Московская филармония продолжает цикл концертов "Другое пространство"
Московская филармония продолжает цикл концертов "Другое пространство". Уже четвертый сезон на вечерах этого абонемента классику мирового музыкального авангарда объединяют с новыми сочинениями современных авторов – и, как правило, это премьеры. Репортаж Дженнет Арльт.
Концерты цикла "Другое пространство" — для ценителей музыкального авангарда. В исполнении Российского национального молодёжного симфонического оркестра под управлением Федора Леднёва — насыщенные звуковой мощью сочинения авангардистов- классиков Эдгара Вареза и Альбана Берга. И концерт нашего современника Фараджа Караева "Двадцать лет спустя — ностальгия...", основанный на музыкальных монограммах Шнитке и Денисова. "Наверное, сложнее сегодняшней программы, у Российского национального молодёжного симфонического оркестра программ ещё не было. И действительно, это огромный вызов для нас, для всех, потому что здесь мы перешагиваем через себя, перешагиваем через свой технический, технологические потолки", – объяснил артистический директор Российского национального молодёжного симфонического оркестра Илья Репенак.
Грандиозный финал вечера — Мировая премьера "Скрипичного концерта" российского композитора Владимира Горлинского. Сочинение, написанное к 100-летию Леонида Когана по заказу его внука Даниила в рамках программы "Ноты и квоты". Владимир Горлинский обращается к теме "перевернутых концертов". Если традиционно в жанре скрипичного концерта — главная фигура — это солист, стоящий впереди оркестра и ведущий его за собой, то здесь композитор играет с этой формой и трансформирует её, распределяя роли совершенно иным образом.
"Скрипичный концерт" носит подзаголовок "Поэма без героя". Герой-солист вроде бы есть, но он мечется между сценой и зрительным залом, проходит сквозь оркестр, появляется на самом верху балкона или в партере. "Роль солиста в современном обществе, ведь это не какая-то незыблемая константа, которую возвели, которая не может трансформироваться, а что-то скорее надуманное, придуманное. И в современном обществе происходит, возможно, в головах пока самих исполнителей, какой-то крах идеализации солистов", – рассказал скрипач Даниил Коган.
За солистом перемещаются и другие музыканты. Они появляются в разных частях зала. Начинается "театр звука", когда музыка слышна не только со сцены, а обволакивает зрителя со всех сторон. "Остальные скрипачи оркестра выступают как alter ego солиста, его тени. Они тоже начинают играть каденцию параллельно солисту. И вся эта каденция наполняет звучание зала", – поделился композитор Владимир Горлинский.
Еще одной тенью солиста становится голос. Он витает в зале, но источника не видно. Солистка ансамбля N’Caged Ольга Россини свою партию поёт за кулисами, на сцену она выйдет только в финале. "Там и народный будет звук немножечко и ласкающий слух, привычный, академичный и, наоборот, умышленно неприятный, прорезающий. Володя использует голос как краски", – отметила певица Ольга Россини.
Рассеиваясь в пространстве, оркестр — вопреки традиции — действует не как единый механизм, а сообщество разных индивидуальностей. "Скрипичный концерт" Владимира Горлинского для многих музыкантов Российского национального молодёжного симфонического оркестра стал возможностью исполнить свои пусть небольшие, но сольные партии.
