"Госфильмофонд" отреставрирует "Конька-Горбунка"
Новые краски для старой сказки – "Госфильмофонд" отреставрирует "Конька-Горбунка". При создании картины Александра Роу в 41-м году применяли метод двуцветной технологии, разработанный в Научно-исследовательском кино-фото-институте. По тем временам – настоящее волшебство, но восстанавливать такую плёнку сложно. Подробности у Станислава Анисимова.
Несовершенство советской системы цветопередачи, так называемой двухцветке Роу оправдал сказочной условностью. Обыгрывая её как приём, он воплотил на экране целостную палитру фильма. Её то и придётся восстановить сотрудникам "Госфильмофонда". Каждая краска важна ведь согласно сценарной заявке: цвет здесь используется как самостоятельный игровой элемент картины. "Вся сложность заключается именно в том, что необходимо отреставрировать этот негатив, который при наложении даёт цвет. "Конёк-Горбунок" – первый советский художественный сказочный фильм в цвете", – напомнил директор аналитического департамента Госфильмофонда России Анастасия Вознесенская.
В отечественном двухцветном процессе использовался комплект пленок бипак. После проявления сине-зелёный и красно-оранжевый негативы печатались на двухстороннюю плёнку, каждая из сторон вирировалась отдельно дополнительными цветами. Так изображение становилось цветным.
Цвет позволил Роу обогатить сказочный пейзаж, по-новому представить героев, их настроения, а так же костюмы. Однако восстанавливать Горбунка по этой двухцветной системе – не лучшая идея. Киновед Николай Майоров предложил специалистам "Госфильмофонда" иное решение. "Очень не хватает синего цвета. И в результате, как бы мы не крутили, к естественным цветам мы в любом случае не могли бы подойти, потому что у нас цветовой гаммы не хватало бы. Он предложил методом трёхцветки восстанавливать фильм", – пояснил начальник участка цветовой реставрации изображения и звука Госфильмофонда России Ильдар Якубов.
Особо стоит обратить внимание, речь идёт не о покраске фильма, а о работе с оригинальными цветами. Деревня, дворец, фантастические миры – каждая из этих сцен решена в своей цветовой стилистике, и определённо отдаёт дань народной живописной традиции. Первые зрители были в восторге. А что увидит современная публика? "Как добиваться схожести или точнее аутентичности с оригиналом. Есть пара красно-голубой цвет, либо, поскольку получить алый красный невозможно было, то делать вместо красного оранжевый. Реальные цвета были не голубой-красный, а пара синеватый-оранжевый", – рассказал заместитель директора Производственного департамента Госфильмофонда России Леонид Коновалов.
Ознакомиться с палитрой отреставрированного "Конька Горбунка" можно будет после окончания работы над картиной, которой занимаются сотрудники "Госфильмофонда".