Спектакль "Бесы" привёз в Москву новосибирский театр "Красный факел"
Бесы нашего городка. Новосибирский театр "Красный факел" привез в Москву недавнюю премьеру – постановку Андрея Прикотенко "Бесы". Режиссер признается – из всех его работ роман Достоевского оказался самым сложным для воплощения на сцене. Спектакль увидела Яна Музыка.
Гастроли театра "Красный факел" приурочены к Дню Сибири, который отмечается 8 ноября. Это не официальный праздник, за пределами региона о нем мало кто знает. И сибиряки решили это исправлять. "Это замечательная возможность рассказать Москвичам и гостям столицы о том, что в нашей прекрасной стране есть замечательная её часть – Сибирь, которая страшно гордится тем, что у нас происходят важные процессы, в культуре в том числе. У нас одна из самых красивых территорий нашей страны. Наверняка все уже знают, что это место притяжения колоссального турпотока в последние годы", – прокомментировала министр культуры Новосибирской области Юлия Шуклина.
Костюмы, в которых узнается эпоха. В спектакле звучит только текст автора – никаких добавлений. Два года назад с приходом нового руководства в театре “Красный факел” изменилась репертуарная политика. Взят курс на создание классического репертуара. В Москву новосибирская труппа привезла “Мертвые души” по мотивам поэмы Гоголя и “Бесы” по роману Достоевского. Для того, чтобы присвоить текст Достоевского, чтобы язык романа звучал как живая речь – у режиссера и актеров есть особая методика. "На репетициях мы немного добавляли нашей современной речи, которая по смыслу соответствовала, но цензуре не всегда. Таким образом мы приобрели, наработали подтексты, понятные современному уху человеческому. Но смогли вложить их в текст Достоевского", – рассказал актёр Александр Поляков.
Текст романа пересобран, многие сцены переставлены. Для создателей спектакля было важно, чтобы Николай Ставрогин стал очевидным главным героем и его линия не прерывалась. В том числе и для этого на сцене создано нейтральное пространство, никакой бытовой среды. "Это то, что происходит в голове у Ставрогина. То есть это действительно тренажер для психологической игры. Когда ты сам себе обустраиваешь это пространство. Зрители должны его сами наполнить", – пояснила художник Ольга Шаишмелашвили.
Главный режиссёр театра "Красный факел" Андрей Прикотенко занимается мeтaтекстом и сверхсюжетами. В спектакле "Бесы" он также исследует универсальную матрицу. "Сюжет покаяния горящего, сгорающего города. Если языком образов рассказывать – что-то типа Содома. Город, который сгорает и которому требуется покаяние для того, чтобы вернуться к его нормальному состоянию", – поделился художественный руководитель и главный режиссёр театра "Красный факел" Андрей Прикотенко. Ещё один универсальный сюжет. Молодежь недовольна миром хочет или изменить его или разрушить. И это повторяется в каждом поколении.