Марк Розовский – о премьере спектакля "Носороги" в театре "У Никитских ворот"
Пьеса "Носороги" актуальна до сих пор, и в этом ни с Розовским, ни с кем другим не поспоришь. Интересно понять, почему она не перестанет быть актуальной никогда. Причину объясняет теория, которая была разработана много позже, в середине девяностых, и закрепившийся в политической науке термин "Окно Овертона". Теория Джозефа Овертона описывает механику продвижения в общественном сознании какой-нибудь идеи, даже самой отвратительной: сначала – нет, это немыслимо; потом – радикально; затем – пожалуй, приемлемо; далее – вполне разумно; и наконец – это стандартно, в общем нормально. Сегодня мы добавили бы – предпочтительно: не станешь носорогом, затопчут.
Пьеса конца пятидесятых "Носороги" почти в точности передает эту схему. И заметим, что в носорога не превращается самый неправильный, неаккуратный, неуважаемый, попивающий, не самый глубокомысленный. Странновато, немного. Но Марк Григорьевич и этому находит объяснение, с высоты своего театрального опыта. Его театральная судьба, кстати, начиналась именно с интереса к театру абсурда.
