5 декабря 2024, 12:00 5 декабря 2024, 13:00 5 декабря 2024, 14:00 5 декабря 2024, 15:00 5 декабря 2024, 16:00 5 декабря 2024, 17:00 5 декабря 2024, 18:00 5 декабря 2024, 19:00 5 декабря 2024, 20:00 5 декабря 2024, 21:00 5 декабря 2024, 22:00

Выставка "Фабрика Авангарда. Выкройка нового мира" в Серпухове

  • Гончарова Наталия Сергеевна "Письмо", 1913. Фото предоставлено пресс-службой Серпуховского музея
    Гончарова Наталия Сергеевна "Письмо", 1913. Фото предоставлено пресс-службой Серпуховского музея
18 декабря 2024 года в Серпуховском историко-художественном музее откроется выставка "Фабрика Авангарда. Выкройка нового мира", которая объединит значимые произведения русских авангардистов и связанные с ними предметы быта.

Экспозицию составят порядка 200 экспонатов, включая произведения Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Давида Бурлюка, Владимира Фаворского, Анны Лепорской и других мастеров, а также ткани, набойные доски, изразцы, деревянная утварь и другие предметы народного искусства, сыгравшие важную роль в преобразовании визуального языка начала XX века.

Выставка стала результатом исследовательской работы молодых кураторов, обучающихся в рамках программы Avant-Garde Lab 6 совместного проекта Центра авангарда Еврейского музея и Энциклопедии русского авангарда. Под руководством искусствоведа и куратора музея Александра Кремера и доктора искусствоведения, научного сотрудника Третьяковской галереи Игоря Смекалова команда изучала коллекцию музея в контексте движения искусства 1920-х годов из центра в регионы и обратно. Этот процесс позволил переосмыслить ключевые этапы развития авангарда и создать концепцию, раскрывающую связь искусства, быта и социальных изменений.

Научным консультантом выставки выступил историк искусства и эксперт по русскому искусству XX века Андрей Сарабьянов.

Василий Кузнецов, министр культуры и туризма Московской области:

"Предыдущие большие выставки Серпуховского историко-художественного музея, созданные совместно с музеями России – "Маковские. Константин и Владимир", "Загадки гения", "Мир, сотворенный заново", "Образ и смысл", "Незабываемые", "Живопись света" – получили большой отклик у посетителей.

Совершенно отличным от них станет новый межмузейный проект "Фабрика авангарда. Выкройка нового мира". Это выставка-эксперимент, в котором исследование коллекции Серпуховского музея соединилось с попыткой расширить представление о противоречивом, но захватывающем процессе развития художественного языка модернизма в России ХХ века. А еще это второй большой проект в недавно отреставрированном Каретном сарае, максимально полно представляющий возможности новой площадки. Уверен, что выставку ждет большое внимание и свой вдумчивый зритель".

В основе экспозиции – коллекция Серпуховского историко-художественного музея, а также экспонаты из Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Музейно-выставочного центра Серпухова. Особую поддержку проекту оказал Государственный Русский музей в части создания мультимедийной экспозиции. Концепция выставки разработана при участии Центра авангарда Еврейского музея и центра толерантности, чьи исследования помогли осмыслить движение искусства из центра в регионы.

Александр Кремер, искусствовед, куратор, специалист по русскому авангарду, преподаватель ГИТИС, НИУ ВШЭ. Куратор Галереи на Шаболовке, сокуратор Центра авангарда Еврейского музея, руководитель кураторской школы Avant-Garde LAB:

"Выставка рассматривает авангардное искусство в широком временном диапазоне – от начала XX века до 1950 – 1970-х годов. Одно из ключевых решений – сопоставление различных художественных языков: примитивистские формы живописи перекликаются с печными изразцами, дизайны тканей 1950-х вступают в диалог с дореволюционными лубками, старый и новый быт соединяются в фотографиях 1920-30-х годов.

Важно, что проект включает зрителя в локальную историю: текстильное производство, формирование коллекции авангардного искусства музея, электрификацию и индустриализацию Серпухова, работу художников по тканям в послевоенные годы. Такая сложная оптика позволяет увидеть многослойность движения искусства, смыслов и исторических контекстов, которые представлены в экспозиции".

