"Я могу нарисовать рыбака" – ретроспективная выставка в столичной галерее VLADEY Space
"Я могу нарисовать рыбака" – так назвал Павел Пепперштейн ретроспективную выставку в столичной галерее VLADEY Space. В экспозиции – работы за полвека. Самый ранний рисунок сделан в восемь лет. Зачем художнику понадобились свои детские опусы? Репортаж Юлии Кундрюковой.
"Я могу нарисовать рыбака": художник сказал – художник сделал. Павел Пепперштейн для этой выставки написал полноформатную живописную работу на основе своего старого рисунка середины 80-х. Главный герой – рыбак. Флегматичный, как будто погруженный в транс, почти неодушевленный. "В какой-то момент, столкнувшись с этими старыми работами своими, я почувствовал желание превращать их в картины. Что и начал делать. Вот это как бы собственно начало, как я надеюсь, большой серии", – говорит художник Павел Пепперштейн. Рыбаков он рисовал не раз. Говорит, что в детстве был "анти-рыбаком": вертелся рядом и кидал пойманных рыб обратно в воду, как только взрослые зазеваются. Теперь он ощущает Павла-ребенка своим нынешним соавтором. И эта выставка по его задумке должна этот факт продемонстрировать. Она – ретроспективная, работы художника за последние 50 лет.
Ранние работы вперемешку с теми, которые были сделаны недавно – так задумано самим Павлом Пепперштейном. Это такая игра со зрителем: можно угадывать, где работы начинающего, а где – уже зрелого художника. Игра с подсказками: почти на всех работах указана дата. Но суть не в правильных ответах, а в том, чтобы показать связь. Как говорят коллеги Павла Пепперштейна, ему повезло больше других: в то время как его сверстники тянулись к московским концептуалистам, Павел среди них рос. Его родители – Виктор и Ирина Пивоваровы. И с рождения художника окружали их единомышленники – в том числе Илья Кабаков, предположительно – прообраз того самого рыбака. "Я думаю, что герои, конечно, могут меняться. Видите, появляется за Лениным и Наполеон. Появляется, может быть, конструктивизм, которого не было. То, что и общество меняется, и какие-то идеи меняются. Но Павел Пепперштейн, он гениальный рисовальщик и остается таким и на сегодняшний день", – считает галерист Владимир Овчаренко.
Вот самая ранняя работа Пепперштейна на этой выставке – "Телеграмма", художнику – восемь лет. Текст с самого начала был неотъемлемой частью его рисунков. Но и не только частью: Павел Пепперштейн выпустил несколько романов как писатель. Кстати, в этом деле он тоже возвращается в детство: работает со своими первыми заметками. Есть на выставке и серии. Например, "Зри в корень", посвященная Козьме Пруткову. Или "Алиса в стране чудес". "Например, в детстве он придумал вымышленный город Блюмаус, который полностью описал, каталогизировал, выдумал жителей этого города, придумал им государственный уклад. И более того, даже придумал искусство, которое должно быть в этом городе", – комментирует научный сотрудник галереи VLADEY Space Катерина Вахрамцева.
Здесь – рисунки головных уборов, которые носили жители Блюмауса. В детстве Павел Пепперштейн сделал иллюстрации к роману "Процесс" Франца Кафки. В юности придумал историю про архивы Жаклин Кеннеди, найденные в одной из квартир Минска. А вот одна из недавних фантазий на тему нашумевшего сериала "Игра престолов", где в роли Дейнерис – Любовь Орлова. Эта выставка, по словам художника, – протест против современных установок к непрерывным изменениям. Он же, напротив, сторонник постоянства. Но признается, что, скорее всего, это противостояние проиграл.