3 февраля 2025, 08:51 3 февраля 2025, 09:51 3 февраля 2025, 10:51 3 февраля 2025, 11:51 3 февраля 2025, 12:51 3 февраля 2025, 13:51 3 февраля 2025, 14:51 3 февраля 2025, 15:51 3 февраля 2025, 16:51 3 февраля 2025, 17:51 3 февраля 2025, 18:51

Московская филармония продолжает цикл концертов "Другое пространство"

  • Картинка
  • Московская филармония продолжает цикл концертов "Другое пространство"
  • Картинка
    Московская филармония продолжает цикл концертов "Другое пространство"
  • Московская филармония продолжает цикл концертов "Другое пространство"
Уже четвертый сезон на вечерах этого абонемента классику мирового музыкального авангарда объединяют с новыми сочинениями современных авторов.

Московская филармония продолжает цикл концертов "Другое пространство". Уже четвертый сезон на вечерах этого абонемента классику мирового музыкального авангарда объединяют с новыми сочинениями современных авторов – и, как правило, это премьеры. Репортаж Дженнет Арльт.

Концерты цикла "Другое пространство" — для ценителей музыкального авангарда. В исполнении Российского национального молодёжного симфонического оркестра под управлением Федора Леднёва — насыщенные звуковой мощью сочинения авангардистов- классиков Эдгара Вареза и Альбана Берга. И концерт нашего современника Фараджа Караева "Двадцать лет спустя — ностальгия...", основанный на музыкальных монограммах Шнитке и Денисова. "Наверное, сложнее сегодняшней программы, у Российского национального молодёжного симфонического оркестра программ ещё не было. И действительно, это огромный вызов для нас, для всех, потому что здесь мы перешагиваем через себя, перешагиваем через свой технический, технологические потолки", – объяснил артистический директор Российского национального молодёжного симфонического оркестра Илья Репенак.

Грандиозный финал вечера — Мировая премьера "Скрипичного концерта" российского композитора Владимира Горлинского. Сочинение, написанное к 100-летию Леонида Когана по заказу его внука Даниила в рамках программы "Ноты и квоты". Владимир Горлинский обращается к теме "перевернутых концертов". Если традиционно в жанре скрипичного концерта — главная фигура — это солист, стоящий впереди оркестра и ведущий его за собой, то здесь композитор играет с этой формой и трансформирует её, распределяя роли совершенно иным образом.

"Скрипичный концерт" носит подзаголовок "Поэма без героя". Герой-солист вроде бы есть, но он мечется между сценой и зрительным залом, проходит сквозь оркестр, появляется на самом верху балкона или в партере. "Роль солиста в современном обществе, ведь это не какая-то незыблемая константа, которую возвели, которая не может трансформироваться, а что-то скорее надуманное, придуманное. И в современном обществе происходит, возможно, в головах пока самих исполнителей, какой-то крах идеализации солистов", – рассказал скрипач Даниил Коган.

За солистом перемещаются и другие музыканты. Они появляются в разных частях зала. Начинается "театр звука", когда музыка слышна не только со сцены, а обволакивает зрителя со всех сторон. "Остальные скрипачи оркестра выступают как alter ego солиста, его тени. Они тоже начинают играть каденцию параллельно солисту. И вся эта каденция наполняет звучание зала", – поделился композитор Владимир Горлинский.

Еще одной тенью солиста становится голос. Он витает в зале, но источника не видно. Солистка ансамбля N’Caged Ольга Россини свою партию поёт за кулисами, на сцену она выйдет только в финале. "Там и народный будет звук немножечко и ласкающий слух, привычный, академичный и, наоборот, умышленно неприятный, прорезающий. Володя использует голос как краски", – отметила певица Ольга Россини.

Рассеиваясь в пространстве, оркестр — вопреки традиции — действует не как единый механизм, а сообщество разных индивидуальностей. "Скрипичный концерт" Владимира Горлинского для многих музыкантов Российского национального молодёжного симфонического оркестра стал возможностью исполнить свои пусть небольшие, но сольные партии.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация