Центр визуальной культуры Béton приглашает на выставку "За стеной идеологии"
"За стеной идеологии". Центр визуальной культуры Béton представляет выставку работ советских и российских фотохудожников, которые стремились преодолеть традиционные визуальные нормы и границы. Осмотрела экспозицию – Анна Шустер.
Альтернативное социалистическому реализму художественное движение. Изучить его предлагают на выставке "За стеной идеологии" – где собраны работы представителей нонконформизма, которые стремились освободить фотографию от традиционных ограничений. Акцент здесь сделан на сочетании причудливых линий и сочетании цветов. Зрителям предлагают найти в изображениях собственный уникальный смысл, а не следовать сюжетной канве. Эту идею отражают и названия композиций. Вот, например, серия работ "Принцип случайности".
"Обычно фотографии XX века ассоциируются у зрителей с фоторепортажем. Эти работы были всегда востребованы, эти мастера выставлялись, но была еще и другая часть фотографий – искусство ради искусства", – говорит арт-директор Центра визуальной культуры Béton Алексей Логинов. Нередко судьба фотохудожников, работавших в экспериментальном формате, складывалась трагично. Одним из тех, кто оказался подвержен гонениям, был метафизик Валентин Самарин. В его фотоработах, обработанных химикатами, едва угадываются силуэты изящных балерин или сцены из "Мастера и Маргариты". "Все его работы посвящены параллельным вселенным. Валентин Прохорович не отказался от своих убеждений, когда попал в психдиспансер за то, что он пропагандировал. Представляете, это СССР, 70 годы!" – отмечает художница, соосновательница Центра визуальной культуры Béton Ольга Мичи.
В 1981 году он эмигрировал во Францию, но в конце жизни вернулся на Родину. И сейчас живет в Петербурге. Валентину Самарину 96 лет. Те, кто его знает, считают что жизненные силы художник черпает в свободе творчества. О ней же размышляет другой участник выставки – Андрей Чежин. В начале 90 он создал эту работу как автопортрет. Позже она стала частью серии "Красный квадрат". Фотохудожник пытался осмыслить происходящую в стране перестройку. Поверх черно-белого изображения он наклеил фрагмент такого же, только окрашенного анилином. "Это как наша история, мы ее срезаем, срезаем, а срезать не сможем", – рассказывает фотохудожник Андрей Чежин. О переломных моментах истории и судьбах империй, начиная с Римской, в своем искусстве размышляет и скульптор Борис Орлов. "Для меня очень важно было отражение духа, даже не столько форм, сколько духа империи – торжественность, эта фасадная обращенность, цветовая энергия, динамика", – утверждает скульптор Борис Орлов.
Каково место человека в этой динамичной Вселенной? Творчество представленных на выставке авторов может стать проводником в поиске ответов и новым эмоциональным опытом для тех, кто готов взглянуть на искусство без призмы рационализма.