можно рассмотреть детали костюмов и обугленные рукописи – страницы брошенного в огонь романа Мастера. Видеоряд, звуковые эффекты, коктейль звуков, смыслов, состояний. Два измерения, две временные параллели – мир евангельского повествования и Москва первой половины XX века. "Отрезанная голова, разлитое масло – все будет как у Булгакова", – уверяет художественный руководитель и главный дирижёр Самарского театра оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича Евгений Хохлов.
Жесткие металлические конструкции. Лестницы как символ движения, путь к трем Голгофам. Столичная суета и грохот трамвайных колес. "Это XX век – век железа, век грохота, поэтому мы взяли за основу темные тона, металл, жесткие структуры, которые отражают музыку", – поясняет художник-постановщик Сергей Новиков.
Хор, балет и камерный состав оркестра – это решение композитора. Принцип инструментального театра. Музыкальные инструменты – спутники действующих персонажей, передающие тончайшие нюансы психологических ситуаций. Иешуа сопровождает гобой, Понтия Пилата – кларнет, виолончель и английский рожок связаны с образом Мастера, печальные звуки скрипки отражают переживания Маргариты. "Я вижу Маргариту очень нежной, любящей, отважной, стараюсь передать такой образ", – делится солистка оперной труппы Самарского театра оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича Анастасия Лапа.
Исполнитель партии Понтия Пилата своего персонажа считает одним из столпов оперы. И в его партии, которая, в отличии от других, более разговорная, важно передать драматизм. "Меня старят, потому что Понтий Пилат считается человеком постарше, но это спорный вопрос, потому что это было давно, 2000 лет назад", – рассказывает cолист оперной труппы Самарского театра оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича Степан Волков.
Оперу "Мастер и Маргарита" Сергей Слонимский написал в 72 году и был первым автором, сделавшим музыкальную интерпретацию знаменитого сюжета Булгакова. После исполнения оперы на сцене Ленинградского Дома композиторов произведение запретили. Постановка труппы самарского театра – первое полномасштабное сценическое воплощение этой оперы в России. "В Самаре не раз пелась опера Слонимского. Мы знакомы с его музыкальным языком. Чем больше в него погружаешься, тем больше его понимаешь и любишь", – говорит приглашенный солист оперной труппы Самарского театра оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича Михаил Губский.
Любовь, совесть, верность. предательство, возмездие и искупление. Каждый идет по своему пути и несет свой крест. Философский финал. Сам композитор, которого называли "художником со всемирной отзывчивостью", писал: "Как-то под вечер меня молнией прожгла ужасная мысль: когда-нибудь я умру и ничего не буду чувствовать. Смерть, тоска небытия – это как раз одно из индивидуальных свойств моей музыки. Душа тянется к идеальному Вечному Дому, а разум и действительность жестоко навязывают постылую инфернальную альтернативу".