Игорь Смекалов, главный научный сотрудник Третьяковской галереи, доктор искусствоведения:
"В рамках 6-го сезона кураторской школы Avant-Garde Lab участники работали с коллекцией Серпуховского историко-художественного музея, формируя концепцию выставки через анализ экспонатов и обсуждение смысла национального искусства.

Первоначальный акцент на русском авангарде трансформировался в идею синтеза: живопись и графика Ларионова, Гончаровой и Бурлюка рассматривались в контексте истории Серпухова и формирования музейного собрания. Народное искусство стало отправной точкой для шедевров авангарда, а произведения XX века нашли отражение в нонконформизме 1960-х.

Слушатели школы провели большую исследовательскую работу, сделав дух эксперимента основой выставки".

Структура выставки "Фабрика авангарда" охватывает пять ключевых этапов развития авангардного движения, каждый из которых раскрывает различные аспекты искусства и его влияние на общество.

Раздел "Мастерская раннего авангарда" показывает, как молодые художники, такие как Наталия Гончарова и Михаил Ларионов, искали новые формы образности. Под влиянием Ларионова художница начала работать в технике пастели, но вскоре ее творчество обрело самостоятельность. Вдохновленная коллекцией нового французского искусства Сергея Щукина, в частности, работами Поля Гогена, она создавала яркие, динамичные произведения, такие как "Георгины" (1907).

В разделе "Кладовая примитива" акцент сделан на влияние народного искусства, икон и примитивизма. Художники искали вдохновение в традиционном русском искусстве, стилизуя его элементы для создания нового выразительного языка. Работы, такие как "Женщина с папиросой" (1910) Гончаровой и ее графика с флористическими мотивами, иллюстрируют, как авангардисты осваивали язык народных традиций.

"Лаборатория формы" посвящена экспериментам с абстракцией и новым визуальным языком. Например, "Письмо" (1913) Гончаровой, отражает стремление выйти за рамки фигуративного искусства, создавая систему беспредметной живописи, которая позже повлияет на развитие супрематизма и конструктивизма. Также представлены картины, где акцент сделан на рельефность и динамичные формы, например, "Аллея" (1909) Бурлюка.

В разделе "Новый быт" экспонаты показывают, как индустриализация и революционные изменения повлияли на искусство и жизнь в СССР. Здесь можно увидеть жетоны рабочих мануфактур и текстиль, который стал важной частью нового советского дизайна. Этот раздел раскрывает, как авангардные идеи проникали в повседневную жизнь, включая архитектуру, новый быт и социальные практики.

Раздел "Обратное движение" посвящен развитию авангарда в послевоенные десятилетия, когда художники продолжали накапливать новые формы и идеи. В нем представлены работы 1950–1970-х годов, такие как текстиль Тамары Мухатаевой и Евгении Шестеры, которые показывают, как идеи авангарда продолжали трансформироваться, переходя в массовое производство и сохраняя яркие элементы графики и цвета.

Жанна Новак, директор Серпуховского историко-художественного музея:

"Каждый год Серпуховский историко-художественный музей реализует крупные межмузейные проекты, расширяя географию сотрудничества, мы ищем актуальные форматы взаимодействия с аудиторией, делая музей современным и открытым для самых разных посетителей.

На выставке "Фабрика авангарда. Выкройка нового мира" многие предметы представлены впервые, а благодаря поддержке Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Музейно-выставочного центра г. Серпухова и Государственного Русского музея удалось создать глубокую и целостную выставку".

17 декабря в 20:00, в преддверии открытия выставки "Фабрика авангарда. Выкройка нового мира", фасад музея станет экраном для динамичной мультимедийной проекции. Короткометражный фильм, созданный за полгода работы, проведет зрителей через ключевые вехи русского авангарда, показывая самые значимые события и ведущих художников эпохи в формате визуального путешествия.

Выставка пройдет в отреставрированном "Каретном сарае", который стал новым выставочным пространством музея. Здание, ранее использовавшееся как хозяйственная постройка, теперь становится центром для современных художественных проектов.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация