Мариинский театр представил оперу "Тангейзер" на исторической сцене Большого
Вагнер в современной интерпретации. Фестиваль опер великого немецкого композитора открылся в Большом спектаклем Мариинского театра "Тангейзер". Историю о любви и вере – за мрачностью реальности – увидела Анастасия Павлова.
Спустя сотню лет "Тангейзер" Вагнера вновь в Москве, на сцене Большого театра. Эта опера – история о любви и вере поэта-музыканта Тангейзера. Мариинский театр поставил спектакль в двух версиях. В столицу привезли Дрезденскую редакцию оперы по названию города, где состоялась ее мировая премьера 180 лет назад. Ее отличает 15-минутная увертюра, предваряющая 3 акта. "Музыка – это наш диалог с Богом. Я всегда ставлю задачу не прикладную, а задачу, чтобы театральными способами сделать эту музыку более доступной зрителю", – говорит режиссер Вячеслав Стародубцев.
Действие оперы перенесли из романтических сказочных декораций. Богиня чувственных удовольствий и красоты Венера, у которой год гостил Тангейзер, здесь обитает практически в доме терпимости. Друзья главного героя – не рыцари в доспехах, а компания в черных кожаных плащах. Путь от мифологической части сюжета – к исторической состязанию певцов, а потом и к христианской. Паломничество Тангейзера сопровождается видеопроекциями. "Тангейзер" – это очень глубокие смыслы и задача режиссера – не переиначивать какие-то смыслы. А найти театральную глубину. Чтобы она соответствовала этой великой музыке", – продолжает режиссер Вячеслав Стародубцев. Партия Тангейзера – "вагнеровского" тенора считается одной из самых сложных как с вокальной, так и с актерской точки зрения. Это отмечал и сам композитор.
"Вагнер называл себя писателем. Он не называл себя композитором. Поэтому вначале писал текст. А потом читал этот текст своим друзьям, а далее на этот текст накладывал музыку. Поэтому все интонации, все отношения, все характеры в музыке есть", – рассказывает солист оперной труппы Мариинского театра Михаил Векуа. С постановки "Тангейзер" начинается марафон Вагнера на сцене Большого. "Тангейзер – это один из гениальных первенцев великого композитора. Мне кажется, вполне уместно начинать с этого. Конечно, здесь появятся и друге значительные произведения Рихарда Вагнера. И через несколько месяцев мы будем констатировать, что Вагнер уже в огромных масштабах. Я не преувеличиваю. Вернулся на сцену Большого театра", – рассказывает ген. директор Большого театра, худрук – директор Мариинского театра, народный артист России Валерий Гергиев. Несмотря на современную интерпретацию, главная мысль "Тангейзера" все та же. Любовь и вера способны сотворить чудо.