"Носороги" – спектакль по пьесе Ионеско в театре "У Никитских ворот"
"Носороги" – премьера в театре "У Никитских ворот". Марк Розовский уже обращался к пьесе Эжена Ионеско 20 лет назад. Новая постановка не повторяет предыдущую, но вопрос, который ставят и автор, и режиссер, всё тот же. Стоит ли доверять коллективным истинам? Разбиралась Анна Шустер.
Открыть знаки Ионеско методами великого русского театра переживания. Такую задачу поставил перед собой режиссер Марк Розовский, когда начинал работу над одной из самых известных пьес классика драматургии абсурда. И вот "Носорогов" представляют зрителям. Символ превращения личности в машину, лишенную индивидуальности. Таким "носорога" увидели создатели спектакля. Сначала носорогом становится один человек. Это вызывает у остальных жителей города шок. Но по мере развития сюжета превращения начинают затрагивать всё больше людей и перестают кого-либо удивлять. На сцене показано, как концепция оносороживания проходит все стадии принятия – от немыслимой, радикальной до приемлемой, а затем "разумной".
Лишь главный герой постановки считает происходящее дикостью и пытается остаться человеком. Исполнитель роли Беранже размышляет о противоречиях, заложенных в характере этого персонажа автором пьесы. "Казалось бы, простак, пьяница, и вдруг такая сила! Этим он как раз берет зрителя. Драматург", – поделился заслуженный артист России Юрий Голубцов.
Пусть Беранже не прагматичный и не хозяйственный, но главное – у него живой ум. Это свойство и помогает герою не потерять человеческое лицо. "Один против всех, буду защищаться", – говорит он. Впервые спектакль о носорогах поставили в парижском театре "Одеон" в 1960 году. Но замысел пьесы начал созревать у Ионеско еще в юности, во время учебы в Бухаресте, когда многие его знакомые присоединились к фашистскому движению "Железная гвардия" в Румынии. Было это в конце 30-х годов. Позже современники Ионеско трактовали пьесу как антифашистскую, хотя сам автор утверждал, что его замысел не ограничивался этой задачей. "Не хватает таких борцов. И я надеюсь, что, посмотрев этот спектакль, каждый в себе откроет этого борца, внутри, и подумает: нет, я не хочу быть как все, я хочу стать лучше, чем я есть!" – призналась актриса Николина Калиберда.
Одним из острых вопросов, с которым в театре столкнулись во время постановки "Носорогов", стал вопрос детализации образов. Рога и маски на актерах отсутствуют большую часть времени, оносороживание они передают в основном пластикой. "Передать непередаваемое – это очень серьезное испытание для театра. Как реалистично и правдиво существовать в самом остром гротеске...", – отметил режиссер-постановщик, народный артист России Марк Розовский.
Порой фантасмагория объяснима, а реальность – нет, говорит режиссер. Он убежден: куда бы ни был направлен прогресс, привычку отдельного человека следовать за толпой трудно искоренить до конца. А потому пьеса Ионеско сравнима с оздоровительной пощечиной.