О секретах гжели: откуда появилось цветовое сочетание синего на белом?
В первую пятерку национального рейтинга самых популярных и узнаваемых русских сувениров вошли тульский самовар, вологодское кружево и гжельская керамика. Узнать об истории народного промысла, восходящей к XIV веку, можно на выставке "Формула Гжели" – она идет сейчас в Музее декоративного искусства. А Юлия Струкова увидела, как создаются эти вещи, и какого они на самом деле цвета.
Ёлочные шары, интерьерные украшения. Расписывают серым по розовому. Даже непонятно сначала, что это "Гжель", у которой, как говорят сотрудники фабрики, 20 оттенков синего. Чтобы разобраться, почему так происходит, внимательно следим за процессом.
В литейном цехе глиняную смесь заливают в формы и отправляют в первый обжиг. Когда-то так и родился гжельский промысел. Почвы здесь были не плодородны, но богаты глиной. Местные жители обнаружили её свойство спекаться после пожаров. Стали делать посуду и продавать вдоль Касимовского таракта по дороге на Москву. "После литья, так как льется это всё в формах, остаются швы, потом обрезы. То есть изделие нужно сделать идеальным", – объяснил оправщик-чистильщик Александр Борисов.
Несколько артелей трудились в многочисленных селах Гжели. Их так и называли – гжельский куст. Постепенно образовались производства фарфора и майолики. А известное цветовое сочетание синего на белом появилось лишь в послевоенное время. "На гжельскую землю приехал учёный Александр Салтыков и художница Наталья Бессарабова. Они пошли по гжельским деревням отбирать талантливых девочек. И именно синий мазок придумала именно Наталья Бессарабова", – рассказала зам. генерального директора "Гжель-художественные мастерские" по вопросам развития туризма Галина Голинкова.
Розовый цвет белая глина приобретает при так называемом фуксиновом контроле. Именно здесь изделия проверяют на сколы, трещины и другой брак.. Дальше – роспись, которую прежде разрабатывают художники, а уже потом копируют живописцы. "Начинается это всё с эскизов, с каких-то проработок. Иногда мы листаем альбомы с произведениями наших классиков, ходим в музей, в наш смотрим, вдохновляемся. Потому что это кладезь неисчерпаемый и тем, и сюжетов", – отметила главный художник Объединения "Гжель" Елена Сухорукова.
Кобальтовая роспись, характерный теневой мазок, а также фирменные цветы, конечно, станут синими. А пока изделие с рисунком превращается в чисто белое. Как будто и не было труда живописцев. "Это последний, конечный этап перед обжигом. Каждое изделие берётся, окунается в глазурь", – прокомментировала глазуровщица Ирина Мичугина.
Только после обжига розовое станет белым, а серое – кобальтовым. Здесь поддерживают традиции, но используют современные печи и материалы. Экспериментируют с фарфором, чтобы сделать свой продукт более эстетичным, тонким, прочным. Пять лет назад у объединения сменились владельцы. "Гжель" расширяет ассортимент и увеличивает турпоток. "Основной задачей стояло не просто возродить и сохранить производство, а ещё и создать здесь культурно-производственный кластер. Поскольку всё-таки Гжель – это колыбель русской керамики", – подчеркнул генеральный директор Объединения "Гжель" Петр Сивов.
Построены новые стильные цеха в сине-белой гамме. Вокруг парк в тех же тонах. К концу 2025 года планируют создать здесь внушительное музейно-туристическое пространство, где разместят всю коллекцию "Гжели", а это восемь тысяч предметов! И, конечно, здесь представят историю русского промысла, которому 700 лет!