Инсталляция "Окно в детство" открылась в галерее "Артишок"
Мишки, неваляшки и банки с соленьями стали экспонатами в галерее "Артишок". Выставку работ молодых художников посвятили бабушкам. Вернуться в детство нельзя, но можно помнить тех, кто тебя любил и поддерживал. Репортаж Алии Шарифуллиной.
Мы приходим к бабушке домой и сразу, конечно, за стол, потому что "Ты смотри как исхудал!", "Пока не доешь – из-за стола не выйдешь", "Всю силу на дне тарелки оставляешь". А после обеда можно посмотреть и телевизор, где нас с бабушкой ждет увлекательный контент. "Окно в детство" Галины Сафиной – инсталляция, воспоминание о времени, проведенном в деревне у бабушки. Слагаемых не счесть. Здесь и деревянные ложки, и те самые "кристаллы" из люстры "Каскад", сервиз, к которому нельзя прикасаться. А вот к арт-объекту художницы можно и даже нужно, чтобы окунуться в собственное детство.
"Эту работу можно изучать 5 органами чувств. Тут есть колбочки с запахом дома в деревни. Леденцы, чтобы можно было попробовать детство на вкус и окунутся полностью во воспоминания. Все потрогать, все изучить, чтобы зритель смог создать диалог и сказать: "спасибо" и "до свидания" этому всему!" – говорит художница Галина Сафина. Когда будущее, а иногда и настоящее туманно, мы цепляемся за то, что нам знакомо. Ностальгия дает убежище в привычном: узнаваемой упаковке, музыке, образах, например, той самой бабушки, которая говорит: "Дай поцелую и все пройдет". В этом метафорическом собирательном образе дома детства – работы 47 современных художников, которые через разные медиумы исследуют свои семейные традиции. "Исследуют те ценности, которые передаются в семьях. Исследую чувства, эмоции, которые возникают у каждого зрителя, у каждого человека. Детские воспоминания, ощущения от дома и семьи. Нам было интересно исследовать эту тему с разных сторон", – рассказывает куратор выставки, директор культурного центра "Артишок" Ольга Шмуклер.
Инсталляция Анны "Тоска по уходящему сезону" основывается на ее воспоминаниях о том, как они с отцом собирали яблоки и каждое заворачивали в газету, чтобы еще какое-то время сохранить их свежесть и вкус. "Яблоко облицовано сказкой, которую мне в детстве читали мои любимые бабушки. Это именно про моих бабушек, которых, к сожалению, сейчас нет. Внутри яблоко наполнено гречкой, потому что раньше делали погремушки из гречки", – отмечает художница Анна Тишкина. Проект Леши Непетровича в технике пуантилизма. О том, как сейчас живется нашим детским игрушкам, свидетелям наших побед и разочарований, объектам нашей верности и предательства. "Там закончилось детство. И две игрушки – медведь и лошадь – ищут своего нового хозяина. Ищут свое детство. А неваляшка спряталась за дверью. Она не верит. И, наверное, надеется, что ее не предали, что она останется в этом доме. И будет продолжать радовать хозяина", – утверждает художник Алексей Непетрович. В одном пространстве переплетаются старые фотографии и семейные реликвии, сказки и знакомые предметы быта. Авторы предлагают зрителю обратиться к личному опыту – увидеть собственные истории, поразмышлять о безусловной любви и мудрости, вспомнить, что, как писал Фредерик Бакман, "бабушки всегда сражаются на стороне добра и печенья".