Киноверсия балета "Снежная королева" выходит на большой экран
Фильмография кинорежиссера, сценариста, продюсера Валерия Спирина включает десятки работ в кино и на ТВ – художественные и документальные ленты, проекты разных форматов – от сериалов до теле- и киноверсий музыкальных, драматических и даже кукольных спектаклей. Однако за многие годы в профессии хореографическую постановку ему довелось снимать впервые. О творческой "кухне", нюансах и сложностях создания киноверсии балета "Снежная королева", о достоинствах этого спектакля МАМТ – в интервью Валерия Спирина.
– Кино и телевидение всегда испытывали интерес к театру. В чем, по-вашему, главная сложность создания экранных версий театральных постановок?
Валерий Спирин: Главная сложность обычно одна и та же – не испортить. Спектакль – самодостаточное произведение. Задача режиссера, который снимает его киноверсию, – сохранить всё то, что вложил в спектакль его постановщик, дать кинозрителю возможность испытать те же чувства и эмоции, что и театралам.
– Вид театрального искусства, жанр постановки имеют значение?
В. С.: Все имеет значение. "Снежная королева" была для меня первым опытом перенесения балета на экран. До этого были драматические спектакли, оперы. Честно говоря, я совершенно не ожидал, что с балетом будет так сложно, в тысячу раз сложнее.
– Почему?
В. С.: За один раз балетный спектакль снять трудно, почти невозможно. И если в любом другом жанре возможны повторы, которые потом можно смонтировать, то в балете это практически нереально. Танцовщики не могут делать одинаковые дубли. Не потому, что они не профессиональны – они прекрасны! – но в танце повторить одно и то же движение и уложить в одну и ту же единицу времени не получается. Это означает, что если я снимаю сцену дублями, то потом их нельзя между собой склеить. Наверное, если снять спектакль в один проход и просто смонтировать его с нескольких камер, всё будет хорошо и гладко. Но если мы пытаемся снять сцену с разных ракурсов, используя разные приемы, и делаем дубли, потом всё это срастить очень и очень тяжело. Но вроде бы получилось. Не мне судить…
– На чье мнение вы ориентируетесь прежде всего, оценивая результат своей работы?
В. С.: Хореографа-постановщика, наверное. Только он может сказать, как ему пришлось по душе то, что получилось. "Снежную королеву" придумал Максим Севагин… Понимаете, с балетом огромная сложность, потому что у зрителей в зале есть возможность видеть всё каждую секунду. Глаз видит и голову, и изгиб руки, и подъем ноги танцовщика, и всё это одновременно. Камера, чтобы всё это видеть, должна держать танец на общем плане, но тогда это будет один и тот же кадр в течение двух с половиной часов.
– А киноэкран требует крупных планов…
В. С.: Да, хочется крупных планов, ведь режиссер-постановщик зарядил спектакль драматургией: там есть отношения, характеры, там есть за чем следить. И всё это создано в развитии, поэтому нужно дать зрителю увидеть все движения и еще показать крупно драматургию отношений. Эту задачу я и пытался решить – найти компромисс между драматургией отношений и хореографией. А хореография в балете, конечно, главное. В киноверсии нужно сделать так, чтобы и балетоманы были довольны, увидев всё, что они хотят увидеть в исполнении танцовщиков, и зритель, не очень разбирающийся в батманах и тандю, увидел бы что-то интересное в истории, которая туда заложена. В данном случае в истории Кая и Герды, в истории любви, которая спасает мальчика с холодным сердцем. Кстати говоря, это сделано здорово, это читается. Не так много балетов, где история считывается от начала и до конца, и ты увлечен ею, захвачен. В спектакле это получилось очень интересно!
– Современное кино очень технологично. Какие приемы использовали вы, чтобы получить желаемый результат?
В. С.: В "Снежной королеве" мы использовали многокамерную съемку. Мы снимали спектакль со зрителями и делали прогон без зрителей, а также использовали стедикам – стабилизирующее устройство – для сольных сцен и дуэтов. Когда артистов двое на огромной сцене с минималистскими декорациями, приходится подумать, как увлечь зрителя тем, что происходит на подмостках. Мы решили использовать камеру со стабилизатором, чтобы быть рядом с танцовщиками. В спектакле таких сцен немало, они сняты практически в один прогон: камера всё время наблюдает за артистами, и потом даже монтаж не требуется. Мы видим персонажей от и до, постоянно. И в этом существенное отличие киноверсии от спектакля: если вы сидите в конце зала, то вы видите две маленькие фигурки и только догадываетесь, что с ними происходит, не говоря уже про выражения лиц, изгибе ладони и пальцев, а на киноэкране все нюансы взаимоотношений героев предстают крупным планом.
– А сколько раз вы посмотрели балет "Снежная королева", чтобы приступить к съемкам?
В. С.: Наверное, раз пятнадцать. Мне нужно было расписать каждую сцену буквально по движениям: выходы, уходы… Там же много массовых сцен, в которых участвуют 15-20 артистов, и нужно было расписать их движения в пространстве, чтобы потом никого не упустить, дать возможность зрителю увидеть абсолютно всё, что происходит в этот момент на сцене.
– В целом сколько времени потребовалось для создания киноверсии балета?
В. С.: Срок производства получился огромный – больше года! Дело в том, что сначала мы сняли спектакль, сделали прогон без зрителей и досъемки камерой со стабилизатором. Но потом дирижер, послушав фонограмму, оказался недоволен какими-то сценами и решил их переписать. И поскольку у театра очень сложный репертуарный и гастрольный график, мы почти полгода ждали, когда соберется весь оркестр. Я в это время отсматривал отснятый материал, расписывал его, так что пауза была даже полезна. Монтаж тоже длился дольше обычного. Как правило, на это уходит не больше месяца. Но в этом спектакле, как я уже говорил, была невероятная сложность со сращиванием дублей – с этим я мучился три месяца. Такое у меня было первый раз в жизни. Повторю, я впервые снимал киноверсию балета, а учебников нет, нигде не прочтешь, как это делать, – приходилось изобретать все приемы и методы прямо на ходу.
– Это создавало дополнительные сложности?
В. С.: Не могу сказать, что меня это сильно расстраивало, скорее, было интересно, и я на самом деле многому научился. А что из этого получилось – судить зрителю.
Премьера киноверсии балета "Снежная королева" состоится 25 января в столичном кинотеатре "Октябрь". В этот же день стартуют показы в более чем 70 городах России. Билеты по ссылке