Работы пионера цифрового искусства Константина Худякова – на выставке в Москве
"Метафизические зеркала Худякова". Так называется выставка художника Константина Худякова в Центре современного искусства МАРС. В экспозиции – результаты экспериментов с новейшими технологиями. Как создаются цифровые холсты – узнала Юлия Кундрюкова.
Выставка начинается уже на первом этаже, при входе в зоне кафе. И самая внушительная по размерам работа – "Не ждали". Она с дополненной реальностью. В специальном приложении картина оживает. "Не ждали" – это отсылка сразу к двум произведениям: одноименному полотну Репина и "Трем богатырям" Васнецова. И богатырей можно найти, и репинскую расстановку фигур. А в виртуальном мире все приходит в движение. Нейросети, искусственный интеллект – всеми этими новшествами отлично владеет Константин Худяков, который недавно отметил 80-летие. Его называют основоположником цифрового искусства в России. Этажом выше – его зеркальные панели с трехмерным изображением. "Это как айсберг. Сначала вы видите вершину, то, что сразу бросается вам в глаза. Но если вы подойдете к картине, к лайт-панели, посмотрите внимательно, загляните вглубь, то вы увидите очень много философских смыслов, метафор", – рассказывает куратор выставки Елена Котякова.
Один из повторяющихся образов – стрекоза. Художник наделяет этих существ ангельской природой. У него немало работ на религиозные темы – "Благая весть", "Лампа Адама". Не меньше завораживает и техника, в которой выполнены эти работы на панелях. Они называются зеркалами – потому что по сути являются бесконечными отражениями. "Задаю текстуру, фактуру, "леплю" персонажей, свет, динамику, анимацию делаю. Потом ставлю камеру – камера делает 240 снимков, файлов. Эти 240 файлов я отдаю уникальному инженеру – Алексею Горяеву. Который эти 240 файлов начинает синтезировать и препарировать таким образом, что разбивает на совершенно микроскопические фрагменты по вертикали", – говорит заслуженный художник России Константин Худяков.
Это изображение перекрывается растровой линзой, благодаря чему превращается в трехмерное. Константин Худяков утверждает, что так в мире больше не делает никто. "Их зеркальные поверхности отражают все, что окружает предметы на картине. Таким образом, внутри картины создается достоверная природа – природа зеркальности", – отмечает экскурсовод Максим Егоров. В этих зеркалах мир виртуальный и реальный, кое-где можно увидеть пейзажи. Отражение сознания и подсознания. Больше всего Константин Худяков любит изображать женщин – здесь целая серия. "Серебряная природа женщины", "медовая", то есть очень привлекательная, и, например, "кубистическая", которая посвящена художнику Аристарху Лентулову. Есть элементы поп-арта, сюрреализма – словом, Константин Худяков взял все свои любимые направления в искусстве и синтезировал, добавив свою любовь к архитектуре и уникальную технику исполнения.