"Времена года. Переосмысление": спектакль оркестра "Виртуозы Москвы"
Камерный оркестр "Виртуозы Москвы" представил музыкальный спектакль, в котором произведения разных эпох звучат практически без перерыва. Из концертного зала "Зарядье" – Дженнет Арльт.
Эта программа исполняется без дирижёра, что нередко бывает в концертах барочной музыки. На репетиции всем процессом руководит концертмейстер оркестра Алексей Лундин. Музыканты выходят на сцену в полной темноте со свечами в руках — концерт заявлен как концерт-мистерия, все действие которого подчинено единой концепции. Музыкальное мерцающее полотно: сочинения Вивальди, Баха, Генделя перемежаются с европейской музыкой рубежа XIX-XX веков. Без пауз и без ведущего — в разговоре, который ведут между собой композиторы разных поколений, "Виртуозы Москвы" предлагают мысленно участвовать и слушателям.
"Мы хотим, чтобы слушатели погрузились в этот философский внутренний мир, подумали немножечко о себе, о жизни, о наших судьбах", – говорит директор Государственного камерного оркестра "Виртуозы Москвы" Никита Лебедев. Всего одна пауза за весь вечер — в полной темноте звучит голос Владимира Спивакова, читающего "Молитву" Экзюпери. Кульминация программы — рекомпозиция Макса Рихтера "Времена года", созданная в 2012 году на основе шедевра Антонио Вивальди.
Марк Рихтер — британский композитор, автор саундтреков к фильмам Ридли Скотта и Мартина Скорсезе, приверженец минимализма и неоклассики, мастер создавать кинематографическую атмосферность. В своем "переосмыслении" он оставил лишь четверть музыки Вивальди, преобразовав ее в новые музыкальные структуры. Философский смысл придает видеоряд, в котором широкими мазками дана история планеты – от сотворения и до возможного конца, к которому приложило руку человечество. Есть здесь и поезд в огне, и коляска, летящая по лестнице вниз, и колючие шарики вирусов. "Времена меняются, а люди остаются теми же. А с другой стороны, что-то происходит, и, может быть, как раз то, чего раньше не было. И старыми понятиями, возможно, нельзя будет оперировать и жить", – рассказывает скрипач, заслуженный артист России Алексей Лундин. “Времена года” Вивальди давно стали академическим шлягером, они звучат в концертных залах, в кино, в телефонах, в рекламе. Музыканты признаются, что когда сочинение становится очень популярным, его становится труднее любить. Макс Рихтер привнес в эту музыку дыхание и пульс нашего времени.