"Халатный" портрет Пушкина кисти Тропинина – в центре новой экспозиции на Мойке, 12
В музее на Мойке,12 новая выставка – "Тропинин у Пушкина". Она посвящена знаменитому "непарадному" портрету поэта. Художник написал его в 1827 году. Об истории создания полотна расскажет Екатерина Грициенко.
Спокойный, домашний, мечтательный – даже такой Пушкин преисполнен величия. Этот так называемый "халатный " портрет – одно из самых достоверных изображений поэта. Современники признавали поразительное сходство с натурой. К моменту создания портрета Пушкин только вернулся из михайловской ссылки, а Тропинину не так давно даровали вольную – 47 лет он был крепостным. Объединяло художника и поэта и то, что оба в 1827 году были на вершине славы. Александр Сергеевич уже написал "Руслана и Людмилу", "Бориса Годунова", "Бахчисарайский фонтан". Василий Андреевич получил звание "назначенного в академики", в том числе за свою "Кружевницу". Картина передает спокойствие и гармонию обыденной жизни. "Так художник видел женскую красоту, так он видел девушку из народа. И так он воспел потрясающий кропотливый труд кружевниц", – сказала директор Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени (с 2018 по 2025 г.) Ольга Журавлева.
Стиль, в котором работал Тропинин, "халатным" называли неофициально. Своих моделей он изображал в домашней обстановке, чтобы показать их истинную суть. Таким непарадным, неприглаженным хотел видеть на портрете своего друга Пушкина Сергей Соболевский. "Примечательна сама история, как Пушкин презентовал этот портрет Соболевскому. Он отдал портрет слуге, сам взял раму от картины, высунулся из этой рамы и начал гримасничать, чем привел Сергея Соболевского в состояние гомерического хохота", – рассказал сотрудник отдела фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина Алексей Пыжиков.
Пушкин и Тропинин встретились зимним днем в Москве в мастерской художника. Живописец по первому впечатлению создал эскиз, а затем – этюд к будущей работе. Уже на нем голубые глаза поэта исполнены особого блеска, черты лица подвижны и выразительны. А вот цвет халата в окончательном варианте мастер немного изменил. "Здесь есть, помимо основного – коричневого – цвета халата, еще вот такая сине-голубая отделка ворота. И так свободно открыта шея поэта. Замечательный портрет. И, должен сказать, какая-то особая энергетика исходит от этого портрета", – заметил президент Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергей Некрасов.
Здесь даже в мелких деталях кроется тайна. На большом и указательном пальцах поэта перстни. Один с изумрудом – на этой выставке он впервые предстал перед зрителями. Второй – подарок княжны Воронцовой. Витое кольцо надето печатью внутрь. Вот ее оттиск. Пушкин верил в силу талисманов. Возможно, именно они и спасли его легендарный портрет. Картину украли у Соболевского, подменив копией. Но спустя почти 30 лет подлинник отыскали. Так хранимый судьбой шедевр дошел до наших дней.