Постоянную экспозицию Пушкинского музея пополнило полотно Луки Джордано "Святой Себастьян"
Постоянную экспозицию Пушкинского музея пополнило полотно Луки Джордано "Святой Себастьян". Сегодня картину впервые показали журналистам после реставрации. Один из крупнейших мастеров неаполитанского барокко получил прозвище "Лука, работающий быстро", а вот процесс восстановления полотна занял немало времени. Подробности – у Алии Шарифуллиной.
Этого "Святого Себастьяна" в Пушкинском музее еще никто не видел. Многие годы полотно Луки Джордано пребывало в запасниках, с тех самых пор, как поступило в музей. Его просто невозможно было экспонировать. Сильные, потемневшие лаковые покрытия, поздние записи скрывали подлинную живопись. Судить о его качестве, о характере мазка, о живописных приёмах художника было невозможно даже специалистам. "Еще до начала реставрации нам стало понятно, что в структуре картины значительные утраты красочного слоя. То есть, если говорить просто, кода-то краска отвалилась от холста, и вот на рентгенографии было очевидно", – говорит художник-реставратор отдела реставрации живописи ГМИИ им. А. С. Пушкина Николай Колесников.
Родившийся в Неаполе Лука Джордано славился мастерством и скоростью работы, за что получил прозвище Luca Fa-Presto, то есть "Лука работающий быстро". В Европе вряд ли найдется музей старого искусства, где бы не было его произведений. В России их тоже очень много, разных периодов, отражающих весь творческий путь художника. Долгое время считалось, что в собрании Пушкинского музея шесть полотен Джордано. Оказалось – семь. Многие его картины имеют неправильную атрибуцию. И "Святого Себастьяна" тоже приписывали другим мастерам. "Она определялась в разное время по-разному, но никогда не связывалась с именем Луки Джордано. Она считалась работы школы Рибере, испанского по происхождению художника, но неаполитанца. Всю жизнь он работал в Неаполе. Она приписывала просто неаполитанской школе. В общем, по-разному. Реставрация подтвердила атрибуцию. Подтвердила мои догадки, скажем. И атрибуция стала бесспорной", – комментирует главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А. С. Пушкина Виктория Маркова.
"Святой Себастьян" происходит из Императорских собраний. В Россию картина поступила в XVIII веке. До революции находилась в Мраморном дворце. На реставрационном столе полотно оказывалось не раз. Документальных свидетельств об этом нет, но следы, оставленные на поверхности и в структуре произведения, говорят о непростой жизни картины. Пережив глобальные исследования и реставрацию, "Святой Себастьян" уже занял свое место в зале итальянской живописи XVII века. В планах у Пушкинского музея сделать масштабную выставку работ Луки Джордано, куда войдет, конечно, и это полотно.